Народный календарь: Петров день в традициях белорусов
07.07.2022 07:06:07
На будущей неделе (12 июля) православные верующие отметят день святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Святых Петра и Павла народ воспринимал как помощников в летних работах, прежде всего в косьбе. Говорили: «Святы Пётр у косы звонiць, святы Павел граблi робiць». День окутывает теплым как парное молоко воздухом. Звонко звенят косы на лугах, травы наполняют чудесным ароматом все вокруг.
От количества сена зависит, насколько будет сытой «уся хатняя жывёла» зимой. К слову, коса (как основная «прылада») упоминается в наших песнях и связывается не только с именами Петра и Павла. Помощниками выступают и другие святые — Иван, Кузьма, Демьян.
С косой связан целый ряд запретов и примет. Так, через нее нельзя переступать женщине. Запрещается класть ее на землю.
Петров день — знаковый для «земляроба». С этой поры начинает входить в колос рожь и пшеница. Говорят так: «Святы Пятро жыта спелiць», «Святы Пятро — жыта ядро».
А еще день знаковый с точки зрения народной метеорологии. В середине июля наши предки прикидывали, чего ожидать в будущем. Дождь не предвещал ничего хорошего: «Калi Пётр і Павел плачуць, то праз тыдзень людзi сонца не ўбачаць». Новый год по этим приметам получится с «завiрухай». Осадки показывают, что с урожаем будет довольно туго: «На Пятра пойдзе дождж — будзе жыта, як хвошч».
На 14 июля приходятся летние Кузьма и Демьян. Святые в народных представлениях выступали помощниками на сенокосе. Говорили: «Святы Кузьма і Дзям’ян прыйшлi, на сенакос пайшлi. Косы востраць, сена грабяць». Кузнецы устраивали себе выходной, ведь издавна святые считались опекунами «кавальства» у восточных славян.
Сразу после праздника надо было готовиться к жатве, «сярпы рабiць для жнеек маладых». Серп — особая «прылада». У нас к нему относятся с большой «павагай». Его в народе считают как бы продолжением руки самой работницы.
Святых Петра и Павла народ воспринимал как помощников в летних работах, прежде всего в косьбе. Говорили: «Святы Пётр у косы звонiць, святы Павел граблi робiць». День окутывает теплым как парное молоко воздухом. Звонко звенят косы на лугах, травы наполняют чудесным ароматом все вокруг.
От количества сена зависит, насколько будет сытой «уся хатняя жывёла» зимой. К слову, коса (как основная «прылада») упоминается в наших песнях и связывается не только с именами Петра и Павла. Помощниками выступают и другие святые — Иван, Кузьма, Демьян.
С косой связан целый ряд запретов и примет. Так, через нее нельзя переступать женщине. Запрещается класть ее на землю.
Петров день — знаковый для «земляроба». С этой поры начинает входить в колос рожь и пшеница. Говорят так: «Святы Пятро жыта спелiць», «Святы Пятро — жыта ядро».
После Петрова поста разговлялись сыром. Делали его по старинным рецептам — обязательно должен быть с тмином и солью. В некоторых регионах хозяйки по-особому перетирали сыр с маслом, пересыпали солью и хранили аж до Масленицы.С окончанием поста приходил и период летних свадеб. Отсюда и поговорка: «К Пятру i дачку адбяру».
А еще день знаковый с точки зрения народной метеорологии. В середине июля наши предки прикидывали, чего ожидать в будущем. Дождь не предвещал ничего хорошего: «Калi Пётр і Павел плачуць, то праз тыдзень людзi сонца не ўбачаць». Новый год по этим приметам получится с «завiрухай». Осадки показывают, что с урожаем будет довольно туго: «На Пятра пойдзе дождж — будзе жыта, як хвошч».
На 14 июля приходятся летние Кузьма и Демьян. Святые в народных представлениях выступали помощниками на сенокосе. Говорили: «Святы Кузьма і Дзям’ян прыйшлi, на сенакос пайшлi. Косы востраць, сена грабяць». Кузнецы устраивали себе выходной, ведь издавна святые считались опекунами «кавальства» у восточных славян.
Сразу после праздника надо было готовиться к жатве, «сярпы рабiць для жнеек маладых». Серп — особая «прылада». У нас к нему относятся с большой «павагай». Его в народе считают как бы продолжением руки самой работницы.