Кто диктует планы

Не секрет, что каждое общественное обсуждение градостроительных планов вызывает бурю эмоций со стороны местных жителей. Кто–то не хочет, чтобы его дом шел под снос, кто–то, наоборот, требует, чтобы и его внесли в списки. А что касается строительства социальной инфраструктуры типа школы, детского сада или паркинга, то порой протестуют и те и другие. Буквально на днях в Минске не увенчалась успехом попытка презентовать проект детального планирования территории у станции метро «Пролетарская», вчера страсти кипели вокруг другого проекта — в границах улиц Розы Люксембург — Харьковская — проспект Жукова. Доходит до того, что журналистов зовут в третейские судьи. А как подобные ситуации трактовать? Как «произвол районных администраций»? Но ведь эти территории принадлежат городу, и специалистам виднее, в каком направлении ему следует развиваться. Как эгоизм местных жителей? Однако и их можно понять: люди хотят чувствовать себя в своих районах хозяевами. В двух таких историях — в Молодечно и Боровлянах под Минском — разбирались корреспонденты «СБ».

Парк открыт для предложений

Парку Победы в Молодечно чуть за 70. Заложенный сразу после войны, раньше он скорее напоминал небольшой лесок в центре города. До неузнаваемости районный центр и сам парк изменились в 2011 году, готовясь принять республиканские «Дажынкi». К этим метаморфозам местные жители относились весьма болезненно, сражаясь буквально за каждое дерево. А когда увидели результат, поутихли — понравилось. Но и сегодня вокруг одной из главных достопримечательностей города слышатся споры. В редакцию «СБ» пришло письмо с призывом о помощи: «Спасайте, парк умирает!» Корреспонденты выехали на место.



Облик парка Победы 6 лет назад действительно поменялся кардинально: появился водоем с фонтаном, выложена набережная, а аккуратные дорожки и лавочки в тени сосен стали излюбленным местом молодых мам с колясками. Построенный амфитеатр привлек еще больше гостей и туристов в «культурную столицу Минщины»: концертная площадка на 2.600 мест круглый год принимает именитых российских и белорусских исполнителей, открыта для фестивалей областного и республиканского масштаба. Что же не так сегодня в городском парке?

Направляемся прямиком туда, где, как уверяли нас некоторые местные жители, «не осталось живого места на газонах». Специально обходим стороной центральный вход и направляемся к другой, менее приметной части. Утренний парк приятно удивил: тенистые аллеи облюбовали приверженцы здорового образа жизни разных возрастов. Несколько женщин почтенного возраста занимаются скандинавской ходьбой, отправилась на пробежку молодая пара, катаются на лыжероллерах. Но местный житель Петр Гнедько говорит, что такая идиллия постоянно нарушается автомобилями, которые то и дело едут прямиком через парк к кафе, несмотря на запрещающие знаки:

— Спецтранспорт ездит, коммунальщики, чтобы вывезти мусор, едут через все газоны! Исполосовали вдоль и поперек. А вечером здесь настоящие авторалли: посетители кафе заезжают на своих машинах прямо ко входу, такси можно вызвать чуть ли не на детскую площадку...

Петр Гнедько

Неужели автомобилисты здесь действительно  распоясались? По словам начальника парка Александра Фалея, жалоб на езду автомобилей не поступало, да и вообще случись здесь нечто серьезное, гудел бы весь город. К тому же после 20.00 парк патрулирует милиция. Что же касается служебных автомобилей, объясняет заместитель директора по коммунальным вопросам УП «Коммунальник» г. Молодечно Виктор Макаревич, то без этого никак:

— Въезд на территорию парка запрещен всем автомобилям, кроме служебного транспорта. Ведь нужно вывозить мусор, поливать и стричь газоны... Но все эти работы выполняются рано утром, когда в парке еще нет посетителей.


В письме горожан, обратившихся в «СБ», есть и другие претензии. Скажем, ежегодно в парк привозят аттракционы, их владельцы живут тут же, в небольших трейлерах, и устроили себе при помощи нескольких шлангов нечто вроде импровизированной канализации. Владельцы аттракционов поспешили заверить, что ничего подобного у них нет — мол, это лишь стоки от стиральных машин. Как бы то ни было, местная администрация пообещала вопрос проконтролировать и решить, наказав виновных.

Идем к главному входу. Где–то поодаль слышен рев газонокосилок, на тротуарах нет ни соринки — что ни говорите, парк все–таки уютный и ухоженный.

— А как иначе? — замечает заместитель директора по идеологической работе УП «Коммунальник» Валерий Альшевский. — Практически каждую неделю проходят мероприятия, приезжает очень много гостей. Здесь под контролем абсолютно все!


Ситуация, в общем–то, понятна. Горожане переживают, волнуются, хотят как лучше. В том числе и для себя. И сколько людей — столько мнений и предложений. Тут надо искать компромисс, без придирок и обид, ведь во всем при желании можно увидеть изъян. Но, думаю, вряд ли кто–то станет отрицать очевидное — парк заметно преобразился, похорошел, стал одной из визитных карточек города. А коммунальщики уверяют: к посетителям парка всегда готовы прислушаться.

savitskaya@sb.by

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА.

Интересы против интересов

Конфликт в Минском районе обостряется: чтобы привлечь внимание к своим проблемам, люди ставят палатки, милиция их убирает. С одной стороны оказались интересы жителей Боровлян — они против вырубки леса и строительства магистрали возле своих домов. С другой стороны — органы местной власти, проектировщики и архитекторы, которые уверены, что из–за нужд развивающихся деревень и коттеджных поселков, тесно соседствующих с Минском, перемен не избежать. Сейчас им приходится думать уже не только о комфорте в частном секторе Боровлян, но и об удобстве для жителей соседних населенных пунктов. Неужели проблему не решить?


По словам председателя Боровлянского сельского исполкома Жанны Воробей, камня преткновения два: вырубка леса под детсад, школу в частном секторе (район ул. Жемчужной, Боровляны) и строительство дороги, которая, полагают, в перспективе снизит транспортную нагрузку в аг. Лесной и Боровлянах. Госпожа Воробей аргументирует свою позицию: «В должности председателя я с июня 2015 года, и уже тогда остро встал вопрос с поиском места под детсады и школы. Так вот, один детский сад (в Лесковке) уже построен, начато строительство школы. Но где возводить другие? Мест нет. После тщательного анализа возможных вариантов подобрали площадку около 5 га, но с частичной вырубкой леса. КГК Минской области полтора года не согласовывал эту площадку, однако в итоге с нами согласился. Мы понимаем беспокойство людей, но что делать с четырьмя с половиной тысячами малышей, нуждающихся в детсадах? Нет ли здесь эгоизма тех, кто не имеет детей-школьников?»

Генплан корректируется на перспективу до 2030 года, и в нем сейчас вполне разумно показать, что на таком–то участке может появиться дорога. Если в ней будет необходимость. Вот что говорит Жанна Воробей: «Ведь если дорога понадобится, а мы ее не предусмотрим, население тоже спросит: почему вы не подумали? Современные Боровляны не сравнить с теми, что были лет 20 — 30 назад, близость к Минску предполагает неизбежное расширение и развитие территории. Но при этом стараемся максимально сохранять зеленые насаждения, сделать проживание удобным для людей».

Вадим Трефиловский

К лесу, за который сегодня борются местные жители, мы поехали с представителем сельисполкома. Палаток не нашли. «Утром их убрала милиция, — для Вадима Трефиловского (он — один из тех жителей, которые встали на защиту леса) история началась в 20–х числах июня, когда случайно узнал от соседа о новом генплане. — До конца общественного обсуждения тогда оставалось меньше недели. Мы сразу поехали в сельсовет. Глазам не поверили, когда увидели на бумаге, что рядом с нашими домами, а то и прямо по ним построят дорогу, вырубят лес. Люди оставляли в исполкоме сотни возмущенных записей. Ведь, выделяя нам участки, нас обязаны были предупредить о возможном соседстве с трассой. Сейчас нам говорят, будто она была предусмотрена и старым проектом. Но если бы я об этом знал, ни за что не взял бы участок возле магистрали».

Сейчас, собирая подписи, остановить будущее строительство пытаются жители населенных пунктов Боровляны, Боровляны–2, Опытный, Валерьяново, Лесной, Лесковка и Курганы. Генплан по модернизации Лесного и Боровлян, считают люди, был создан без учета мнений и интересов местных жителей, поэтому и просят их услышать.

— Зачем рубить этот лес, если рядом поле? — возмущается Вадим. — Что будет на нем? Полагаем, коммерческое жилье. Что касается магистрали. Если она нужна — перенесите за поселок. По плану она проходит прямо по моему участку, хотя должна как минимум в 100 метрах. Да, строительство могут перенести чуть дальше, но пока мы не стали возмущаться, дорогу «чертили» прямо по домам. И о какой разгрузке транспортной сети ведется речь, если главная дорога, идущая по Боровлянам, и проектируемая сходятся почти на одном участке на выезде из Боровлян? Там уже сейчас по утрам в сторону Минска — километровые пробки. А что будет, направь туда еще один транспортный поток? Мы же с помощью экспертов предложили, как нам видится, более разумную альтернативу.


У меня создалось впечатление, что  господин Трефиловский  в градостроительных тонкостях разбирается не хуже специалистов. Показывает мне он и ответы из инстанций, в которые обращались: «Мы направляем письма в вышестоящие организации, но обращения снова идут вниз, в райисполком — заказчику генпроекта. Разве там станут искать у себя же ошибки? Недоверие вызывает и тот факт, что в генплане 2010 года мы нашли 13 несоответствий: вместо одних объектов строились другие. К примеру, здесь (собеседник развернул карту) планировался садик, в итоге — коммерческое жилье, тут хотели построить еще один, дальше — офисы... Где обещанные «социалка», спорткомплекс, ландшафтные зоны отдыха? Нам видится, что новыми корректировками просто хотят закрыть прежние огрехи. Информацию мы уже передали прокуратуре. Да и вообще, складывается впечатление, будто местные власти трудятся не для людей, а в интересах строительных концернов». В исполкоме объяснили это ошибкой: на стадии утверждения генплана в него не были внесены уже спроектированные и построенные сооружения. Однако нужно ли было Боровлянам это нагромождение коммерческих строений?

Владельцев коттеджей понять можно: «сбежав» из мегаполиса, они искали здесь тишины, которую сейчас приходится отстаивать. Позиция исполкома тоже предельно ясна — учитывать нужно интересы куда более широкого круга людей, и необходимую социальную инфраструктуру под землей не построишь. Тем не менее пока генплан не утвержден. Значит, у сторон есть время услышать друг друга и найти компромисс. Надеемся, что и контролирующие органы присмотрятся к сложившейся ситуации. Тем более что сходные конфликты частенько возникают в разных регионах страны.

gladkaya@sb.by

Фото Александра КУШНЕРА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter