Kвесты по информационной безопасности, бизнес-игры и медицинские кейсы. Преподаватели вузов рассказали, как сделать занятия интересными
28.05.2020 13:55:00
Эти преподаватели знают, как сделать занятия интересными и как быть со студентами на одной волне.
Анастасия Миксюк, Академия управления при Президенте:
– Мои студенты очень амбициозные и динамичные. Они с легкостью откликаются на что-то новое, с ними не страшно экспериментировать. На первых занятиях мы определяем правила, которых придерживаются и студенты, и я.
Мой предмет – римское частное право – позволяет приводить много примеров из истории, античной литературы. На лекциях даю схемы, мультимедийные материалы, чтобы информация лучше запоминалась. Часто в начале занятия ставлю проблему, и мы ищем решение. На семинарских требую от студентов рассуждать, высказывать мнение, а не просто заучивать конспект.
Мы регулярно проводим деловые игры, анализируем конкретные ситуации – кейсы. Каждый получает свою роль – судьи, истца, ответчика, свидетеля или другого участника древнеримского суда. Студенты находят нужные правовые нормы, аргументируют, почему подходят к данной ситуации таким образом. Так они учатся искать информацию, отстаивать свою точку зрения и получают навыки будущей профессии.
Ирина Протасевич, Белорусский государственный университет физической культуры:
– Мы работаем со спортсменами, поэтому любой преподаватель БГУФК – психолог. Хоккеисты – один тип людей, футболисты – другой, легкоатлеты – третий. При знакомстве с новой группой мне нужно несколько минут, чтобы изучить психологическую атмосферу коллектива и подстроиться.
Мой предмет – менеджмент в спорте – цепляет многих, актуальный и интересный. А если сказать студенту, что на этом можно заработать, он будет слушать очень внимательно. На занятиях обязательно делю группу на команды. Командная работа – это важный инструмент для интересной и продуктивной деятельности. Приглашаю экспертов-практиков, чтобы студенты получали реальный кейс.
У нас бывают выездные занятия. Мы идем на спортивный турнир, например, на футбольный матч. Там ребята работают как волонтеры, организаторы, изучают работу специалистов. Они полностью погружаются в индустрию. Опыт и знания, полученные таким образом, усвоятся лучше, чем информация из учебника. Я ценю, что студенты требуют новую информацию, не боятся задавать вопросы, открыты к экспериментам.
Со своими выпускниками работаю над проектом «Белорусская федерация фристайла с мячом». Мы развиваем футбольный фристайл, необычный вид спорта. Подключаю и нынешних студентов. Для них это хорошая практика.
Вот так, совместными усилиями, мы делаем университетскую жизнь насыщенной и активно учимся друг у друга.
Влад Макаревич, Белорусский государственный университет:
– Я окончил экономический факультет БГУ и по распределению остался на своей кафедре. Преподаю информационную безопасность и интернет-маркетинг и диджитализацию бизнеса.
В работе со студентами главное – комфорт. Некоторые ребята со мной на ты, потому что так им комфортнее. Мы общаемся на равных, как друзья, но не забываем о субординации. Я не тот преподаватель, который читает материал под запись. Цель высшего образования – научить студентов думать. Ведь у одной задачи может быть несколько решений, и найти их нужно самостоятельно. Case study, проектный подход к обучению, командная работа – приемы, которые помогают студентам отыскать ответы без меня. На парах по информационной безопасности провожу игру «Захвати флаг». Ребята проходят разные этапы с заданиями. Этакий учебный онлайн-квест.
Мне нравится придумывать что-то креативное. Так появились квизы в Instagram. Раз в неделю на своей странице выкладываю тесты. За правильный ответ студенты получают два балла, за неправильный – один. Постепенно в моих квизах стали участвовать друзья, коллеги, даже декан факультета. Очень легкий и занятный формат. Студент листает ленту, отвечает на вопросы, получает бонусы и закрепляет знания.
Есть хороший анекдот. Преподаватель говорит коллеге: «Семь раз им объяснял, сам понял, а они не понимают». Я это прочувствовал на себе. Когда объясняешь материал, начинаешь смотреть на него иначе и сам постоянно учишься. За это и люблю свою работу.
– Не люблю приходить на пары к группам, которые боятся ошибаться. Я прислушиваюсь к мнению каждого студента. Ко мне всегда можно обратиться за помощью, стараюсь просто и понятно объяснять материал. Чтобы найти общий язык со студентами, использую хитрый прием – специально допускаю ошибку. Студенты исправляют ее и понимают, что преподаватели тоже люди.
На занятиях часто проводим деловые игры. Когда я начинал работать на кафедре финансов, мой друг учился в Варшавском университете. У них был предмет деловые экономические игры. Приятель делился со мной информацией, я ее обрабатывал и применял на своих парах. Если группа хорошо готовится к занятиям и показывает заинтересованность в предмете, предлагаю ребятам самостоятельно провести деловую игру.
Быть студентом очень интересно. Перед тобой открывается множество возможностей: ты можешь проявлять себя в учебе, творчестве, науке. Главное – не лениться и стремиться к успеху.
– Я преподаю фармакологию – раздел медицины, который изучает лекарства и их воздействие на организм. Часто во время занятий моделируем ситуации: «Вечером 31 декабря к вам поступил пациент, у него следующие симптомы. Что будем делать?» И за определенное время студенты должны найти ответ. Если не укладываются, воображаемый пациент умирает. И пока не найдем верное решение, не останавливаемся.
На занятиях стараюсь создать дружескую атмосферу. Иду навстречу студентам. И ребята отвечают взаимностью: ходят на занятия и ответственно к ним готовятся. Мне хочется научить будущих медиков не только разбираться в лекарствах, но и быть хорошими людьми.
Когда я училась в университете, все студенты были похожи. Ребята, с которыми работаю сейчас, все разные. У каждого – свой характер. Я учусь у них мобильности и умению быстро находить информацию. Эта черта в моих студентах нравится больше всего.
Валерия СТЕЦКО
Анастасия Миксюк, Академия управления при Президенте:
– Мои студенты очень амбициозные и динамичные. Они с легкостью откликаются на что-то новое, с ними не страшно экспериментировать. На первых занятиях мы определяем правила, которых придерживаются и студенты, и я.
Мой предмет – римское частное право – позволяет приводить много примеров из истории, античной литературы. На лекциях даю схемы, мультимедийные материалы, чтобы информация лучше запоминалась. Часто в начале занятия ставлю проблему, и мы ищем решение. На семинарских требую от студентов рассуждать, высказывать мнение, а не просто заучивать конспект.
Мы регулярно проводим деловые игры, анализируем конкретные ситуации – кейсы. Каждый получает свою роль – судьи, истца, ответчика, свидетеля или другого участника древнеримского суда. Студенты находят нужные правовые нормы, аргументируют, почему подходят к данной ситуации таким образом. Так они учатся искать информацию, отстаивать свою точку зрения и получают навыки будущей профессии.
Ирина Протасевич, Белорусский государственный университет физической культуры:
– Мы работаем со спортсменами, поэтому любой преподаватель БГУФК – психолог. Хоккеисты – один тип людей, футболисты – другой, легкоатлеты – третий. При знакомстве с новой группой мне нужно несколько минут, чтобы изучить психологическую атмосферу коллектива и подстроиться.
Мой предмет – менеджмент в спорте – цепляет многих, актуальный и интересный. А если сказать студенту, что на этом можно заработать, он будет слушать очень внимательно. На занятиях обязательно делю группу на команды. Командная работа – это важный инструмент для интересной и продуктивной деятельности. Приглашаю экспертов-практиков, чтобы студенты получали реальный кейс.
У нас бывают выездные занятия. Мы идем на спортивный турнир, например, на футбольный матч. Там ребята работают как волонтеры, организаторы, изучают работу специалистов. Они полностью погружаются в индустрию. Опыт и знания, полученные таким образом, усвоятся лучше, чем информация из учебника. Я ценю, что студенты требуют новую информацию, не боятся задавать вопросы, открыты к экспериментам.
Со своими выпускниками работаю над проектом «Белорусская федерация фристайла с мячом». Мы развиваем футбольный фристайл, необычный вид спорта. Подключаю и нынешних студентов. Для них это хорошая практика.
Вот так, совместными усилиями, мы делаем университетскую жизнь насыщенной и активно учимся друг у друга.
Влад Макаревич, Белорусский государственный университет:
– Я окончил экономический факультет БГУ и по распределению остался на своей кафедре. Преподаю информационную безопасность и интернет-маркетинг и диджитализацию бизнеса.
В работе со студентами главное – комфорт. Некоторые ребята со мной на ты, потому что так им комфортнее. Мы общаемся на равных, как друзья, но не забываем о субординации. Я не тот преподаватель, который читает материал под запись. Цель высшего образования – научить студентов думать. Ведь у одной задачи может быть несколько решений, и найти их нужно самостоятельно. Case study, проектный подход к обучению, командная работа – приемы, которые помогают студентам отыскать ответы без меня. На парах по информационной безопасности провожу игру «Захвати флаг». Ребята проходят разные этапы с заданиями. Этакий учебный онлайн-квест.
Мне нравится придумывать что-то креативное. Так появились квизы в Instagram. Раз в неделю на своей странице выкладываю тесты. За правильный ответ студенты получают два балла, за неправильный – один. Постепенно в моих квизах стали участвовать друзья, коллеги, даже декан факультета. Очень легкий и занятный формат. Студент листает ленту, отвечает на вопросы, получает бонусы и закрепляет знания.
Есть хороший анекдот. Преподаватель говорит коллеге: «Семь раз им объяснял, сам понял, а они не понимают». Я это прочувствовал на себе. Когда объясняешь материал, начинаешь смотреть на него иначе и сам постоянно учишься. За это и люблю свою работу.
Михаил Миленин, Белорусский государственный экономический университет:
– Не люблю приходить на пары к группам, которые боятся ошибаться. Я прислушиваюсь к мнению каждого студента. Ко мне всегда можно обратиться за помощью, стараюсь просто и понятно объяснять материал. Чтобы найти общий язык со студентами, использую хитрый прием – специально допускаю ошибку. Студенты исправляют ее и понимают, что преподаватели тоже люди.
На занятиях часто проводим деловые игры. Когда я начинал работать на кафедре финансов, мой друг учился в Варшавском университете. У них был предмет деловые экономические игры. Приятель делился со мной информацией, я ее обрабатывал и применял на своих парах. Если группа хорошо готовится к занятиям и показывает заинтересованность в предмете, предлагаю ребятам самостоятельно провести деловую игру.
Быть студентом очень интересно. Перед тобой открывается множество возможностей: ты можешь проявлять себя в учебе, творчестве, науке. Главное – не лениться и стремиться к успеху.
Ольга Басалай, Гродненский государственный медицинский университет:
– Я преподаю фармакологию – раздел медицины, который изучает лекарства и их воздействие на организм. Часто во время занятий моделируем ситуации: «Вечером 31 декабря к вам поступил пациент, у него следующие симптомы. Что будем делать?» И за определенное время студенты должны найти ответ. Если не укладываются, воображаемый пациент умирает. И пока не найдем верное решение, не останавливаемся.
На занятиях стараюсь создать дружескую атмосферу. Иду навстречу студентам. И ребята отвечают взаимностью: ходят на занятия и ответственно к ним готовятся. Мне хочется научить будущих медиков не только разбираться в лекарствах, но и быть хорошими людьми.
Когда я училась в университете, все студенты были похожи. Ребята, с которыми работаю сейчас, все разные. У каждого – свой характер. Я учусь у них мобильности и умению быстро находить информацию. Эта черта в моих студентах нравится больше всего.
Валерия СТЕЦКО