Единственный в стране профессиональный мастер по изготовлению балалаек и домр — о своем редком, тонком и очень нужном ремесле
05.10.2019 11:45:07
Своему делу Руслан Макаревич посвятил почти 30 лет. Все начиналось как хобби, но с годами увлечение переросло в нечто большее — любимую профессию. Мастер создал более сотни народных музыкальных инструментов. Еще столько же реанимировал и вернул к полноценной жизни. Корреспондент «Р» окунулась в рабочую атмосферу единственной в своем роде мастерской по изготовлению и ремонту балалаек и домр.
Руслан Макаревич: «На специальных станках мы делаем заготовки, но создание самого инструмента все же ручная работа. Тонкая, почти ювелирная».
Балалайку в руки возьму
Около четырех часов в пути, и мы из Минска попадаем в столицу Белорусского Полесья — Пинск. Город полон творческих людей, большое внимание тут уделяют музыкальному искусству. Даже есть гильдия мастеров, которые создают и профессионально реставрируют академические, фольклорные, духовые и электроинструменты. Руслан Макаревич входит в круг таких энтузиастов. На его творческую кухню попадаем в разгар рабочего дня: в мастерской шумно работают станки.
— Все началось еще в детстве, — Руслан Олегович давит на кнопку «Стоп», техника на время стихает, можно побеседовать. — Как и многие ребята, пошел учиться в музыкальную школу, осваивал фортепиано. Потом попал в оркестр народных инструментов, и в душе все перевернулось: просто влюбился в балалайку, на которой пришлось играть!
С этим инструментом он не расставался и будучи студентом института механизации сельского хозяйства (сегодня это Белорусский государственный аграрный технический университет. — Прим. авт.). Балалайка проложила путь не только в местный оркестр, но и дала путевку в семейную жизнь. Мастер с теплой улыбкой вспоминает те годы:
— Моя будущая жена Оксана тогда была студенткой консерватории, руководила нашим оркестром. Тоже играла на балалайке. На этой почве и стали общаться.
Когда инструмент «болел», приходилось везти его в Москву: у нас мастеров по его ремонту не было и в помине. Поездка обходилась недешево: билеты на поезд, проживание в гостинице, оплата работы… Несколько раз так с женой скатались, а потом Руслану Макаревичу пришла в голову мысль: а почему бы не заниматься этим самому?
Раньше у мастера в год получалось создавать всего 1—2 инструмента, сегодня же на один экземпляр уходит лишь месяц плодотворной работы.
В гостях у Марка
Собеседник открывает что-то наподобие сейфа, аккуратно достает оттуда старый журнал. Бережно перелистывает пожелтевшие страницы издания «Наука и жизнь» 1986 года. Открывает материал «Слово о балалайке» — с него, говорит, все и началось. Шесть страниц текста и картинок с чертежами он перечитывал сотни раз и после каждого открывал для себя что-то новое. Мастер продолжает:
— Было удивительно, что автор публикации — авиаконструктор Марк Купфер, который в жизни занимался вертолетостроением. В качестве хобби изучал балалайки.
Руслан Макаревич добился личной встречи с конструктором: в 1991 году он приехал в Москву и несколько дней гостил у Купфера. Марк Александрович поделился своими наработками, расчетами, эскизами, и Руслан Олегович всерьез вдохновился — вернулся домой и принялся создавать свою первую балалайку.
— Это сегодня есть интернет, благодаря которому я из своей мастерской могу изучить литературу и Национальной библиотеки, и зарубежных книгохранилищ. А раньше приходилось после работы до ночи засиживаться в читальных залах, — улыбается мастер.
Первая трудность возникла, когда Руслан Олегович стал искать сырье для создания балалайки. Нужны были медленно растущие деревья, которых много на севере или в горах. К тому же древесину нужно было предварительно выдержать 5—10 лет. Пришлось ехать к мастеру по изготовлению скрипок и просить материал. Свою первую балалайку Макаревич создавал на домашней кухне — ждал, пока вся семья поужинает, пойдет укладываться спать, и только тогда принимался за дело. Тянулось это целый год: основная работа инженером отнимала много сил, времени на творчество оставалось мало.
— Показал готовую балалайку профессиональному музыканту: тот несколько раз воскликнул: «Отлично, отлично, отлично!» А потом, сбавив тон, добавил: «Для первого раза». Тут я понял, что не все так просто, — надо совершенствоваться и расти.
Чем Руслан Макаревич и занялся: несколько лет разрывался между основной работой и хобби, затем на долгий период всецело посвятил себя музыкальным инструментам — создавал их на заказ, ремонтировал, реставрировал. Когда дети повзрослели, вернулся к основной профессии, но мастерить балалайки не переставал.
Мастер открывает «Слово о балалайке», с которого все и началось. Чтобы создать свой первый инструмент, текст и чертежи изучил от корки до корки.
Скрипки, мандолины, лютни
Руками Руслана Макаревича создано более сотни балалаек и домр. Примерно столько же реанимировано — говорит, приходилось ремонтировать и доводить до ума даже самые запущенные инструменты. Вот, например, балалайка в человеческий рост — она еще ждет своего звездного часа.
— Это балалайка-контрабас, самая большая по размерам. Такой громоздкий экземпляр реставрировать нелегко, нужно время и много усердия.
Собеседник проводит экскурсию по новой просторной мастерской.
— Первое рабочее место было дома, на кухне. Потом под эти цели переоборудовал целую комнату в квартире. Сегодня работаю только тут, — показывает современное оборудование. Тут и ленточно-пильный станок, и вытяжка для очистки воздуха от пыли, и шлифовальная машина. Недавно приобрели и современный кондиционер с климат-контролем, который будет поддерживать определенную температуру и влажность в помещении. Для дерева, из которого создается профессиональный музыкальный инструмент, это очень важно. Если не соблюдать нужные параметры, сырье будет деформироваться и трескаться — станет абсолютно непригодным.
— На специальных станках мы делаем заготовки, но создание самого инструмента — ручная работа. Тонкая, почти ювелирная, — Руслан Макаревич садится за рабочий стол, где своего часа ждет очередная балалайка. — Когда свободного времени было мало, в год получалось создавать всего 1—2 инструмента, сегодня же на один экземпляр уходит месяц работы.
Вместе с помощниками в новой мастерской работа пойдет гораздо быстрее. К слову, в перспективе Руслан Макаревич рассчитывает взяться и за изготовление других музыкальных инструментов — гитар, скрипок, мандолин, лютней. Возможности для этого есть — оснащение мастерской фактически завершено.
ypopko@sb.by
Фото автора.
Руслан Макаревич: «На специальных станках мы делаем заготовки, но создание самого инструмента все же ручная работа. Тонкая, почти ювелирная».
Балалайку в руки возьму
Около четырех часов в пути, и мы из Минска попадаем в столицу Белорусского Полесья — Пинск. Город полон творческих людей, большое внимание тут уделяют музыкальному искусству. Даже есть гильдия мастеров, которые создают и профессионально реставрируют академические, фольклорные, духовые и электроинструменты. Руслан Макаревич входит в круг таких энтузиастов. На его творческую кухню попадаем в разгар рабочего дня: в мастерской шумно работают станки.
— Все началось еще в детстве, — Руслан Олегович давит на кнопку «Стоп», техника на время стихает, можно побеседовать. — Как и многие ребята, пошел учиться в музыкальную школу, осваивал фортепиано. Потом попал в оркестр народных инструментов, и в душе все перевернулось: просто влюбился в балалайку, на которой пришлось играть!
С этим инструментом он не расставался и будучи студентом института механизации сельского хозяйства (сегодня это Белорусский государственный аграрный технический университет. — Прим. авт.). Балалайка проложила путь не только в местный оркестр, но и дала путевку в семейную жизнь. Мастер с теплой улыбкой вспоминает те годы:
— Моя будущая жена Оксана тогда была студенткой консерватории, руководила нашим оркестром. Тоже играла на балалайке. На этой почве и стали общаться.
Когда инструмент «болел», приходилось везти его в Москву: у нас мастеров по его ремонту не было и в помине. Поездка обходилась недешево: билеты на поезд, проживание в гостинице, оплата работы… Несколько раз так с женой скатались, а потом Руслану Макаревичу пришла в голову мысль: а почему бы не заниматься этим самому?
Раньше у мастера в год получалось создавать всего 1—2 инструмента, сегодня же на один экземпляр уходит лишь месяц плодотворной работы.
В гостях у Марка
Собеседник открывает что-то наподобие сейфа, аккуратно достает оттуда старый журнал. Бережно перелистывает пожелтевшие страницы издания «Наука и жизнь» 1986 года. Открывает материал «Слово о балалайке» — с него, говорит, все и началось. Шесть страниц текста и картинок с чертежами он перечитывал сотни раз и после каждого открывал для себя что-то новое. Мастер продолжает:
— Было удивительно, что автор публикации — авиаконструктор Марк Купфер, который в жизни занимался вертолетостроением. В качестве хобби изучал балалайки.
Руслан Макаревич добился личной встречи с конструктором: в 1991 году он приехал в Москву и несколько дней гостил у Купфера. Марк Александрович поделился своими наработками, расчетами, эскизами, и Руслан Олегович всерьез вдохновился — вернулся домой и принялся создавать свою первую балалайку.
— Это сегодня есть интернет, благодаря которому я из своей мастерской могу изучить литературу и Национальной библиотеки, и зарубежных книгохранилищ. А раньше приходилось после работы до ночи засиживаться в читальных залах, — улыбается мастер.
Первая трудность возникла, когда Руслан Олегович стал искать сырье для создания балалайки. Нужны были медленно растущие деревья, которых много на севере или в горах. К тому же древесину нужно было предварительно выдержать 5—10 лет. Пришлось ехать к мастеру по изготовлению скрипок и просить материал. Свою первую балалайку Макаревич создавал на домашней кухне — ждал, пока вся семья поужинает, пойдет укладываться спать, и только тогда принимался за дело. Тянулось это целый год: основная работа инженером отнимала много сил, времени на творчество оставалось мало.
— Показал готовую балалайку профессиональному музыканту: тот несколько раз воскликнул: «Отлично, отлично, отлично!» А потом, сбавив тон, добавил: «Для первого раза». Тут я понял, что не все так просто, — надо совершенствоваться и расти.
Чем Руслан Макаревич и занялся: несколько лет разрывался между основной работой и хобби, затем на долгий период всецело посвятил себя музыкальным инструментам — создавал их на заказ, ремонтировал, реставрировал. Когда дети повзрослели, вернулся к основной профессии, но мастерить балалайки не переставал.
Мастер открывает «Слово о балалайке», с которого все и началось. Чтобы создать свой первый инструмент, текст и чертежи изучил от корки до корки.
Скрипки, мандолины, лютни
Руками Руслана Макаревича создано более сотни балалаек и домр. Примерно столько же реанимировано — говорит, приходилось ремонтировать и доводить до ума даже самые запущенные инструменты. Вот, например, балалайка в человеческий рост — она еще ждет своего звездного часа.
— Это балалайка-контрабас, самая большая по размерам. Такой громоздкий экземпляр реставрировать нелегко, нужно время и много усердия.
Собеседник проводит экскурсию по новой просторной мастерской.
— Первое рабочее место было дома, на кухне. Потом под эти цели переоборудовал целую комнату в квартире. Сегодня работаю только тут, — показывает современное оборудование. Тут и ленточно-пильный станок, и вытяжка для очистки воздуха от пыли, и шлифовальная машина. Недавно приобрели и современный кондиционер с климат-контролем, который будет поддерживать определенную температуру и влажность в помещении. Для дерева, из которого создается профессиональный музыкальный инструмент, это очень важно. Если не соблюдать нужные параметры, сырье будет деформироваться и трескаться — станет абсолютно непригодным.
— На специальных станках мы делаем заготовки, но создание самого инструмента — ручная работа. Тонкая, почти ювелирная, — Руслан Макаревич садится за рабочий стол, где своего часа ждет очередная балалайка. — Когда свободного времени было мало, в год получалось создавать всего 1—2 инструмента, сегодня же на один экземпляр уходит месяц работы.
Вместе с помощниками в новой мастерской работа пойдет гораздо быстрее. К слову, в перспективе Руслан Макаревич рассчитывает взяться и за изготовление других музыкальных инструментов — гитар, скрипок, мандолин, лютней. Возможности для этого есть — оснащение мастерской фактически завершено.
ypopko@sb.by
Фото автора.