Законы о гражданском обществе и политических партиях формулируют правила политической жизни на годы вперед
16.02.2023 08:14:00
Вадим ГИГИН
Беларусь создает свою политическую систему, без оглядки на иностранных «доброхотов»
Одна из черт белорусского национального характера и, соответственно, отечественной политической системы — четкое соблюдение правил. Подписание Президентом сначала Закона «О Всебелорусском народном собрании», а сейчас законов «Об основах гражданского общества» и «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений» представляет собой яркое подтверждение этого тезиса. Белорусское государство следует плану конституционных преобразований, утвержденному на республиканском референдуме почти год назад.
Сам закон о гражданском обществе уникален. В западной модели манипулятивной демократии это понятие фактически означает своеобразную серую зону, «третий сектор», пространство для выращивания разного рода квазиобщественных структур, умело управляемых через целую сеть грантов. В Беларуси дается четкое правовое определение гражданского общества. Оно должно представлять собой совокупность организаций, которые не ставят во главу угла борьбу за власть. Их задача — обеспечивать своим участникам возможность раскрыть собственный потенциал, защищать права и свободы граждан. Но это вовсе не означает, что гражданское общество находится вне политики. Всебелорусское народное собрание становится его голосом, и голосом властным. Наиболее крупные общественные организации, которые объединяют в своих рядах более 100 тысяч человек, имеют право выдвигать делегатов в состав высшего представительного органа народовластия.
Кстати, проводимые диалоговые площадки это убедительно доказывают. И отношение к партиям вполне серьезное. Это не просто некие клубы по интересам. Если в них объединяются люди с политическими амбициями, претендующие на лидерство в государстве, то и опираться они должны на солидную социальную базу. Отсюда и требование по численности (не менее 5 тысяч учредителей), по региональному (как областному, так и районному) представительству. Думается, что в настоящее время этим критериям соответствуют не более двух-трех партий из зарегистрированных пятнадцати.
Одна из черт белорусского национального характера и, соответственно, отечественной политической системы — четкое соблюдение правил. Подписание Президентом сначала Закона «О Всебелорусском народном собрании», а сейчас законов «Об основах гражданского общества» и «Об изменении законов по вопросам деятельности политических партий и других общественных объединений» представляет собой яркое подтверждение этого тезиса. Белорусское государство следует плану конституционных преобразований, утвержденному на республиканском референдуме почти год назад.
С учетом общественного мнения
Напомним, что статья 142 Основного Закона дает два года после вступления в силу изменений и дополнений, одобренных на референдуме, для приведения в соответствие с ними всей правовой системы. Логика политической жизни требует, чтобы обновление законодательной базы произошло до старта избирательной кампании. А она начнется совсем скоро, ведь в последнее воскресенье февраля будущего года, в единый день голосования, в Беларуси пройдут и парламентские, и местные выборы. Следом, опять-таки по конституционным нормам, будет сформировано и Всебелорусское народное собрание.Новые законы были приняты Парламентом и подписаны Президентом после детального и широкого общественного обсуждения. По сути, оно началось еще на диалоговых площадках осенью 2020 года. Именно такой вдумчивый и спокойный подход стал нашим белорусским ответом на истеричные атаки организаторов попытки государственного переворота.Они хотели ввергнуть страну в хаос и анархию, организовать расправы над патриотами, а затем установить собственный марионеточный режим. Белорусы своей борьбой не допустили такого катастрофического развития ситуации. Однако опыт тех драматических событий учтен. Наряду с задачей обеспечить стабильность и укрепление отечественной государственности стоит и другая — не дать шанса восстановить свои структуры внутри страны тем, кто толкает людей к противостоянию.
Нам нужен гражданский мир, а не гражданская война.Важно, что при обсуждении новых законов не было притворного единомыслия. Через дискуссии, а порой и жаркие споры проходила буквально каждая статья. Какая должна быть численность у политических партий? Что такое гражданское общество? Как сделать так, чтобы нормальная политическая конкуренция не становилась полем для манипуляции зарубежных сил? И это лишь часть вопросов, ответы на которые искали на диалоговых площадках, в экспертных советах, в стенах Парламента. Они были предметом обсуждения сразу на нескольких совещаниях у Президента. Результатом и стали законы, которые формулируют правила политической жизни на многие годы вперед.
Сам закон о гражданском обществе уникален. В западной модели манипулятивной демократии это понятие фактически означает своеобразную серую зону, «третий сектор», пространство для выращивания разного рода квазиобщественных структур, умело управляемых через целую сеть грантов. В Беларуси дается четкое правовое определение гражданского общества. Оно должно представлять собой совокупность организаций, которые не ставят во главу угла борьбу за власть. Их задача — обеспечивать своим участникам возможность раскрыть собственный потенциал, защищать права и свободы граждан. Но это вовсе не означает, что гражданское общество находится вне политики. Всебелорусское народное собрание становится его голосом, и голосом властным. Наиболее крупные общественные организации, которые объединяют в своих рядах более 100 тысяч человек, имеют право выдвигать делегатов в состав высшего представительного органа народовластия.
Партии — это не клубы по интересам
Политические партии по самой своей природе должны вести борьбу за власть. Здесь главное требование — исключительно в рамках конституционного поля. Уместен вопрос: нужны ли нам на данном этапе развития партии в принципе? Не приведет ли это к разделению общества? Что же, опасения справедливые, если пустить дело на самотек. Вот тогда, смотришь, и появятся ушлые олигархи, скупающие под себя политические организации, тут же набегут иностранные фонды, выращивающие «инклюзивную демократию». Новый закон как раз задает цивилизованные правила политической борьбы. А партии, при всем критическом к ним отношении, все же нужны. Ведь и среди сторонников конституционного строя можно встретить людей с отличными взглядами по разным темам. Скажем, коммунисты и члены Либерально-демократической партии стояли рядом с беспартийными на историческом митинге на площади Независимости 16 августа 2020 года, но ведь идеология у них разная. Нас объединяет общее знамя, при этом мы можем дискутировать в поисках путей решения актуальных проблем.Кстати, проводимые диалоговые площадки это убедительно доказывают. И отношение к партиям вполне серьезное. Это не просто некие клубы по интересам. Если в них объединяются люди с политическими амбициями, претендующие на лидерство в государстве, то и опираться они должны на солидную социальную базу. Отсюда и требование по численности (не менее 5 тысяч учредителей), по региональному (как областному, так и районному) представительству. Думается, что в настоящее время этим критериям соответствуют не более двух-трех партий из зарегистрированных пятнадцати.
О своем стремлении создать партию заявили члены общественного объединения «Белая Русь», что является свидетельством активизации политической жизни.Существенная примета времени, то, что объединяет принятые законы, — Беларусь создает свою политическую систему, без оглядки на позицию иных государств. Любая попытка вмешательства извне рассматривается как преступление.
Политики должны зависеть от воли своих избирателей, а не от прихотей иностранных «доброхотов».В нашей стране есть собственные традиции и накоплен достаточный опыт, чтобы самостоятельно осуществлять государственное строительство. Конечно же, при этом мы учитываем зарубежные примеры, но не более того. Политическая сфера становится одним из важнейших факторов обеспечения стабильности и залогом преемственности белорусской государственности. И если говорить о правилах, то главное из них также записано в Конституции — источником власти является народ.