Появление новых сервисов по доставке еды из ресторанов — добро или зло?
19.06.2021 11:31:00
Свежая новость: в Минске запускают еще один сервис по доставке блюд из ресторанов и кафе — на сей раз от амбициозной транснациональной компании с российской родословной. Это событие может поспособствовать своеобразному прорыву в процессе трансформации общепита. Не надо идти в ресторан — ресторан сам приедет к вам за символическую плату. Это удобно для потребителя и зачастую выгодно для заведений, владельцы которых хотят сэкономить на официантах и залах для обслуживания. Редакционные спорщики в очередной раз не сошлись во мнениях. Один считает, что возросшая конкуренция на рынке доставки и в ресторанном бизнесе снизит цены в меню, что, в свою очередь, привлечет дополнительную клиентуру. Второй возражает: никогда пища из термобокса не сравнится с блюдом, поданным в обстановке любимого заведения, а бездушный конвейер доставки не способствует развитию культуры общения и потребления. Чьи аргументы окажутся сильнее? Выслушаем мнение нашего рефери.
Не надо пафоса
Вот уж поистине, Вика, не было бы счастья, да несчастье помогло. Если бы не COVID‑19, то многие напыщенные кафешки и сегодня задирали бы цены до небесных высот. А как только не стало клиентов — пропала выручка. Тут‑то на помощь и пришли службы доставки еды от кухни до подъезда. И людям понравилось! Появление в Минске (а вслед за столицей, надеюсь, и по всей Беларуси) еще одной службы — известной, хорошо зарекомендовавшей себя благодаря дешевым такси, означает только одно: конкуренция возрастает, а значит, и заведения общепита, и доставщики будут активнее биться за клиента, предлагая все более привлекательные цены и тарифы.Я, будучи любителем вкусной и, как следствие, не всегда здоровой пищи, довольно привередлив. Долго копаюсь в меню. Но перед этим еще дольше копаюсь в списке заведений, где это меню подают, поскольку далеко не все они меня привлекают. Где‑то готовят прекрасно, но находится ресторан за тридевять земель. Или публика не очень. Либо музыка орет и предлагаются танцы с усиленным потоотделением. Так вот, Вика, доставка — это палочка‑выручалочка в условиях непростого выбора: если ноги не идут в ресторан, пусть произведения талантливого шеф‑повара сами приплывут в дом. А если, допустим, намечаются гости, то современной хозяйке частенько лучше заказать салатцы или мясо из заведения, чем с утра бегать по магазинам и рынкам, закупая ингредиенты, а вторую половину дня стоять у плиты. С доставкой проще, а зачастую и дешевле.
«Вкус кухни приятней, чем ее запах»
(Томас Фуллер, английский священник и писатель).
(Томас Фуллер, английский священник и писатель).
Раньше, правда, смущало, что еду курьеры доставляют в термобоксах или, если не важна температура подачи, в контейнерах, заботливо расфасованных по пакетам. Ну не ресторанная подача! А потом я понял: нужно заказывать то, что не помнется, целостность чего не нарушится при перевозке. Шашлык или кебаб, например. Либо салаты, заправить которые можно уже на месте. О непритязательных закусках к пиву, а также о пицце, суши и прочих роллах я и не говорю — они и не требуют изысканной подачи. Радует и то, что шансов получить заказ холодным или слегка теплым становится все меньше: доставка за полчаса — это достойный сервис.
Общепит меняется, и это факт. Знаешь ли ты, Вика, что в условиях карантина и сокращения посадочных мест на рынок все активнее выходят новые форматы ресторанов? Сам пока не видел, но мне рассказывали: есть заведения, которые именуют «темными кухнями». Ничего экзотического — просто это кафе или ресторан с онлайн‑сервисом: собственного зала с посадочными местами нет, работа только на доставку. Другие варианты названий — виртуальный ресторан или призрачная кухня. Помещение для приготовления блюд может располагаться не обязательно в людных кварталах, где дорогая аренда. Да хоть в промзоне, главное, чтобы курьерам было удобно добираться. Меню же специально создано так, чтобы блюда сохраняли свои качества при доставке. Если шеф‑повар не дурак, а менеджеры расторопные, то хорошие прибыли не заставят себя долго ждать. Сарафанное радио — штука полезная, и успешные «темные кухни» имеют все шансы раскрутиться до сетевых заведений.
Что касается ресторанов быстрого питания, то большинство из них уже давно и успешно сотрудничают со службами доставки. Их выручка напрямую зависит от количества клиентов, а клиенты, в свою очередь, не предъявляют завышенных требований — курьерское обслуживание в этом случае в самый раз. Будет прекрасно, если теперь на новый уровень выйдут так называемые серьезные кафе и рестораны, места в которых раньше принято было заказывать за пару часов, а то и дней. Понятно, что никто не станет, предусматривая доставку, заморачиваться с нестандартной или сделанной на заказ авторской посудой. Или с сочетанием цветов в композиции блюда при разноплановых ингредиентах в рецепте. Но достойный вариант подачи «блюда на экспорт» все равно придумать можно. Тем же, кто посещает дорогие заведения не для того, чтобы покушать, а ради общения или повышения собственного статуса, доставка изначально не нужна. Как и самим заведениям. Пафос и рационализм — малосовместимые понятия. Хотите покушать — это к повару. Хотите пафос вместо ужина? Это уже к другим специалистам…
Александр НЕСТЕРОВ
nesterov@sb.by
Роскошь общения
Догадалась, Саша, в чем проблема. Как многих представителей среднего возраста и старше, тебя отпугивает слово «ресторан». Оно непременно ассоциируется с неким пафосом, дороговизной и официантами навытяжку: накрахмаленные скатерти, мебель из красного дерева, хрусталь и столовое серебро. Пора просыпаться, ведь для удобства сегодня рестораном называют любую забегаловку с самыми демократичными ценами. На обычной блинной, мы как‑то писали об этом, может появиться горделивая вывеска «ресторан». Так, мне кажется, маркетологи пытаются изменить в сознании потребителя отношение к общепиту — и весьма успешно. Цифровая молодежь легко переступает порог заведений любой степени навороченности, у них нет благоговейного отношения к ресторациям и декору, с большой хрустальной люстрой они готовы сделать селфи для Instagram и протереть накрахмаленной салфеткой свои белоснежные кеды. Будь модным, Саша, не менжуйся с термобоксом на лавочке, смелее заходи внутрь кафе и насладись прохладой уютного зала в компании приятных людей, которые умеют беречь свои время и деньги.Разве ты не замечаешь, что происходит? Какая экономия? Поесть где‑нибудь в кафе с бизнес‑ланчем выходит гораздо дешевле, чем вызвать хваленую доставку. Если интересует — извольте чек: каша с вареньем, сырники и омлет мне обошлись вчера в любимой столовой в 4 рубля, позавтракала от пуза вкусно и здорово. А бесплатная доставка в твоем сервисе начинается от 5 рублей, и взять на них можно только воду без газа — стоимость яичницы стартует от 7 рублей. Выйти из офиса в столовку, поесть и вернуться у меня заняло 40 минут, сколько ты — привередливый наш — будешь тратить времени на серфинг по сайту сервиса, подтверждать и ожидать заказ — бог весть. Плавали, знаем. Курьеры современные, как и таксисты, город не знают от слова «совсем» — будут искать твой дом во дворах утомительно долго, яичница к тому времени превратится в малоаппетитный омлет, у тебя сдадут нервы и ты еще, не ровен час, нахамишь мокрому студенту с большой сумкой, который принесет тебе вожделенную коробку с едой. К тому же город живет в едином ритме: все завтракают, обедают и ужинают примерно в одно время, часы пик и высокий спрос на доставку в определенные часы нам обеспечен. Теперь подумай, тебе это надо — ждать у моря погоды, если можно беспрепятственно выйти в город и поесть как человек? Пользуйся свободой, не ограничивай себя самостоятельно.
«Я верю, что рай — такой большой ресторан, где за соседними с тобой столиками выпивают Луис Бунюэль, Эрих фон Штрогейм, Ясудзиро Одзу»
(Аки Каурисмяки, кинорежиссер).
(Аки Каурисмяки, кинорежиссер).
Категорически не приемлю разговоры, что медицинские маски на лице и доставка еды на дом — наша новая реальность, долой рестораны. Кто в нашей европейской семье считается самым продвинутым гурманом? Французы, кажется. Напомню, Саша, как недавно в Париже разразился забавный скандал — из‑за ковидных ограничений жители столицы не могли посещать ресторации, а чиновники высокого ранга в это время устраивали себе тайные встречи в люксовых заведениях. И горожане взбунтовались: мол, что за двойные стандарты, мы тоже хотим встречаться и весело ужинать большими компаниями, общаться друг с другом, а сходить с ума у компьютера, довольствуясь пиццей из картонного бокса, — нет, не хотим. Вот и вся прелесть заточений дома.
Принципиально выступаю против доставки еще по одной причине. Мы ужасно мало двигаемся в офисах. Обеденный перерыв — твое священное время размять кости, прогуляться и сжечь лишние калории. Оторвись от экрана хотя бы на часик, посмотри на деревья и небо, на людей вокруг — жизнь продолжается, в ресторанах повара выготавливают вкусности, ценители их смачно поглощают и с улыбкой чеширских котов наблюдают из окна модных кафешек за суетой курьеров, снующих по улицам с большими сумками за плечами.
Виктория ПОПОВА
viki@sb.by
Брейк!
Так и хочется объявить боевую ничью, ибо аргументы с обеих сторон достаточно серьезны. Но все‑таки победу я отдаю Виктории. Вообще говоря, в современном обществе вопрос питания, как и в пещерные времена, остается одним из ключевых. И, конечно, с точки зрения древнего человека, жевать добытую филеечку динозавра куда приятнее у костра в уютном логове, нежели в чистом поле под папоротником, где на продукт питания вполне могут найтись и конкуренты. Я и сама время от времени пользуюсь доставкой, правда, касается это исключительно суши. Но мы сегодня, по счастью, можем себе позволить обедать и ужинать, а то и завтракать, не опасаясь нападения саблезубых котиков или голодных завистников из соседнего племени. И поход в ресторан — это не только про то, как набить желудок. Это скорее про удовольствие, про радость побаловать себя и близких. А потому: даешь рестораны, кафешки и бары с авторскими коктейлями и богатой чайной картой! В них так удобно назначать деловые и дружеские встречи, и так приятно в жару или в дождь присесть на диванчик летней террасы, пока тебе несут лимонад в вычурном бокале или исходящий ароматным паром чайник.Ирина ОВСЕПЬЯН.
ovsepyan@sb.by