Старинные традиции оплетения гончарных изделий берестой возрождают мастера семи районов Витебской области
06.07.2024 19:25:00
Ольга БЕБЕНИНА
Гончарство считается одним из традиционных народных промыслов Беларуси. Изготовление из глины музыкальных инструментов (от обычных свистулек до сложных сосудообразных флейт — окарин), а также посуды различного назначения было широко распространено вплоть до середины XX века. Даже сейчас в сельской местности в ходу керамические кувшины, горшки, масленки и другие емкости. Помимо всего прочего, это экологично и удобно.
Одна из отличительных особенностей белорусской керамики — то, что ее основные виды не претерпели изменений со временем и дошли до нас такими, какими были века назад. И если это не заводское производство, а работа народного мастера, то он практически наверняка делает точно такие же крынки, горшки и другие предметы, как и его предки. Обычно для определенной страны характерны изделия единообразных форм и расцветок — так сказать, традиционный почерк. Однако разнообразие белорусских изделий поражает. В зависимости от местности, керамика разнится по манере исполнения, способу нанесения глазури (поливы) и рисунка, а также цветовой гамме исходного материала. Ведь глина у нас бывает не только светло-коричневого, но и откровенно красного и даже серого цвета.
Уже начиная с XVI века, когда на территорию Беларуси пришел гончарный круг (до этого вся керамика была налепной), производство ее стало массовым. Такая посуда не была дорогой, но, поскольку у простого народа каждая копейка на счету, а глина — материал достаточно хрупкий, горшки и прочие бытовые приспособления старались сберечь настолько, насколько это возможно. Одной из мер защиты стало оплетение берестяными лентами.
Бересту заготавливали весной, когда она уже не сухая, но и не слишком влажная. Кору рассекали по спирали и снимали лентами, которые высушивали, затем запаривали в воде вместе с рыбьей чешуей — это придавало эластичность. Концы лент крепили клеем на основе смолы, а затем туго «пеленали» гончарное изделие крест-накрест в несколько слоев. Когда ленты высыхали, они плотно обхватывали кувшин или горшок, формируя противоударный защитный футляр. Называлась такая посуда — берестень.
В фондах Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта находятся берестени из Шарковщинского, Миорского, Лепельского, Россонского и Шумилинского районов. Со временем такая техника приобрела еще и эстетическую ценность, ведь оплетенная посуда выглядит очень интересно и стильно.
bebenina@sb.by
Одна из отличительных особенностей белорусской керамики — то, что ее основные виды не претерпели изменений со временем и дошли до нас такими, какими были века назад. И если это не заводское производство, а работа народного мастера, то он практически наверняка делает точно такие же крынки, горшки и другие предметы, как и его предки. Обычно для определенной страны характерны изделия единообразных форм и расцветок — так сказать, традиционный почерк. Однако разнообразие белорусских изделий поражает. В зависимости от местности, керамика разнится по манере исполнения, способу нанесения глазури (поливы) и рисунка, а также цветовой гамме исходного материала. Ведь глина у нас бывает не только светло-коричневого, но и откровенно красного и даже серого цвета.
Уже начиная с XVI века, когда на территорию Беларуси пришел гончарный круг (до этого вся керамика была налепной), производство ее стало массовым. Такая посуда не была дорогой, но, поскольку у простого народа каждая копейка на счету, а глина — материал достаточно хрупкий, горшки и прочие бытовые приспособления старались сберечь настолько, насколько это возможно. Одной из мер защиты стало оплетение берестяными лентами.
В 2023 году в Государственный список историко-культурного наследия была включена технология оплетения гончарных изделий берестой. Такое оригинальное оформление было когда-то распространено на Витебщине. Сегодня старинные традиции возрождают мастера семи районов области: Браславского, Городокского, Глубокского, Лепельского, Миорского, Сенненского и Шарковщинского.
Березовые пеленки
Корни этой традиции прослеживаются со времен неолита, когда на наших землях появилась глиняная посуда. Если она разбивалась или шла трещинами, ее ремонтировали при помощи древесной коры. К месту повреждения с двух сторон прикладывали кусочки бересты, которые скрепляли между собой полосками кожи или гибкими тонкими веточками, продевая импровизированные «шнурки» через заранее просверленные отверстия. После посуду можно было снова использовать, правда, не для приготовления пищи или хранения воды, а для сухих продуктов. Что касается полного или частичного оплетения керамики берестой, то оно появилось позже и основной его целью было укрепление посуды.Бересту заготавливали весной, когда она уже не сухая, но и не слишком влажная. Кору рассекали по спирали и снимали лентами, которые высушивали, затем запаривали в воде вместе с рыбьей чешуей — это придавало эластичность. Концы лент крепили клеем на основе смолы, а затем туго «пеленали» гончарное изделие крест-накрест в несколько слоев. Когда ленты высыхали, они плотно обхватывали кувшин или горшок, формируя противоударный защитный футляр. Называлась такая посуда — берестень.
В фондах Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта находятся берестени из Шарковщинского, Миорского, Лепельского, Россонского и Шумилинского районов. Со временем такая техника приобрела еще и эстетическую ценность, ведь оплетенная посуда выглядит очень интересно и стильно.
bebenina@sb.by