Как изготовить то, чего нет, и что важнее: руки или фантазия? Бутафор театра кукол – о своей работе
20.10.2022 13:55:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
Что можно сделать из ничего и тем самым наполнить спектакль магией, как часто желательно проводить в цеху «расхламление» и зачем вообще что-то изготавливать, если можно использовать настоящее? Художник-бутафор Белорусского государственного театра кукол Петр Федорцов отвечает на вопросы о своей работе.
1. Итак, хочу стать бутафором. С чего начать?
– В одной советской книжке как-то прочитал: чтобы стать бутафором, нужно изучить основы 14 профессий. Уметь шить, знать химию, конструирование, основы пайки, столярное дело. Параллельно быть скульптором, художником, уметь работать с различными материалами – в общем, там был перечень навыков и умений. Я начал все это осваивать в шесть лет, когда увлекся фокусами. Так как реквизит для трюков раньше не продавался и найти необходимые предметы было крайне трудно, пришлось мастерить их самому на коленке. Чуть позже эти умения пригодились мне в работе. Можно даже сказать, что именно через фокусы я пришел к профессии бутафора. К сожалению, в нашей стране бутафоров не готовят, даже специальных курсов нет. Мне повезло: с 1964 года в театре работает известный мастер Олег Владимирович Николайчик, а также Ольга Дворовая. Они передают мне секреты мастерства, обучают, подсказывают. А по образованию я менеджер социокультурной сферы.2. Бутафория и реквизит: в чем разница?
– Объясню на примере. Скажем, на сцене находится полка с книгами. Один том у артиста в руке. Так вот, настоящая книга, которую держит герой, – это реквизит. А издания на полке могут быть ненастоящими, пустыми внутри. Они специально изготавливаются таким образом, чтобы облегчить декорацию. Соответственно эти книги бутафорские. Другими словами, то, что делается специально для спектакля, – это и есть бутафория.3. В детстве мастерили поделки из веток и желудей?
– И не только. Все, что находил на улице, и все, что было под руками, шло в дело. При этом я не умею рисовать! Когда устраивался в театр, сразу предупредил. На что мне ответили: «Так от вас этого никто и не требует, у нас есть художники, они все нарисуют». Задача бутафора – начертить. В некоторых театрах художник отдает эскиз и, как он нарисовал, так и должно быть. У нас, к счастью, ты сам можешь предлагать различные варианты, всегда есть люфт для творчества.4. Деньги приходилось подделывать?
– Вообще, это уголовно наказуемое деяние, поэтому нет, конечно. Но для кино или фокусов изготавливали какие-то специальные шуточные купюры.5. Как сделать то, чего не существует в природе?
– Пойти в строительный магазин, купить то, что существует, и уже из этого пытаться изобретать то, чего нет. В ход может пойти все что угодно. Когда дети приходят на экскурсию в бутафорский цех, всегда показываю им царский кубок и спрашиваю, чем он был вначале. И только один раз за два года учительница отгадала, что это на самом деле перевернутый патрон от люстры. А еще в одной из старых книг нашел информацию о том, как раньше, когда был дефицит материалов, мастерили драгоценные камни для костюмов или других атрибутов царских времен. Не поверите: бутафоры покупали цветные конфеты-леденцы, мыли, покрывали лаком и получали «самоцветы». Каких хочешь цветов! Специально для наших маленьких гостей я изготовил скипетр и державу – атрибуты царской власти – и украсил их таким образом. А еще – перстень с «камнем»-леденцом, все постоянно пытаются его лизнуть. Но нельзя!
6. Все бутафоры – немного Плюшкины?
– Профессия накладывает такой отпечаток. Потому что никогда не знаешь, что и в какой момент может пригодиться, какая задача станет перед тобой в следующем спектакле. Бывает, вещь годами лежит. А потом – раз! – и понимаешь: да это же то, что нужно! Но желательно время от времени «расхламляться», конечно. Что я, кстати, недавно и сделал.7. Зачем что-то изготавливать, если можно использовать настоящее?
– Не всегда можно. Если это детский спектакль и, например, нужна книга нестандартного размера (допустим, очень маленькая или, наоборот, огромная) – где ее взять? Этот образ родился в голове режиссера, а значит, предмет эксклюзивный. Не всегда можно пойти в магазин и купить книгу метр на метр. В одном из спектаклей мы используем огромные, в человеческий рост, вазы. Они выполнены из пенопласта, затем раскрашены в нужный цвет. Естественно, если бы они были настоящими, весили бы пару тонн. А так даже 10 килограмм нет.8. Артисты хоть раз кусали бутафорские фрукты?
– При мне такого точно не было. Но как-то я мешал настоящий салат для спектакля, ко мне подошла коллега и уточнила на всякий случай: съедобный или бутафорский? В театре, конечно, всегда лучше спросить до того, как попробовать.9. Что важнее: руки или фантазия?
– Имеешь фантазию – без рук никуда. И наоборот.
10. Бутафору нужно много клея?
– Очень! Клей и марля – наше все. Серьезно, пока я не попал в театр, даже не представлял, сколько килограммов клея и километров марли уходит во время работы.11. Бесит, если артист ломает то, что создавалось неделями?
– Когда пару раз актеры, сломав куклу, взяли в руки молоток и отремонтировали ее, больше не ломали. Хотя, конечно, ребята стараются бережно относиться к реквизиту, но бывает, что во время спектакля или репетиции что-то дернут или зацепят нечаянно. Извиняются, и мы ремонтируем. А что делать? Но сильного гнева это не вызывает.12. Чем куклы лучше людей?
– Они все хорошие. А люди, к сожалению, бывают плохими.13. Что можно сделать из подручных материалов?
– Имея руки, все что угодно. Из обыкновенной бутылки, клея и марли можно хоть ракету смастерить, хоть самолет.
СПРАВКА «ЗН»
Петр Федорцов – художник-бутафор. Родился в 1986 году в Барановичах. В 2009-м окончил Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности «менеджер социокультурной сферы». С 2020 года работает в Белорусском государственном театре кукол. С шести лет занимается фокусами и цирковым искусством, профессиональный иллюзионист. Руководитель детского театра «Гудвин».
Петр Федорцов – художник-бутафор. Родился в 1986 году в Барановичах. В 2009-м окончил Белорусский государственный университет культуры и искусств по специальности «менеджер социокультурной сферы». С 2020 года работает в Белорусском государственном театре кукол. С шести лет занимается фокусами и цирковым искусством, профессиональный иллюзионист. Руководитель детского театра «Гудвин».
leonovich@sb.by