— Теория гласит: чтобы луг поддерживался в надлежащем состоянии, мало его выкашивать, здесь должен быть организован выпас. Еще десять лет назад проблем с этим не было: испокон веков у каждой полесской семьи были как минимум одна корова и стадо гусей. Птицы подчистую выщипывали травку, коровы ее вытаптывали, разбивали дернину — луг был как щетка, — окидывает взглядом территории орнитолог. — Все кардинально поменялось лет 10 назад. Скотину держать перестали. И вот результат — повсюду ивняк.
С ивняком, конечно, можно бороться и без помощи коров. Летом и осенью на Туровском лугу аж щепки летят. Пойму реки Припять и здешний кустарник — ради того, чтобы дать возможность гнездиться и выводить потомство редким куликам, — то и дело во время волонтерских лагерей рубят волонтеры «Аховы птушак Бацькаўшчыны» (в оперативном управлении этой общественной организации находится природный резерват). Однако каждый год усилий приходится прикладывать все больше и больше: слишком уж быстро отвоевывает ива у птиц «квадратные метры». В деле борьбы с кустарником, ко всему прочему, много своих нюансов и тонкостей. Срезать секатором ветки или просто сломать молодой ствол недостаточно. Нужно максимально убрать с земли все веточки, чтобы они не проросли.
Наталия Карлионова: «Столько краснокнижных птиц, как здесь, не сыщешь нигде».
Наталия Карлионова приводит примеры сотрудничества:
— Помогает местный фермер Михаил Шруб. Как–то на прилегающей к своим владениям территории он силами своего хозяйства полностью выкосил весь кустарник — дескать, привык смотреть на ухоженный луг. Результаты? К примеру, несколько лет назад, после того, как был очищен один сильно заросший остров, туда вернулись птицы. Только для того, чтобы поддерживать пойму Припяти в приемлемом состоянии, нужно приложить очень много усилий.
Орнитологи уже поняли, насколько бесценными и полезными соседями для птичек были буренки. Хотя долгие годы их называли едва ли не главными врагами куликов и крачек. Из–за того, что они... попросту разрушали кладки и растаптывали яйца. И если в середине нулевых на райисполкомовский адрес летели гневные письма с требованием запретить на этой территории выпас, то спустя годы почтальоны носили в высокие кабинеты весточки противоположного содержания. На выручку пришло местное хозяйство ОАО «Туровщина»:
Спасти Туровский луг от зарастания способны гуси...
— Там появились особые коровы породы лимузин, — рассказывают о деталях проекта в ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны». — Они больше своих белорусских собратьев, а в их рационе не только трава, но и поросль ивы. В этом году на Туровский луг две с половиной сотни голов вышли в середине июня. Коровы пасутся там, где их «помощь» нужна здесь и сейчас. Подобная численность, к слову, оптимальна. Больше не нужно, иначе луг может превратиться в пастбище.
Подобное сотрудничество руководители ОАО «Туровщина» называют не иначе как работающей бизнес–моделью: «Выпас на естественном лугу приводит к появлению экологически чистой продукции, коровы не получают добавок, концентратов, комбикорма. На такую продукцию найдется свой покупатель, и в будущем это может стать отдельным направлением бизнеса».
В планомерную работу орнитологов, впрочем, то и дело вмешивается погода. «Вроде бы и делаешь все по уму, а количество птиц все равно продолжает сокращаться, — вздыхает Наталия Карлионова. — Без милости природы в любом случае не обойтись». Красный уровень опасности, говорит представитель Академии наук, — это засуха и весенние пожары, которые способны превратить цветущий пойменный луг в пустыню, погубить не только растительность, но и кладки. Самый благоприятный прогноз — дожди и хороший паводок, когда Припять превращается в огромное Полесское море с многочисленными «птичьими» островами.
...и коровы.
Разговоры о том, что эту реку ради нужд судоходства и создания водного пути Е–40 между Балтийским и Черным морем скоро закуют в дамбы, вызывают в экологической среде самые бурные протесты. Гидротехническое вмешательство, строительство плотин и прочих сооружений, а следовательно, и нарушение водного режима, дескать, серьезно повлияют на флору и фауну. По словам старшего научного сотрудника лаборатории орнитологии Научно–практического центра Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам Павла Пинчука, под угрозой исчезновения может оказаться вся группа водно–болотных птиц, которые живут в пойме Припяти, а наша страна, по сути, потеряет один из своих козырей — места, где еще сохранились уголки нетронутой природы. Надо ли нам это?
ФАКТ
Беларусь с каждым годом становится все более интересным и необычным местом для бердвотчинга (наблюдения за птицами) — очень популярного направления экологического туризма среди западных туристов. Многие орнитологи–любители готовы платить большие деньги за возможность увидеть редкие виды птиц. Стоимость орнитологического тура (без перелета) обычно начинается с 1.500 евро.
СПРАВКА «СБ»
Туровский луг — одно из важнейших мест в Европе для гнездования и остановки во время миграций более 50 видов водно–болотных птиц. Он имеет международный статус территории, важной для птиц, и с 2008 года является биологическим заказником местного значения. Во время миграции иногда в один день здесь можно увидеть более 120.000 турухтанов, 150.000 свиязей и 20.000 больших веретенников. Важен объект и для краснокнижных видов. Чтобы не исчезли они, нужно, чтобы не исчезли пойменные луга вдоль Припяти.
deu@sb.by