Что хочется иметь взрослым людям для счастья?
29.05.2018 07:52:47
Татьяна ОРЛОВА
Десятый, юбилейный Международный фестиваль театров кукол был адресован взрослой аудитории. Правда, там была парочка спектаклей для детей. Все же почему так?
С одной стороны, театры кукол уже давно пытаются доказать, что они вышли из детского возраста и работают без возрастных границ. С другой стороны, театральное искусство все чаще разговаривает со зрителем другим языком, совсем непривычным в обиходе. Этот язык необходимо расшифровать. Он может быть непонятен детям. Зато именно кукольный театр сегодня движется семимильными шагами. И в первых рядах наши кукольники.
Сцена из спектакля «Умка»
По традиции минский фестиваль в первую очередь приглашает с отчетом все государственные кукольные театры страны. Здесь блеск режиссерских имен, уже востребованных за пределами Беларуси: Алексей Лелявский, Евгений Корняг, Юрий Диваков, Олег Жюгжда, Игорь Казаков, Александр Янушкевич, Виктор Климчук. Можно сказать, национальная театральная школа, которой можно и нужно гордиться, потому что такого нет у ближайших и дальних соседей.
С кукольниками России, Франции, Израиля мы неплохо знакомы. Испания, Болгария и Иран привезли свои спектакли впервые. Надо сказать, что вся зарубежная кукольная продукция отличается минимализмом формы, четкостью актерской работы, что позволяет понимать смысл без перевода с незнакомого языка. Этому есть простое объяснение. Многие спектакли гостей — штучный товар. У театра — один-два спектакля. С ними ездят по миру, показывая, уточняя, отрабатывая детали.
Наши репертуарные театры кукол существуют совсем в другом режиме. У нас есть планы по обслуживанию зрителей и количеству постановок. Актеры попадают на своеобразный конвейер, где происходят штамповка, повторы и невозможность сохранить особую эстетику и высокий художественный уровень. К чести и смелости наших кукольников, свой выбор, свою смелость, свой стиль мы стараемся сохранить и этим постоянно удивляем других.
Белорусская история, белорусские темы представлены Брестом в «Новой земле» и Могилевом в «Синей-Синей». Выпускник нашей Академии искусств Александр Янушкевич поработал в России, удостоился там престижной премии «Золотая маска» и вернулся домой, возглавив Брестский театр кукол. Игорь Казаков вместе с известнейшим кукольником Николаем Стешицем создали пронзительную сказку-сон для взрослых на основе рассказа Владимира Короткевича и собрали уже массу наград на всевозможных фестивалях.
Традиционно работает для самых маленьких зрителей в театре «Лялька» Виктор Климчук. Витебск привез нежную, добрую историю о том, что противостояние добра и зла, вражды и непонимания может быть приостановлено. Спектакль «Умка» о том, как надо в детстве закладывать нравственные ценности.
Байки русского Севера на основе фольклора и скоморошных традиций рассказали гродненцы в спектакле «Золотые лбы». На этот раз трудно похвалить театр Олега Жюгжды, так как к участию в фестивале они отнеслись без достаточной серьезности. Очень средний спектакль для поездок по району и невзыскательной публики, хотя и с забавными куклами.
Свободный художник, режиссер без театра Юрий Диваков поставил в Гомеле сатирическое стихотворение немецкого поэта Вильгельма Буша, которого считают одним из основателей комиксов. Недаром текст перевел знаменитый Даниил Хармс. Режиссер Диваков любит свои будущие спектакли сначала нарисовать. Признается: «Вот «Плиха и Плюха» я нарисовал».
Такого, правда, в наших театрах никогда не было.
Продолжил открытия на кукольном поле Евгений Корняг. «Сестры Грайи» в Минском областном театре кукол «Батлейка» заявлены как мифы Древней Греции, но мало общего с ними имеют. Это потрясающая история о возникновении жизни на Земле, рождении Адама из ребра Евы, взаимоотношениях человека с богами, земными и небесными, о каменных громах, которые сметают человеческую толпу. Рассказ занимает семьдесят минут. В нем нет слов. Только сложная техническая партитура и замечательная актерская пластика.
Если бы существовало жюри, уверена, Гран-при достался бы молодечненцам, которые не избалованы вниманием критиков и редко приезжают в столицу на театральные показы. Мощная четкая режиссерская мысль способна творить чудеса.
В этот раз главный мэтр кукольного дела Алексей Лелявский показал два своих спектакля, сделанные на петербургской сцене. «Биография», созданная в содружестве с известнейшим сценографом Эмилем Капелюшем, превратила знаменитую андерсеновскую сказку «Гадкий утенок» в жестокую правду жизни. А еще он замахнулся на Вильяма нашего Шекспира, будучи уверен, что Шекспир — наш современник. Его Wanted Hamlet находится в диалоге с каждым из зрителей, споря, увлекая, провоцируя, заставляя думать и думать.
Закрылся фестиваль признанным шедевром минского театра «Пансион Belvedere». В нем смех, слезы, радость жизни, надежды на будущее. Что еще хочется иметь взрослым людям для счастья? Любовь, здоровье, теплую крышу, человеческое участие. В четыре фестивальных дня все это было на сцене и в зале.
С одной стороны, театры кукол уже давно пытаются доказать, что они вышли из детского возраста и работают без возрастных границ. С другой стороны, театральное искусство все чаще разговаривает со зрителем другим языком, совсем непривычным в обиходе. Этот язык необходимо расшифровать. Он может быть непонятен детям. Зато именно кукольный театр сегодня движется семимильными шагами. И в первых рядах наши кукольники.
Сцена из спектакля «Умка»
По традиции минский фестиваль в первую очередь приглашает с отчетом все государственные кукольные театры страны. Здесь блеск режиссерских имен, уже востребованных за пределами Беларуси: Алексей Лелявский, Евгений Корняг, Юрий Диваков, Олег Жюгжда, Игорь Казаков, Александр Янушкевич, Виктор Климчук. Можно сказать, национальная театральная школа, которой можно и нужно гордиться, потому что такого нет у ближайших и дальних соседей.
Наши репертуарные театры кукол существуют совсем в другом режиме. У нас есть планы по обслуживанию зрителей и количеству постановок. Актеры попадают на своеобразный конвейер, где происходят штамповка, повторы и невозможность сохранить особую эстетику и высокий художественный уровень. К чести и смелости наших кукольников, свой выбор, свою смелость, свой стиль мы стараемся сохранить и этим постоянно удивляем других.
Белорусская история, белорусские темы представлены Брестом в «Новой земле» и Могилевом в «Синей-Синей». Выпускник нашей Академии искусств Александр Янушкевич поработал в России, удостоился там престижной премии «Золотая маска» и вернулся домой, возглавив Брестский театр кукол. Игорь Казаков вместе с известнейшим кукольником Николаем Стешицем создали пронзительную сказку-сон для взрослых на основе рассказа Владимира Короткевича и собрали уже массу наград на всевозможных фестивалях.
Байки русского Севера на основе фольклора и скоморошных традиций рассказали гродненцы в спектакле «Золотые лбы». На этот раз трудно похвалить театр Олега Жюгжды, так как к участию в фестивале они отнеслись без достаточной серьезности. Очень средний спектакль для поездок по району и невзыскательной публики, хотя и с забавными куклами.
Свободный художник, режиссер без театра Юрий Диваков поставил в Гомеле сатирическое стихотворение немецкого поэта Вильгельма Буша, которого считают одним из основателей комиксов. Недаром текст перевел знаменитый Даниил Хармс. Режиссер Диваков любит свои будущие спектакли сначала нарисовать. Признается: «Вот «Плиха и Плюха» я нарисовал».
Такого, правда, в наших театрах никогда не было.
Продолжил открытия на кукольном поле Евгений Корняг. «Сестры Грайи» в Минском областном театре кукол «Батлейка» заявлены как мифы Древней Греции, но мало общего с ними имеют. Это потрясающая история о возникновении жизни на Земле, рождении Адама из ребра Евы, взаимоотношениях человека с богами, земными и небесными, о каменных громах, которые сметают человеческую толпу. Рассказ занимает семьдесят минут. В нем нет слов. Только сложная техническая партитура и замечательная актерская пластика.
В этот раз главный мэтр кукольного дела Алексей Лелявский показал два своих спектакля, сделанные на петербургской сцене. «Биография», созданная в содружестве с известнейшим сценографом Эмилем Капелюшем, превратила знаменитую андерсеновскую сказку «Гадкий утенок» в жестокую правду жизни. А еще он замахнулся на Вильяма нашего Шекспира, будучи уверен, что Шекспир — наш современник. Его Wanted Hamlet находится в диалоге с каждым из зрителей, споря, увлекая, провоцируя, заставляя думать и думать.
Закрылся фестиваль признанным шедевром минского театра «Пансион Belvedere». В нем смех, слезы, радость жизни, надежды на будущее. Что еще хочется иметь взрослым людям для счастья? Любовь, здоровье, теплую крышу, человеческое участие. В четыре фестивальных дня все это было на сцене и в зале.