Узнали, кому и зачем накрывают шведский стол на лесной опушке
16.12.2023 09:08:00
Анна НАУМОВА
Пришедший в Беларусь еще в конце ноября большой снег добавил забот не только коммунальным службам. Для работников лесной отрасли высокий снежный покров как четкий сигнал: пора наполнять провиантом «лесные столовые». Подкармливать диких животных егерям помогала наш журналист.
Соль вопроса
Для егеря Богушевского лесхоза Андрея Купреенко и инженера по охотничьему хозяйству Николая Новикова зима — горячая пора. Андрей Васильевич замечает:
— Если по прогнозу снега или оттепель, после которой снова вдарят «минуса», а значит, образуется опасный для животных наст, понимаем: лесным обитателям без нашей помощи не обойтись.
Более чем на 28 тысячах гектаров охотугодий Богушевского лесхоза расположены 12 кормовых площадок. Каждая как маленький шведский стол для косуль, благородных оленей, лосей… В первую очередь подкармливают охотничьих животных, чтобы сберечь популяцию, но в «лесную столовую» кто только не заглядывает: зайцы, дикие кабаны, даже волки и лисы… Пернатое царство тоже не облетает стороной — с удовольствием угощается зерном.
…На улице минус семь, медленно и красиво кружится снег. В этом году на Витебщине высота его покрова не раз била суточные рекорды. Пока уазик лесхоза уверенно вгрызается в сугробы, Николай Новиков успокаивает:
— Не волнуйтесь, проедем. Кстати, в самые труднодоступные места добираемся на снегоходе и снегоболотоходе — три года назад его в лесхоз купили. Проходимость — космос!
От Богушевска до стационарной подкормочной площадки, куда держим путь, километров 20. Из них пять — по заснеженной лесной дороге, которая приводит нас к бочке-зернохранилищу с наблюдательной вышкой. Главное «блюдо» — зернофураж — хранится здесь же, кивает в сторону зеленой бочки Андрей Купреенко:
— Очень удобно! Концентрированные и сочные корма, соль, без которой животным никуда, подвозим по мере необходимости. Сегодня приехали с витаминами: хрустящей морковкой и яблоками.
Вместе рассыпаем их на снегу неподалеку от основной кормушки под навесом. Егерь тщательно проверяет ее наполненность. Убедившись, что добавка не помешает, открывает хранилище:
— Есть чем животных угостить, но внимание: не накормить! Иначе сделаешь дикого зверя ручным, уберешь спасительный страх перед человеком.
Допускать такой ошибки нельзя. Именно поэтому часть «лесного» провианта насыпаем прямо на землю. Имитируем условия, в которых звери добывают еду в природной среде.
На каждой подкормочной площадке есть белесый, словно инеем покрытый (а на самом деле солью), столбик. Это — солонец, тем же парнокопытным он нужен не меньше питательного зерна. Николай Новиков замечает:
— Некоторые животные решают свой «солевой» вопрос, выходя на дороги, подсыпанные противогололедными смесями, в которых тоже есть соль. Но готовые солонцы — самый безопасный и удобный вариант. За зиму расходуем на них свыше 300 килограммов соли.
Интересно, что это продукт долгоиграющий. Животные находят и едят соль, смытую из солонца дождями и снегом и впитанную в землю, круглый год.
Читаем по следам
Как и Николай Новиков, Андрей Купреенко — потомственный охотник. С малых лет отец брал его в лес, научил «читать» испещренное следами снежное покрывало. Свежий след называется «печать», делится Андрей Васильевич:
— Смотрите, хорошо видно: вот здесь петлял косой, а это — вынюхивала его плутовка-лиса. А глубокие длинные борозды возле солонца оставили лосиха с лосенком... Лось для наших угодий, кстати, животное постоянное. Их общая численность у нас — больше ста особей. Благородного оленя где-то 95 голов, косуль около 165, и количество растет.
Пушистый снег зверью не страшен, обращает внимание егерь, а вот наст — губителен, особенно для деликатных косуль. Их тонкие «балетные» ноги как ножом режет ледяная корка, а раненое животное — легкая добыча для хищников.
Сейчас вылетит птичка
Положение подкормочных площадок стараются не менять — животные привыкают к ним, считай, на генном уровне. Определить территорию, где необходимы кормушки, помогает фотомониторинг. Скрытая камера — это возможность, находясь за много километров от леса, наблюдать, анализировать обстановку, не тревожа животных. Кадры приходят на телефон в виде SMS или MMS, говорит Николай Новиков:
— Фотофиксацию называют и лучшей защитой от браконьеров, но, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, за все 13 лет, что работаю в лесхозе, случаев незаконной добычи у нас не выявлено.
С трудом распознаем замаскированную среди веток фотоловушку. Случайными «моделями» в Богушевском лесхозе становятся в основном косули, олени, лоси, изредка — кабаны. Отпечатки мощных медвежьих лап хоть и замечали на площадке, но на фото сам хозяин леса не попал.
Убери свой бутерброд...
Можно ли подкармливать диких животных самостоятельно? В сети набирают просмотры ролики, где выбежавшим на трассу медведям или лосям люди смело предлагают «вкусняшки». Но, во-первых, стоит быть осторожнее и не протягивать куда не следует ни морковку, ни руки. Во-вторых, всегда лучше доверить дело специалистам. Егеря точно знают, чем подкармливать диких животных, которым наша обычная пища вроде сладкой булочки, бутерброда или мороженого только во вред. В Витебском ГПЛХО обращают внимание, что подкормки вблизи человеческого жилья могут закончиться печально: звери станут почти ручными, а дальше — легкой добычей для нерадивых охотников. За примером далеко ходить не нужно: в феврале этого года лесная козочка повадилась навещать заброшенный плодовый сад в Миорском районе. В итоге на косулю поставили петли… Воспользовавшегося ситуацией браконьера наказали штрафом.
А вот пережить холода пернатым (особенно трудно им в городе) может помочь каждый. Не игнорируйте традицию мастерить кормушки, развешивая их, например, в парках или на школьных участках.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Дмитрий Дикович, ведущий инженер по охотничьему хозяйству Витебского ГПЛХО:
— С первого снега и, как говорят, до последнего на нем следа ведем подкормку диких животных во всех 16 лесоохотничьих хозяйствах Витебского ГПЛХО. По нормативу каждая из установленных в них стационарных, а потому привычных для зверья подкормочных площадок готова принимать не более 20 животных. Дополнительно создаем и так называемые подкормочные точки — времянки, куда лесные обитатели могут прийти за едой в суровые для них времена. А именно в сильные морозы, при больших глубоких снегах и, конечно, когда после оттепели наступают холода, сковывающие все настом.