Модель экономики потребления на корню убивает качество, ориентируясь на количество

Круговорот вещей-пародий

Джинсы Montana и кроссовки Adidas в далекие 1980-е считались неизменными атрибутами самого крутого молодежного лука. За настоящую фирму спекулянтам переплачивали бешеные деньги. Как говорят очевидцы, было за что. Заграничные брендовые вещи отличались отменным качеством — идеальными строчками, стильной фурнитурой, безупречной прокраской. Носились долго, а со временем становились только привлекательнее. Благородные потертости лишь придавали шарма. Модный логотип на оригинальной куртке или футболке являлся самой надежной гарантией для потребителя. В наши дни информация на этикетке made in the EU или made in the USA больше не служит эквивалентом некоего эталона. Сегодня западные производители массмаркета придерживаются иной политики, которую условно можно назвать калейдоскопом. Вместо некогда достойных коллекций сетевые магазины известных брендов заполняет вал низкопробного ширпотреба. Куда же подевалось пресловутое западное качество?

fb.ru

Некогда создание каждой фирменной коллекции было овеяно легендами. Подход к делу у дизайнеров и технологов второй половины прошлого века был концептуальным, а модели обладали поистине уникальными характеристиками. К примеру, философия компании Nike предполагала исключительность во всем, прежде всего благодаря одержимости, в хорошем смысле слова, ее основателей. Один из владельцев Билл Бауэрман лично экспериментировал с шипами брендовых кроссовок, заливая жидкую резиновую массу в электровафельницу своей жены. В результате домашних опытов была создана подошва, навсегда изменившая дизайн беговой обуви. Обратная связь от спортсменов стала для компании главным двигателем производственного процесса. Сложно однозначно сказать, что больше волновало учредителей на заре бизнеса: прибыль или идея стать лучшими на рынке.

В 1970-х годах бренд Adidas гремел на весь мир. Яркий пример: в 1972-м, утверждая экипировку советской сборной на Олимпиаде в Мюнхене, Политбюро ЦК КПСС остановилось именно на этой марке. В течение следующего десятилетия молодежь с ума сходила по знаменитому логотипу с трилистником. Впрочем, со временем концерн Adidas утратил лидерство среди производителей спортивной одежды и обуви. Семейная компания трансформировалась в акционерное общество с однотипной, как у конкурентов маркетинговой политикой. От былой эксклюзивности не осталось и следа.

Год от года одежда и обувь популярных западных марок теряют в качестве. Порой азиатские аналоги куда приличней оригинала. Впрочем, западные маркетологи не слишком обеспокоены этим обстоятельством, полагаясь на свое искусство манипуляции потребительским сознанием, в котором действительно преуспели. Покупателя попросту подсаживают на шопинг-марафон, используя в роли приманки низкие цены. Шопоголик, дескать, все равно не заметит разницы. Так как все уже давно забыли, как выглядит качественная вещь. Сегодня у западных производителей и розничных сетей в чести стратегия продаж, в основе которой — подогревание искусственного спроса. «Старые» новые платья, брюки, юбки очень быстро покидают шкафы, уступая место очередным импульсивным покупкам.

sotwe.com

В свое время известные европейские и американские модные дома выпускали максимум две новые коллекции в год — осень-зима и весна-лето. И каждая модель являлась своего рода произведением дизайнерского и швейного искусства, а единица продукции — эталоном. Безупречным было все — лекала, ткани, фурнитура. Прошли годы, и производительность труда на швейных предприятиях увеличилась в сотни раз за счет выпуска откровенного ширпотреба, который едва доживает до третьей стирки. Концепцией быстрой моды умело управляют коммерческие интересы представителей фешен-индустрии, которые слабо коррелируют с качеством. Низкопробные ткани, примитивный дизайн, дешевые кнопки, молнии и пуговицы — все это неизменные спутники сегодняшних реактивных маркетинговых стратегий. Современные поклонники шопинга в западных странах покупают в пять раз больше одежды, чем 30 лет назад. Но и носят ее недолго. Как по причине сомнительных потребительских свойств, так и из-за стремительной смены трендов. 

Некоторые известные компании в гонке за прибылью настолько ускорились, что выпускают каждые две недели по коллекции. В значительной мере выдерживать такой темп помогает роботизация. На достаточно высокотехнологичных фабриках круглосуточно производятся полуфабрикаты для будущих изделий. Два-три штриха к такой заготовке — и новая модель, по сути двойник предыдущей, уже на выходе с конвейера. Остались, конечно, и такие массмаркетовые холдинги, которые предпочитают по старинке размещать производства в небогатых странах и снижать издержки за счет экономии на зарплатах и условиях труда работников. Из-за грубейших нарушений техники безопасности аварии и травмы на таких убитых предприятиях не редкость. И качество продукции оставляет желать лучшего. 

По стоимости однодневки выигрывают у приличных брендовых вещей. Однако в общей сложности, скупая тонны ненужного барахла, потребитель тратит больше. Психология шопоголиков — материя тонко настраиваемая. Из необходимости пополнение гардероба превращается в вид спорта, в котором каждый стремится к пальме первенства в своем окружении. Цель ритуала — получить удовольствие от процесса. Но каждая очередная покупка становится лишь секундным допингом. Радость обладания желанной вещью быстро улетучивается. 

triomall.by

Масла в огонь потребительского азарта подливают искусные маркетологи. На маркетплейсах активно используются приемы создания искусственного дефицита товаров, способные раззадорить даже самых хладнокровных. Инфлюэнсеры ежедневно забрасывают аудиторию соцсетей роликами с вереницей впечатляющих луков. И, кстати, «отработав» контент, сдают разрекламированное многообразие обратно в магазин. Но это, как говорится, остается за кадром. По разным оценкам, в гардеробных американцев до благополучной отправки в мусорный контейнер пылится в среднем около 20 процентов одежды с несрезанными бирками, британцы ни разу не одевают половину из купленных вещей. Довольно разорительное потребительское поведение.

Белорусские швейники, в отличие от западных коллег, традициям качества не изменяют. В бытность СССР легкая промышленность на территории нашей страны обладала внушительными производственными мощностями. Белорусский трикотаж, белье, верхняя одежда были нарасхват во всем Союзе. В дальнейшем швейные фабрики трансформировались в современные компании. Инновационные технологии, высокоточное оборудование, талантливые дизайнеры — все, как в лучших модных домах Запада. С одной лишь разницей. Создавая свои коллекции, отечественные модельеры ориентируются не на низкие стандарты массмаркета, а берут планку выше, используя индивидуальные подходы к пошиву одежды. В белорусских платьях, костюмах и пальто человек точно не затеряется в толпе, как в обезличенных вещах, наштампованных под копирку в неимоверных количествах.

В Год качества символично упомянуть о нем в контексте достижений создателей одежды. О прекрасных характеристиках, к примеру, белорусского льна без преувеличения наслышаны многие в мире. Практичность, экологичность, гипоаллергенность — это все про наши льняные платья, блузки, жакеты. Далеко за пределами страны известно, что белорусская одежда не линяет при стирке, не деформируется и не изнашивается, а прочности швов и надежности фурнитуры в отечественных моделях мог бы позавидовать сам Ив Сен-Лоран. Оригинальные фасоны, мягкая текстура тканей, устойчивость к растягиванию и отсутствие эффекта усадки — это и многое другое подкупает и своего, и заграничного потребителя. В нашем государстве, к счастью, не уничтожены ГОСТы и налажен четкий контроль качества. Поэтому за результаты своего труда наши швейники не краснеют.

Практичность, экологичность, гипоаллергенность — это все про белорусские льняные платья, блузки, жакеты, слава о которых давно шагнула далеко за пределы страны.

В отличие от Запада, где рынок захвачен корпорациями-гигантами, в Беларуси в сфере легкой промышленности в полной мере реализован принцип свободы предпринимательства. Наряду с крупными швейными предприятиями, работают и небольшие компании, в которых могут себя творчески реализовать одаренные дизайнеры и модельеры. У каждого производителя  свой покупатель и своя маркетинговая стратегия. При этом всех объединяет одно — стремление находить паритет между коммерцией и интересами потребителя. Без навязывания псевдоактуальных установок и зомбирования угрозами выпасть из неких мифических трендов.

t.shchedrenok@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter