Владимир Прокопцов — о прошлом и настоящем Национального художественного музея
29.07.2020 00:33:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
5 декабря 2006 года Александр Лукашенко открыл новый корпус Национального художественного музея Беларуси и встретился с руководителями музеев России, Украины и Литвы. Вот что писала «СБ» в номере за 6 декабря:
«…По завершении реконструкции музей займет четыре корпуса, соединенных между собой галереями. То есть станет уже не просто музеем, а целым комплексом. И это преображение не за горами. Президент считает, что Правительству стоит взять на особый контроль проект обновления музея. «Надо подумать, как сделать это побыстрее», — сказал Александр Лукашенко, отметив, что «несмотря на то что строить было не так просто, государство пошло на создание новых объектов и реконструкцию важных культурно-исторических объектов».
За 81 год с момента основания Национальный художественный музей Беларуси обрел не только официальный статус сокровищницы отечественного искусства, но и искреннюю любовь посетителей из разных городов и стран. В его коллекции — более 30 000 произведений на любой, даже самый взыскательный вкус. Древнебелорусское, русское, западноевропейское, искусство стран Востока и современное белорусское — чтобы оценить весь масштаб собрания, одного здания уже недостаточно. Совсем скоро музей прирастет новыми площадями: о комплексе из четырех рядом стоящих зданий директор НХМ Владимир Прокопцов мечтает уже много лет. Музейный квартал, который он задумал в начале своей работы, постепенно, шаг за шагом из фантастического (как утверждали некоторые его коллеги) замысла превращается в объективную реальность.
— Знаете, что я хорошо запомнил? Березки, которые выросли на бетонных плитах пристройки цокольного этажа, а сами те плиты раскрошились до основания. Из-за нехватки средств строительство было заморожено еще в начале 1990-х. Я пришел в 1998-м и схватился за голову. Толком даже не понимал, что делать — такая разруха кругом…
Был единственный верный на тот момент выход: пригласить в музей Главу государства. Тем более история происходила накануне 60-летия музея.
— Как Александр Лукашенко, который посетил музей летом 1999-го, отнесся к вашему предложению о создании музейного квартала?
— С пониманием. Но начали с малого. Глава государства с ходу, еще на улице перед главным корпусом музея, поинтересовался, какие есть проблемы. Я честно ответил: «Не хватает помещений». После экскурсии по музейным залам я показал Президенту фондохранилище. А это весь первый этаж, уставленный деревянными стеллажами. На полу — потертый паркет, на потолке — две лампочки. Поэтому я набрался смелости и предложил Главе государства такой выход: передать музею соседнее пятиэтажное здание, где на тот момент располагалось УП «Геосервис». Плюс внес предложение реанимировать пристройку. На тот момент работы не велись там уже семь лет. Александр Лукашенко не только поддержал оба предложения, но и взял их решение под личный контроль.
После его визита было подписано распоряжение «О комплексном развитии Национального художественного музея Республики Беларусь» и начато строительство нового корпуса, который был введен в эксплуатацию в 2006 году.
— Правда, что свет и климат-контроль, которые установили в новом зале, были такими же, как и в московской «Третьяковке»?
— Все верно, всю техническую начинку мы делали по образу и подобию Третьяковской галереи.
На открытие нового корпуса в 2006 году, кстати, приехали не только директора крупнейших российских музеев: Русского, Эрмитажа, Третьяковской галереи, но и Президент Беларуси — без его патроната и участия ничего бы не было.
Визит Президента в музей продлился всего 30—40 минут, но решение, которое он тогда принял, стало во многом историческим, а его поддержка — важной и значимой для всей музейной отрасли.И с этого момента начался, как я это называю, настоящий ренессанс нашего музея. Благодаря новым площадям мы смогли значительно расширить постоянные экспозиции древнебелорусского искусства и белорусского искусства XX—XXI веков, а также экспозиции искусства Западной Европы и стран Востока. Кроме того, второй шикарный анфиладный этаж, где ранее располагалась вся музейная экспозиция, был отдан под русское искусство XVIII—ХХ веков.
— Как вы перешли от замысла по созданию музейного квартала к его реализации?
— Вот получили мы новую пристройку и отдельное здание дирекции, казалось бы, все хорошо, живи и радуйся! Но когда освоились, то выяснилось, что места все равно мало и нашей богатейшей коллекции по-прежнему тесно. Так появилась полноценная идея еще больше прирасти новыми площадями за счет прилегающих зданий вокруг главного корпуса музея. Других вариантов просто не было. Если бы за зданием был пустырь, можно было бы строить что-то новое, а так вокруг дома… При этом цель нашего музейного квартала — не только «разгрузить» музей, но и создать современную музейную инфраструктуру с новейшими технологиями, экспозициями и фондохранилищами, сувенирным магазином и арт-кафе. При поддержке руководства страны сейчас все наши усилия направлены на завершение строительства первой и четвертой очередей музейного комплекса. В этом году будет готово под сдачу (но пока без музейной начинки) здание на улице Карла Маркса, где ранее располагалось общежитие БГУ, и на улице Кирова, где будут реставрационный центр, фондохранилище и музейная библиотека. Открыть эти корпуса планируем к концу следующего года.
— На первом этаже будут арт-кафе и музейный магазин, выше — детская студия и два выставочных зала по 400 метров каждый. Раньше, если мы приглашали с выставкой, скажем, Третьяковскую галерею, то снимали со стен часть постоянной экспозиции. Этим мы делали плохо в первую очередь себе, разрушая цельность коллекции для экскурсионных групп. А в новом корпусе для привозных выставок будут целых два зала. Кроме того, пару дней назад мы объявили тендер на арендатора арт-кафе. Хочется, чтобы посетитель смог не только выпить чашечку кофе, но и не спеша перекусить блюдами белорусской кухни. Вот и получается: осмотрели гости экспозиции на Карла Маркса, перешли по крытой галерее в пристройку, а оттуда уже в главное здание. Планируется, что весь музейный комплекс с реставрацией и музеефикацией следующего этапа строительства второй и третьей очередей — здание по улицам Кирова/Ленина и на Ленина, 20 (главный корпус) — заработает лет через шесть. Сейчас идет активная работа по обследованию и по приспособлению этих зданий, их музеефикации в единый квартал.
— Стараюсь выкраивать время в выходные и вечерами, но все же… Сейчас больше занят другими проектами. На днях, например, отдал в издательство «Беларусь» рукопись книги о Витольде Бялыницком-Бируле. Ее презентация планируется на Дне белорусской письменности на малой родине художника в Белыничах. Также планирую поучаствовать как художник в пленэре на Могилевщине, посвященном В. Бялыницкому-Бируле.
Кроме того, в ноябре мы откроем большую выставку к 150-летию со дня рождения Фердинанда Рущица. Этот проект поддержало ЮНЕСКО. На временное экспонирование готовимся принять работы художника из музеев Польши, Литвы, России. Так, например, Третьяковская галерея предоставит нам дипломную работу Рущица «Весна», выкупленную у него самим Павлом Третьяковым. Также готовится к выходу книга о Фердинанде Рущице (она выйдет в издательстве «Белорусская энциклопедия»). К 75-летию Великой Победы у нас также пройдет выставка двух «Партизанских Мадонн» Михаила Савицкого. «Партизанская Мадонна» (Московская) была приобретена в коллекцию все той же Третьяковской галереей, а другая под названием «Партизанская Мадонна» (Минская) хранится у нас. Скоро у наших гостей будет возможность сравнить две работы мастера. И еще один сюрприз для зрителей — выставка «Бубновый валет», которую мы готовим совместно с музеем-усадьбой Абрамцево. Планируется, что она откроется в даты проведения VII Форума регионов Беларуси и России, который в этом году пройдет в Минске и Минской области.