Следственные органы Беларуси и России ищут тех, кто развязал продовольственную войну
26.12.2014 19:15:46
Продовольственная война против белорусских продуктов может закончиться плачевно для тех, кто ее развязал. Поиском виновных в установке препон при поставках нашей продукции на соседский рынок займутся следственные органы двух стран. Президенты Александр Лукашенко и Владимир Путин уже дали им поручения детально разобраться в сложившейся ситуации. К сожалению, ограничения еще с 9 предприятий, попавших в «черный список» Россельхознадзора, пока так и не сняты, но на мясокомбинатах уверены: после того как разбирательство конфликта вышло на высший уровень, дело должно пойти быстрее.
Фото БЕЛТА
О том, что руководство Российской Федерации было даже не в курсе введения собственными фитосанитарными и ветеринарными службами каких-то ограничений в отношении белорусских производителей, стало известно в начале этой недели на заседании Высшего Евразийского экономического совета, которое проходило в Москве. Президент Александр Лукашенко обратил внимание Владимира Путина на то, что при интеграционном сближении двух стран кто-то ставит рогатки нашим предприятиям, и в ответ получил вопросительный взгляд собеседника. Российский президент заверил, что все решения о запрете импорта белорусского продовольствия принимались без его ведома.
«Поэтому потом пригласили и руководителя российской таможни, руководителя Россельхознадзора Сергея Данкверта, и те попытались оправдаться. Но как в таком случае можно оправдаться Россельхознадзору, если по каким-то нарушениям он сразу закрывает 21 предприятие, а потом начинает проверять? А там, оказывается, нормальное производство европейского уровня со всеми стандартами, с хорошей продукцией», — обрисовал ситуацию помощник Президента Александр Радьков. При этом он добавил, что сейчас следственные органы двух стран намерены разобраться в этой проблеме. Причем не поверхностно, а «вплоть до уголовных дел». Скорее всего, сама суть нынешнего продовольственного конфликта имеет причины того же порядка, что и прогремевшее год назад «калийное» дело. То есть российский бизнес лоббирует свои интересы в госорганах, а те уже спускают всех собак на своих партнеров. Александр Радьков предупредил: «Ведите себя прилично. То есть решайте свои интересы, но не за счет нас. И в этой ситуации мы всегда были честны, порядочны, откровенны, но и требуем того же от своих партнеров на любом уровне: фирмы, корпорации, государства, Таможенного союза и так далее».
Катализатором продовольственной войны в отношении наших предприятий стал момент объявления Россией эмбарго на товары из западных стран, считает помощник Президента. Он привел пример, что порой выявлялись факты, когда контрафактная продукция из Европы доставлялась в российский Калининград, где впоследствии оформлялась на подставную фирму-однодневку.
По словам Александра Радькова, и в вопросе поставок белорусского продовольствия в действиях партнеров не все понятно: «Если и есть какие-то нарушения, то они не определяют качество. Это, может, где-то безалаберность, личный недосмотр. Но сразу закрывать предприятие — это опять как-то похоже на противостояние, желание поставить нас на колени. Но это не получится».
В свою очередь Россельхознадзор, как будто в пику замечаниям с нашей стороны, привел свою «красноречивую» статистику. С момента организации карантинных фитосанитарных постов на границе Псковской области с территорией Беларуси (то есть с 25 октября) специалисты проконтролировали 3,4 тыс. партий растительной продукции, следующей с сопредельной территории. Из них 106 были классифицированы как «попытки перемещения растительной продукции, попавшей под ранее введенные Россельхознадзором ограничения, а также имеющей грубейшие нарушения законодательства Таможенного союза в области карантина растений».
Впрочем, отвечая на прямой вопрос, виновата ли в этом Беларусь, специалисты ведомства традиционно юлят. Из всего вала претензий наша прямая вина все равно не прослеживается. В 48 случаях партии подкарантинной продукции следовали в адрес российских грузополучателей без фитосанитарных сертификатов, 26 — не имели маркировки на упаковке продукции, и только в 3 случаях были зарегистрированы попытки ввоза продукции с маркировкой стран — членов ЕС (Греция, Испания, Польша) и наличием следов замены этикеток. Впрочем, однозначно говорить о том, что все это белорусский реэкспорт, нельзя. Даже российские чиновники признавали: не редки случаи, когда поставками на местный рынок запрещенной продукции по «транзитной» схеме промышляют именно российские предприниматели.
benko@sb.by
Советская Белоруссия № 246 (24627). Суббота, 27 декабря 2014.