Страны-соседи все больше становятся похожими на прикордонные территории с санитарным режимом
22.04.2024 12:43:00
Андрей МУКОВОЗЧИК
Понимать, как на самом деле устроены головы у литовского истеблишмента, надо. Как думает литовский народ, мы себе, в общем, представляем – столько лет бок о бок, чередуя цеппелины с драниками.
Но в системе литовской псевдодемократии народ на самом деле ничего не решает.
Ту систему с помощью американцев быстренько выстроили ландсбергисы, лишь только дорвались до власти («Как это делается», 14.07.20., https://www.sb.by/articles/kak-eto-delaetsya1307.html). Западные ценности в принципе устроены так: пока они власти не имеют, вам будут рассказывать о демократических процедурах, правах и свободах, неустанно корить за каждое их несоблюдение. Но получив (захватив) власть, западные ценности больше не отдают её никому и никогда.
Можно быть уверенным, что БНФ (белорусский народный фронт), будучи братом-близнецом литовского «Саюдиса», в случае своего успеха сделал бы и у нас то же самое. Просто у Пазняка не было тогда близких друзей в американском госдепе.
У него вообще, похоже, друзей не было.
Задрипанная жизнь
Сейчас официальная Литва начинает щемить эмигрантов-белорусов, угрожая лишать их вида на жительство (ВНЖ) и высылать (с передачей запрета-жалобы в Брюссель) за… Пока за посещение Беларуси чаще, чем раз в квартал. Затем, очевидно, за неважное владение литовским языком. Наконец, придет и такой день, когда высылать начнут за косой взгляд в сторону коренного жмудина-аукштайта.
А может, и не только высылать. Опыт геноцидов и холокостов, надо признать, у наших соседей накоплен достаточный.
Беглые побежали за разъяснениями к Витису Юрконису («Двумерный мир», 05.09.23., «СБ. Беларусь сегодня», https://www.sb.by/articles/dvumernyy-mir-.html). И то, что он им рассказал, дает беглым пищу для слезливых размышлений на тему: «И ни от кого мне ни помощи, ни поддержки, а только вы стараетесь побольнее меня обидеть, ещё ужаснее сделать жизнь мою... и без того задрипанную…».
Если они, конечно, сохранили эту способность – мыслить, в чем есть обоснованные сомнения.
Читайте внимательно
Пройдем по пунктам. Вот что нашим озабоченным эмигрантам было сказано: «Режим Лукашенко – чужой и опасный». Руководствуясь именно таким нарративом, не обращая внимания ни на какие попытки Беларуси наладить добрососедские отношения, и будут вести себя литовцы. Не народ страны, напомню, а персоны, управляющие нынче Литвой по западным указкам.
Причем те люди, литовцы они или белорусы, которые будут об этом вопиющем в общем-то факте говорить, теперь уже попадут под государственное преследование. Вместе с теми, на удивление, кто будет заподозрен властями в «литвинизме». Короче говоря, быть недостаточно довольными Литвой в Литве становится опасно: «Ошибка создавать образ Литвы как страны, которая настроена против белорусов в целом. Тут и одна, и другая стороны бесплатно делают работу для Кремля».
Вместо этого белорусским эмигрантам предлагается оценить (и низко поклониться), что все могло бы быть и хуже: «Если бы кто-то имел злые намерения, то список потенциальных ограничений далеко не исчерпан. Мы видим, что у литовской стороны есть желание идти навстречу. Сравните ограничения для граждан России с ограничениями для белорусов и увидите, что Литва все-таки разделяет эти два народа». То есть страна на официальном уровне занимается сегрегацией.
O sancta simplicitas! – удивлялись еще средневековые богословы готовностью дикарей юрконисов разбивать свои лбы без видимых для себя последствий.
«Поездка один раз в квартал выглядит как некое компромиссное решение вместо жестких предложений вообще запретить поездки в Беларусь. Так или иначе с такими ограничениями, кажется, можно жить. Это не какая-то катастрофа» – это гетто, дорогие мои. В гетто тоже можно жить. Что до катастрофы (холокоста) – ну, еще посмотрим, исторический опыт есть…
Как можно, будучи белорусами, забыть, что именно литовцы-ландсбергисы сами уничтожили всех своих евреев, не дав нацистам даже вспотеть, – это загадка невероятности и бчбанутости. Причем юрконисы сейчас снова говорят им об этом же почти открытым текстом, но люди просто не желают услышать.
Территории вместо стран
Насчет управления по западным указкам – это не фигура речи. «В Литве развивается инфраструктура НАТО и военная индустрия, – с удовольствием коллаборанта говорит Витис. – Поэтому предупредительные меры также будут становиться более строгими. Потому что Литва отвечает за безопасность военных объектов».
Кому непонятно, что они сами добровольно стремятся стать и уже становятся новыми «хиви»? Нет по соседству суверенной страны – есть территория для иностранных военных. Нет рядом независимого государства – есть обслуга чужих военных баз. И есть хиви, которые в любой момент станут карателями для русских, белорусов, украинцев, евреев – и для несогласных с таким положением дел литовцев. Также.
Кто такой сам Витис Юрконис? Подготовлен на Западе «по правам человека» (Мадридский университет), затем к нему присмотрелись в Вильнюсском исследовательском центре восточноевропейских исследований (шпионско-подрывная контора с понятной направленностью), потом назначили главой литовского офиса Freedom House – неправительственной организации (НПО) со штаб-квартирой в Вашингтоне, финансируемой напрямую правительством США.
Иначе говоря, от литовского государства он не зависит никак, потому и может диктовать определенные условия как истеблишменту самой Литвы, так и белорусским эмигрантам даже в Польше. И его бизнес, построенный на благодарностях за визы, за виды на жительство, за легализацию, за списки невъездных, за непопадание в них, наверняка кормит не только его самого.
Подельником со стороны грантососущих беглых выступает байпол – не сам, а как часть проходного кабинэту. С кем в литовском истеблишменте пилится белорусское «дзякуй», можно будет узнать, когда новое правительство начнет копаться в белье старого.
Но Юрконису это все и тогда будет, как с гуся вода. Freedom House – не литовский и даже не европейский, Freedom House ниоткуда не выгонишь, даже не обращать внимания на Freedom House у местных властей не получится. А сам Витис, небось, давно имеет еще и американское гражданство.
История не учит
Что и позволяет ему достаточно жестко напоминать жалующимся беглым: «Нечестно тыкать пальцем в Литву, которая как никто другой старается соблюдать деликатный баланс между отзывчивостью к белорусским демократам и жесткостью по поводу белорусского режима» – в Ковно летом 1941 года они примерно такой же деликатный баланс соблюдали по отношению к семьям красноармейцев и евреям. Были настолько отзывчивы, что почти и не стреляли, обходясь ножами, лопатами, топорами, ломами.
Тут можно вспомнить тот исторический факт, что и в первой попытке обретения государственности Литва очень быстро скатилась к полуфашистскому режиму Антанаса Сметоны, который затем вместе со всей семьей бежал не куда-нибудь, а прямиком к Гитлеру.
Но история, как было давно замечено, мало кого чему-либо учит. А невероятность с бчбанутостью отнимает даже невеликие шансы и застит глаза на очевидные вещи. Пусть даже их тычут прямо в лицо и называют прямым, насколько англосаксонский может таким быть, языком.
Quos Deus perdere vult dementat prius (кого бог хочет погубить, того он сначала лишает разума), – говорили древние. Так и есть, можно уверенно утверждать, глядя на наших беглых.
Если их еще видно из-под юрконисов.