2022 год проходит в Беларуси под знаком исторической памяти. Одна из самых трагических и героических страниц прошлого нашей страны связана с Великой Отечественной войной. Сколько бы десятилетий ни прошло с той поры, мы, потомки победителей, не перестаем восхищаться мужеством и самоотверженностью тех, кто спас мир от коричневой чумы. Сегодня предпринимается немало попыток фальсифицировать историю. Не допустить искажения исторической правды, сохранить память о подвигах советских людей для будущих поколений — наша святая обязанность. Именно этой цели служит новый мультимедийный проект издательского дома «Беларусь сегодня» и Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны «Оружие героев». На страницах наших изданий, на сайте SB.BY мы расскажем, как сражались и как побеждали наши отцы, деды и прадеды. Основанные на материалах фондовых коллекций музея публикации — это возможность вновь и вновь прикоснуться к героическому наследию белорусского народа, ощутить силу духа наших предков, поучиться у них стойкости и преданности Родине.
Сегодня знаменитый самолет Ли-2, стоящий на открытой площадке у Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, — единственный в своем роде на территории страны. 45 лет назад он прибыл в Минск из Ленинграда, чтобы навсегда из летной машины перейти в музейные экспонаты.
Заглядываем внутрь крылатой машины с красной звездой. В просторном салоне светло и уютно. В кабине все выглядит поразительно реалистично: приборы, штурвал, сиденья. Кажется, будто пилот вышел на минутку, вот-вот вернется — и мы взлетим! Но эта птичка уже свое отлетала.
Когда в 1930-х Советскому Союзу требовался новый современный пассажирский самолет, для быстрого освоения и производства была закуплена лицензия у американской фирмы на выпуск Douglas DC-3.
Так была налажена сборка знаменитого Ли-2. Уже в 1940-х его модифицировали под боевой. Конструкторы думали, что универсальность модели даст возможность расширить ее назначение. Еще до войны предлагалось создать на базе пассажирского судна боевой самолет. Однако реализовывать задуманное пришлось буквально в полях.
Чем же он был примечателен и какой след оставил в небе над Беларусью?
С внезапным началом войны практически все Ли-2 собрали в отдельные группы Гражданского воздушного флота. Полсотни таких самолетов вошли в состав Московской авиагруппы особого назначения. Уже в начале июля они доставляли боеприпасы, медикаменты и горючее войскам Западного фронта, попавшим в окружение под Минском. Обратными рейсами вывозились раненые. Кроме того, с сентября по декабрь Ли-2 летали в блокадный Ленинград.
Уже в первые месяцы 1942 года самолет доработали под ночной бомбардировщик, но с возможностью выполнения им транспортных задач. Под центропланом разместили держатели для бомб от 100 до 500 килограммов. Экипаж состоял из шести человек: два летчика, штурман, борттехник, радист и стрелок.
Примечательно, что в некоторых частях пассажирские самолеты переделывали в боевые прямо на аэродромах: местные умельцы собственноручно делали турель, в кратчайшие сроки спроектированную инженером Михаилом Куликом. В хвосте появились два пулемета. Кроме этого, установили бронеспинки и чашки сидений под парашюты.
Все эти доработки ввели и на серийном производстве, добавив в носовой части пулемет ШКАС. Уже к середине 1942-го численность боевых машин составляла 180 единиц, а в дальнейшем их выпуск достигал 40 самолетов в месяц.
В фондах Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны собрано немало материалов о гвардии полковнике, командире 105-го гвардии авиаполка Евгении Клуссоне.
По его инициативе с октября 1942 года начались массовые полеты с «большой земли» на оккупированные территории Беларуси, Прибалтики, Калининской и Смоленской областей. Опытные летчики проложили воздушный путь к непроходимым болотам и густым лесам. Знаменитые партизанские бригады А. Д. Гуркова, Д. Ф. Райцева, М. Ф. Бирюлина, М. Ф. Шмырева, Я. З. Захарова, М. И. Бедина стали получать боеприпасы и оружие, медикаменты и средства связи. На самолетах на оккупированные территории доставляли подготовленные диверсионные группы, а в тыл забирали раненых и больных, детей и женщин, трофейные документы и разведданные.
Впрочем, прорываться к партизанам под ожесточенным огнем бдительного врага было непросто. Дневные вылеты сопровождались серьезными потерями техники и личного состава. Поэтому, чтобы сберечь людей и самолеты, вопреки инструкциям, была создана специальная ночная эскадрилья (в народе «партизанская»).
Посадить большую крылатую машину ночью на замаскированном аэродроме, да так, чтобы враг не заметил, было крайне трудно. Маяками для пилотов служили партизанские костры, которые вспыхивали на считаные минуты по команде «слухачей», определявших по звуку наши самолеты.
Летчики 105-го полка выполнили 6553 вылета к партизанам.
А Евгений Клуссон сыграл особую роль и в послевоенной истории нашей страны: сюда перебазировали его прославленных авиаторов, которые фактически заложили основу белорусского гражданского воздушного флота.
После успеха в военное время Ли-2 продолжали выпускать не только для нужд внутри страны, но и на экспорт вплоть до 1953-го. Самолет, который сегодня можно увидеть в музее, был одним из последних, собранных на заводе.
КАРТОЧКА ЭКСПОНАТА
➤ Пассажирский и транспортный самолет Ли-2
➤ Год выпуска самолета — 1953
➤ Завод-изготовитель — № З4
➤ Серия самолета — 443
➤ Номер самолета в серии — 09
➤ Первый бортовой номер — 56
КСТАТИ
На Ли-2 в ночь на 9 мая 1945 года уроженец Витебщины Алексей Семенков доставил в Берлин представителей советского правительства. Назад в Москву на этом же самолете привезли акт о капитуляции фашистской Германии и Знамя Победы.
Впрочем, на этом боевая слава Ли-2 не закончилась. Во время советско-японской войны в ключевые пункты и наиболее крупные города Северо-Восточного Китая, Ляодунского полуострова, Кореи на таких самолетах отправляли воздушные десанты.
➤ Пассажирский и транспортный самолет Ли-2
➤ Год выпуска самолета — 1953
➤ Завод-изготовитель — № З4
➤ Серия самолета — 443
➤ Номер самолета в серии — 09
➤ Первый бортовой номер — 56
КСТАТИ
На Ли-2 в ночь на 9 мая 1945 года уроженец Витебщины Алексей Семенков доставил в Берлин представителей советского правительства. Назад в Москву на этом же самолете привезли акт о капитуляции фашистской Германии и Знамя Победы.
Впрочем, на этом боевая слава Ли-2 не закончилась. Во время советско-японской войны в ключевые пункты и наиболее крупные города Северо-Восточного Китая, Ляодунского полуострова, Кореи на таких самолетах отправляли воздушные десанты.
kurak@sb.by и Эдуард Герасименок, ведущий научный сотрудник отдела военно-фронтовой истории Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны