Кто и как придумывает рецепты для школьных столовых
03.11.2023 16:49:00
Таисия АЗАНОВИЧ
У учащихся высокая психологическая и умственная нагрузка и активно растет организм. Очень важно, чтобы в этот период питание было вкусным, полезным и сбалансированным. Не зря в прошлом году в белорусских школах и гимназиях запустили эксперимент по совершенствованию питания. Сегодня он распространяется на все школы страны. Его основная идея – школьная еда должна быть не только здоровой, но и соответствовать вкусовым предпочтениям детей. Узнаем, кто и как придумывает рецепты для школьников.
Иллюстративное фото
Процесс создания новых рецептов для школьников длительный: от идеи до появления нового блюда на столе у школьника может пройти не меньше месяца. Технологические карты составляются технологами центров по обеспечению деятельности бюджетных организаций и технологами субъектов хозяйствования, которые организуют питание в учреждениях общего среднего образования.
Например, в информационный сборник технологических карт блюд и изделий, который размещен на сайте Министерства образования, также включены технологические карты новых блюд из овощей, рыбы и соусов, разработанные Белорусским государственным университетом пищевых и химических технологий.
Людмила Крупская, исполняющая обязанности директора Комбината школьного питания Минска, объясняет:
– Технологи должны создать технологическую карту на каждое новое блюдо, причем это не просто рецепт супа или салата. В ней надо прописать ингредиенты, указать требования к качеству готовой продукции, процессу изготовления блюда и изделий и даже оформлению и хранению. Чтобы учесть все нюансы, новинку несколько раз отрабатывают на базе определенного школьного пищеблока. Когда карта разработана, она должна пройти обязательную гигиеническую оценку. И только после этого новые технологические карты оказываются в руках школьных поваров.
Заведующая производством пищеблока гимназии № 30 Людмила Дереш работает в школьных столовых с 18 лет, в следующем году даже пенсию планирует отметить у плиты. Собеседница рассказывает:
– Каждое блюдо, которое мы готовим для школьников, предварительно проходит экспериментальную технологическую отработку. Мы применяем только щадящие методы кулинарной обработки. Не используем острые приправы, соки и напитки в виде сухих концентратов, натуральный кофе, крабовые палочки. Например, если добавляем в салат огурчик или морскую капусту, то можете быть уверены, что они будут без уксуса.
Как родителю правильно составить домашнее меню:
♦ с пищей должно поступать достаточное количество калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка;
♦ минимум 60 процентов белков в рационе школьника должно поступать из продуктов животного происхождения;
♦ количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в четыре раза больше, чем количество белка или количество жира. Но быстрые углеводы (сладости) должны составлять до 10–20 процентов от всех углеводов;
♦ важны режим приема пищи, регулярность;
♦ в рацион школьника должны входить: хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия лучше готовить из муки грубого помола;
♦ один-два раза в неделю в рацион включаем рыбу и минимум один раз в неделю – красное мясо;
♦ бобовые рекомендуется включить в рацион 1–2 раза в неделю;
♦ должно присутствовать пять порций овощей и фруктов.
Примеры одной порции:
♦ апельсин;
♦ яблоко;
♦ банан;
♦ 10–15 ягод;
♦ два небольших фрукта (абрикос, слива);
♦ 50 г овощного салата;
♦ стакан натурального сока;
♦ столовая ложка сухофруктов;
♦ 3 столовые ложки отварных овощей;
Ежедневно следует употреблять три порции молочных продуктов, под одной порцией понимается:
♦ 30 г сыра;
♦ стакан молока;
♦ один йогурт.