Лидер группировки "Ленинград" Сергей Шнуров открыл в Минске свою выставку "Ретроспектива брендреализма"
02.12.2017 07:30:00
Первый снег подхватил и закружил Минск в вихре культурных событий. Сегодня и завтра премьерой порадует музыкальный театр. Их феерический фолк–рок–мюзикл «Тристан и Изольда» расскажет о любовных перипетиях древних ирландцев простым голосом белорусской дуды, которую на слух не отличить от подлинной кельтской волынки.
Нынче вечером назовут самых–самых представителей отечественной fashion–индустрии. Статуэтку Belarus National Fashion Award by Zorka по итогам года получат лучшие дизайнеры женской и мужской одежды, аксессуаров и нарядов для детей.
А уже завтра ждем в гости голосистую британку Сару Брайтман. Вместе с ней на сцену Дворца Республики выйдет популярный немецкий коллектив Gregorian. Музыканты объединились ради европейского тура Royal Chrismas Gala.
Ну а любителей современного искусства ждут в НЦСИ, где уже работает выставка «Ретроспектива брендреализма» харизматичного музыканта Сергея Шнурова.
Люди, бренды и тренды
Человек–оркестр Сергей Шнуров продолжает играть в искусство. Минск стал третьим городом на пути больших арт–гастролей, в котором питерский музыкант, поэт и хулиган представил свою «Ретроспективу брендреализма» — выставку работ им же провозглашенного в 2007 году нового направления в искусстве. На вернисаж в Национальный центр современных искусств Шнуров пожаловал лично. Компанию ему составил художник Владимир Цеслер — «друг и учитель», как кратко охарактеризовал Владимира Яковлевича сам Шнур.
Формальным поводом перевезти на время свои работы в Минск и тем самым дать белорусам возможность разглядеть наделавшие шума в Москве и Петербурге экспонаты стал 10–летний юбилей существования самого направления. Согласно придуманным Шнуровым постулатам, брендреализм — это отражение феномена существования нашего современника: в погоне за статусом и брендами человек в конце концов становится их заложником и возводит лейбл в культ. При этом само название направления, по словам музыканта, довольно условное, ему просто понравилось слово «бренд».
— Манифест брендреализма я написал в 2005 — 2006 годах. И воплощать его в жизнь сначала начал с помощью песен «Ленинграда». Все эти большие бренды типа «Прада», «Луи Виттон» были связаны с тем, что вначале я подвел их под определенную программу и начал ее реализовывать. Эта выставка, собственно, и объясняет мою стратегию.
Сравнений с классиком поп–арта Энди Уорхолом — и явно не в свою пользу — музыкант не боится, а на все обвинения во вторичности открыто заявляет:
— Уорхол был настоящим художником. А я играю. У меня такая ролевая модель. Уорхол — большой классик поп–арта, но у него тоже было много игры. Он долгое время был никем, бренд «Энди Уорхол» рос одновременно с произведениями. Я же сам являюсь брендом. Я как тот волшебник, который дотрагивается до какой–нибудь ерунды, и она превращается в произведение искусства.
«Крещенские морозы»
На деле же лидер «Ленинграда» хлестко бичует социальные язвы и тонко над ними иронизирует в последних музыкальных клипах. Произведения искусства в исполнении Шнура — это все те же эпатаж, стеб, пародии на гламур и массовую культуру. Правда, руками сам возмутитель спокойствия не работает. Его дело — придумать идею, которую затем воплощают в жизнь неизвестные широкой публике художники и дизайнеры. Иногда Шнуров все же берет в руки кисть: так, диптих, написанный рок–хулиганом вместе с настоящим питерским художником Дмитрием Шориным, провожает гостей города на Неве в одном из терминалов аэропорта «Пулково». Еще одна работа Шнурова занимает стену Музея современного искусства «Эрарта» в Санкт–Петербурге. Сам музыкант за перемещениями своих холстов не следит: спокойно дарит и раздает их всем желающим. Но о коммерческой выгоде все же не забывает:
— Никогда не делаю того, что не может стать коммерческим, потому что это бесполезное занятие. Первые работы были проданы очень удачно. Что с ними стало, я не знаю. Не буду же я тормошить хозяев и интересоваться их судьбой. Самый дорогой экспонат? Наблюдая за динамикой спроса и небольшого предложения, потому что у нас ограниченное количество времени, я понимаю, что сейчас концерт «Ленинграда» — это самый дорогой перформанс в России.
Среди арт–объектов и инсталляций, высмеивающих те или иные бренды и социальные явления, много посвящений и коллегам по музыкальному цеху. Например, в деталях и подробностях все желающие могут рассмотреть вязаный портрет Земфиры — это работа уфимских бабушек–рукодельниц. Экс–балерину Анастасию Волочкову Шнуров видит со сложенными пуантами и нимбом над головой. Скандальное полотно получило название «Багиня» — именно так, с буквой «а» и фрикативным «гэ». Представлен на выставке и Григорий Лепс. Точнее, его знаменитые круглые с фиолетовыми стеклами очки и рюмка (правда, без водки) на столе. Хит предыдущих выставок — портрет Стаса Михайлова в позолоченном шкафу под стеклом — тоже здесь. Работу Шнур назвал коротко и емко — «Иконостас»:
— Обижаются ли? Понятия не имею. Стаса Михайлова ни разу в жизни не видел. Земфиру в последний раз видел в 2003 году. А вот Лепс однажды даже подарил мне свои очки. Но не те, которые на выставке. Настоящие лежат дома.
Шнуров признается, что по выставкам он не особо ходок. Музеи посещает скорее из любопытства. Да и то не на Шишкина посмотреть, а на тех, кто его полотна разглядывает и вдохновляется. Дома у музыканта есть немного русского авангарда. Белорусского, кстати, тоже — как–то Шнуров купил работу нашего художника Руслана Вашкевича:
— Купил, потому что понравилась. Какой трепет? Для того чтобы купить картину, нужны деньги. Трепет не нужен.
Кстати, в отличие от многих художников Шнуров не посвящает свои работы — как живописные, так и музыкальные — супруге Матильде:
— Эпоха романтизма давно закончилась. Все эти посвящения — драматика начала XIX века. Я подарил Матильде всю свою жизнь. Что еще я ей должен?..
Попытаться понять, где шутка, а где философия в работах и словах музыканта, можно вплоть до 14 января. Вход на экспозицию платный: 20 рублей. Но с билетом на любой из концертов «Ленинграда» этого года (за 19 марта или 1 декабря) на входе сделают существенную скидку и впустят в обитель современного искусства за 10 рублей.
КСТАТИ
В начале 1990-х годов Шнуров учился в художественно-реставрационном училище, после окончания которого получил специальность реставратора произведений из дерева 4-го разряда.
leonovich@sb.by
Сегодня в музыкальном театре премьера мюзикла «Тристан и Изольда»
Нынче вечером назовут самых–самых представителей отечественной fashion–индустрии. Статуэтку Belarus National Fashion Award by Zorka по итогам года получат лучшие дизайнеры женской и мужской одежды, аксессуаров и нарядов для детей.
А уже завтра ждем в гости голосистую британку Сару Брайтман. Вместе с ней на сцену Дворца Республики выйдет популярный немецкий коллектив Gregorian. Музыканты объединились ради европейского тура Royal Chrismas Gala.
3 декабря во Дворце Республики даст концерт Сара Брайтман
Ну а любителей современного искусства ждут в НЦСИ, где уже работает выставка «Ретроспектива брендреализма» харизматичного музыканта Сергея Шнурова.
В Национальном центре современных искусств открылась выставка Сергея Шнурова «Ретроспектива брендреализма»
Люди, бренды и тренды
Человек–оркестр Сергей Шнуров продолжает играть в искусство. Минск стал третьим городом на пути больших арт–гастролей, в котором питерский музыкант, поэт и хулиган представил свою «Ретроспективу брендреализма» — выставку работ им же провозглашенного в 2007 году нового направления в искусстве. На вернисаж в Национальный центр современных искусств Шнуров пожаловал лично. Компанию ему составил художник Владимир Цеслер — «друг и учитель», как кратко охарактеризовал Владимира Яковлевича сам Шнур.
Формальным поводом перевезти на время свои работы в Минск и тем самым дать белорусам возможность разглядеть наделавшие шума в Москве и Петербурге экспонаты стал 10–летний юбилей существования самого направления. Согласно придуманным Шнуровым постулатам, брендреализм — это отражение феномена существования нашего современника: в погоне за статусом и брендами человек в конце концов становится их заложником и возводит лейбл в культ. При этом само название направления, по словам музыканта, довольно условное, ему просто понравилось слово «бренд».
— Манифест брендреализма я написал в 2005 — 2006 годах. И воплощать его в жизнь сначала начал с помощью песен «Ленинграда». Все эти большие бренды типа «Прада», «Луи Виттон» были связаны с тем, что вначале я подвел их под определенную программу и начал ее реализовывать. Эта выставка, собственно, и объясняет мою стратегию.
Сравнений с классиком поп–арта Энди Уорхолом — и явно не в свою пользу — музыкант не боится, а на все обвинения во вторичности открыто заявляет:
— Уорхол был настоящим художником. А я играю. У меня такая ролевая модель. Уорхол — большой классик поп–арта, но у него тоже было много игры. Он долгое время был никем, бренд «Энди Уорхол» рос одновременно с произведениями. Я же сам являюсь брендом. Я как тот волшебник, который дотрагивается до какой–нибудь ерунды, и она превращается в произведение искусства.
«Крещенские морозы»
На деле же лидер «Ленинграда» хлестко бичует социальные язвы и тонко над ними иронизирует в последних музыкальных клипах. Произведения искусства в исполнении Шнура — это все те же эпатаж, стеб, пародии на гламур и массовую культуру. Правда, руками сам возмутитель спокойствия не работает. Его дело — придумать идею, которую затем воплощают в жизнь неизвестные широкой публике художники и дизайнеры. Иногда Шнуров все же берет в руки кисть: так, диптих, написанный рок–хулиганом вместе с настоящим питерским художником Дмитрием Шориным, провожает гостей города на Неве в одном из терминалов аэропорта «Пулково». Еще одна работа Шнурова занимает стену Музея современного искусства «Эрарта» в Санкт–Петербурге. Сам музыкант за перемещениями своих холстов не следит: спокойно дарит и раздает их всем желающим. Но о коммерческой выгоде все же не забывает:
Среди арт–объектов и инсталляций, высмеивающих те или иные бренды и социальные явления, много посвящений и коллегам по музыкальному цеху. Например, в деталях и подробностях все желающие могут рассмотреть вязаный портрет Земфиры — это работа уфимских бабушек–рукодельниц. Экс–балерину Анастасию Волочкову Шнуров видит со сложенными пуантами и нимбом над головой. Скандальное полотно получило название «Багиня» — именно так, с буквой «а» и фрикативным «гэ». Представлен на выставке и Григорий Лепс. Точнее, его знаменитые круглые с фиолетовыми стеклами очки и рюмка (правда, без водки) на столе. Хит предыдущих выставок — портрет Стаса Михайлова в позолоченном шкафу под стеклом — тоже здесь. Работу Шнур назвал коротко и емко — «Иконостас»:
— Обижаются ли? Понятия не имею. Стаса Михайлова ни разу в жизни не видел. Земфиру в последний раз видел в 2003 году. А вот Лепс однажды даже подарил мне свои очки. Но не те, которые на выставке. Настоящие лежат дома.
Шнуров признается, что по выставкам он не особо ходок. Музеи посещает скорее из любопытства. Да и то не на Шишкина посмотреть, а на тех, кто его полотна разглядывает и вдохновляется. Дома у музыканта есть немного русского авангарда. Белорусского, кстати, тоже — как–то Шнуров купил работу нашего художника Руслана Вашкевича:
— Купил, потому что понравилась. Какой трепет? Для того чтобы купить картину, нужны деньги. Трепет не нужен.
Кстати, в отличие от многих художников Шнуров не посвящает свои работы — как живописные, так и музыкальные — супруге Матильде:
— Эпоха романтизма давно закончилась. Все эти посвящения — драматика начала XIX века. Я подарил Матильде всю свою жизнь. Что еще я ей должен?..
Попытаться понять, где шутка, а где философия в работах и словах музыканта, можно вплоть до 14 января. Вход на экспозицию платный: 20 рублей. Но с билетом на любой из концертов «Ленинграда» этого года (за 19 марта или 1 декабря) на входе сделают существенную скидку и впустят в обитель современного искусства за 10 рублей.
Выставке присвоили возрастной ценз 18+
КСТАТИ
В начале 1990-х годов Шнуров учился в художественно-реставрационном училище, после окончания которого получил специальность реставратора произведений из дерева 4-го разряда.
leonovich@sb.by