В автопроме ЕС грядут массовые увольнения. Что происходит с европейской автомобильной индустрией?
28.11.2024 08:56:00
Volkswagen объявил о закрытии трех заводов в Германии, Ford сокращает свое европейское производство, а Audi остановит производство на заводе в Бельгии. В европейском автопроме сокращают десятки тысяч рабочих мест. Ответственность за непопулярные решения их инициаторы пытаются переложить на экологические стандарты, забывая, впрочем, что причины глубокого кризиса европейского автопрома кроются совершенно в другой плоскости.
Тотальное сокращение
На прошлой неделе один из европейских новостных порталов анонсировал неприятную для европейского автопрома новость: компания Ford сократит до 4000 рабочих мест в Европе. Американский концерн в своем решении ссылается на слишком жесткие экостандарты ЕС и сложности перехода к электрокарам.В частности, автомобильный концерн планирует к концу 2027-го сократить часть персонала на своих европейских производственных площадках, причем почти 3000 увольнений коснутся Германии, в частности завода в Кельне. Всего, к слову, в Старом Свете на Ford работают 28 000 сотрудников.
Портал цитирует управляющего директора Маркуса Вассенберга, который пояснил немецким СМИ, что европейский сегмент концерна несет убытки и вынужден адаптироваться — и к растущей конкуренции, и ко все более жестким европейским экостандартам, включая планы Брюсселя запретить регистрацию новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания с 2035 года. В компании считают, что нынешний кризис и сопряженные с ним сокращения — общемировая тенденция, символизирующая трудный переход производителей к электромобилям.
Такую же солидарную позицию высказывает и дирекция немецкой компании Volkswagen, которая на фоне падения прибыли и роста конкуренции (в основном со стороны китайских поставщиков электрокаров) намерена закрыть как минимум три завода в Германии (а это десятки тысяч (!) рабочих мест), а также урезать на 10 процентов зарплату оставшимся сотрудникам. Решение было принято после того, как слабый спрос на китайском и европейском рынках, а также неудачный переход на электромобили ударили по доходам производителя.
Помимо 10-процентного снижения зарплаты, в 2025 и 2026 годах анонсируется двухлетнее замораживание зарплат. Совет директоров также хочет отменить ежемесячную премию и другие бонусы.
К слову, сейчас в Германии действуют 10 заводов концерна, на которых работают около 300 000 человек.
Между тем Audi также сообщила о планах уменьшить свой штат в рамках стратегии по снижению издержек. Речь может идти о 4500 местах в Германии.
На этом фоне Европейская ассоциация автопроизводителей (ACEA) бьет тревогу, призывая власти ЕС срочно пересмотреть политику в сфере сокращения выбросов углекислого газа. А надо бы — политику вообще, иначе своими действиями еврочиновники в скором времени убьют местный автопром.
Стагнация мировых продаж
Вслед за этим приходится сворачивать производство и, соответственно, число наемного персонала сопутствующих производств. Немецкая компания Bosch заявила в минувшую пятницу, что планирует сократить штат своего автомобильного подразделения на 5500 рабочих мест в ближайшие несколько лет. Компания ссылается на стагнацию мировых продаж автомобилей, слишком большие заводские мощности в автомобильной промышленности по сравнению с перспективами продаж и более медленный, чем ожидалось, переход на автомобили с электрическим приводом и программным управлением.Около 3,5 тысячи сокращений рабочих мест произойдет до конца 2027 года и коснется той части компании, которая занимается разработкой передовых технологий помощи водителю и автоматизированного вождения, а также централизованного программного обеспечения для автомобилей, говорится в сообщении Bosch. Примерно половина этих сокращений придется на предприятия в Германии.
— Автомобильная промышленность имеет значительный избыток производственных мощностей, — говорится в заявлении компании. — Кроме того, рынок будущих технологий развивается не так, как ожидалось изначально... В настоящее время многие проекты в этой сфере деятельности откладываются или прекращаются автопроизводителями.
Кроме того, 750 рабочих мест будут потеряны на заводе в немецком Хильдесхайме к концу 2032 года, 600 из них — уже к концу 2026 года. Завод в Швебиш-Гмюнде потеряет около 1300 рабочих мест в период с 2027 по 2030 год.
Зеленый переход не задался
Европейский автомобильный сектор переживает кризис, считают западные эксперты, уверяя, что спад — всего лишь временное явление. Мол, с глобальным переходом на электрокары все вернется на круги своя. Но специалисты лукавят в своих оценках. Производство электромобилей требует привлечения гораздо меньшей численности рабочей силы. По оценкам, трансформация немецкой автомобильной промышленности может привести к сокращению 186 000 рабочих мест в течение следующих 10 лет. И четверть из них уже потеряна.Ключевым фактором в производстве всегда был вопрос конкурентоспособности, а главную роль в формировании цены и предложения на рынке, как известно, играют приемлемые цены на электроэнергию, которые, например, в Китае или Соединенных Штатах в четыре раза ниже, чем в Европе. Угадайте с двух раз, где выгоднее создавать новые производства и пользоваться электротранспортом? Вопрос из категории риторических, не правда ли?
И еще один любопытный факт. Согласно статистике, спрос на новые автомобили в ЕС стремительно падает. Что касается непосредственно электромобилей, то их продажи в Европе находятся в состоянии стагнации, однако во всем мире они растут.
А как у нас?
На этом фоне ситуация в Беларуси не может не радовать. И вот тут, как говорится, почувствуйте разницу.Как сообщил исполнительный директор автомобильного холдинга «Атлант-М», член правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Самойло, продажи новых автомобилей через дилерские сети компаний, входящих в состав ассоциации «БАА», сохраняют тенденции к росту рынка.
— Общее количество реализованных участниками БАА новых легковых автомобилей в октябре составило почти 5000 единиц, что является новым рекордом продаж в текущем году, — отметил он и привел любопытную статистику: — По отношению к сентябрю 2024 года продажи легковых автомобилей в октябре выросли на 669 единиц. В сравнении с октябрем 2023 года реализация новых легковых автомобилей выросла более чем в два раза. Суммарный же рост продаж новых легковых автомобилей за 10 месяцев 2024 года по отношению к аналогичному периоду 2023 года составил 2,3 раза.
По словам Сергея Самойло, локомотивом лавинообразного роста продаж в нашей стране традиционно являются марки BELGEE и Geely, на долю которых по итогам текущего года приходится 51 процент продаж новых легковых автомобилей компаниями — участниками БАА.
Среди новых моделей, демонстрирующих хороший старт продаж в октябре 2024 года, специалист отметил электрокары Geely E8 и Dongfeng Box.
— В целом по итогам 10 месяцев 2024 года продажи новых автомобилей уверенно приблизились к показателям аналогичных периодов 2018 и 2020 годов, преодолев объемы продаж 2021 года, — резюмировал он.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
На днях глава отдела исследований FX в Fongern Global Foreх Марк-Андре Фонгерн опубликовал на своей страничке в одной из социальных сетей данные по снижению прибыли крупнейших автоконцернов. Конечно, это не официальные статданные, но с определенной долей вероятности можно предположить, что они близки к истине.
Итак, эксперт отмечает, что за последний квартал компании зафиксировали рекордные убытки:
♦ прибыль Volkswagen снизилась на 64 процента;
♦ прибыль Audi сократилась на 91 процент;
♦ прибыль BMW уменьшилась на 84 процента;
♦ прибыль Mercedes упала на 54 процента.
Это ли не крах немецкого автопрома?! А еще еврочинуши жалуются, что их санкции не работают. Как раз таки работают! Только в обратном направлении.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Крайне важно защищать занятость, а не инвестировать деньги в войны»
Десятки тысяч работников автомобильной промышленности вышли на улицы Рима.
Произошло это в прошлом месяце. Активисты съехались со всей Италии и из-за рубежа, чтобы присоединиться к первой общенациональной забастовке за 20 лет. Три основных профсоюза требовали от правительства защитить занятость в этом секторе, начиная с мирового автопроизводителя Stellantis.
— Мы приближаемся к критической точке: объемы производства падают, мы не производим в нашей стране даже 500 000 автомобилей. Такого не случалось с 1956 года! За последние три года мы потеряли более 12 000 работников. Увольнения стали нормой, они происходят чаще, чем сама работа. Премьер-министр должен встретиться с генеральным директором и профсоюзами, для нас крайне важно привлечь больше инвестиций для возрождения одного из самых ценных секторов экономики, — цитирует один из европейских новостных порталов представителя профсоюза Fim Cisl Фердинандо Улиано.
В свою очередь, правительство Италии обвиняет компанию в переносе сборочных производств в страны с низкими издержками.
— Все европейцы и все правительства должны гарантировать занятость. В Италии, во Франции, в Бельгии и в Германии! Крайне важно защищать занятость, а не инвестировать деньги в войны, — приводит европейский портал слова активиста Садека Рафаи из Csc union (Бельгия).
— Для Европы будет позором, если мы потеряем этот промышленный опыт, квалифицированные рабочие места, инновации, которые приходят из итальянской автомобильной промышленности. Поэтому борьба Италии — это наша борьба, и именно поэтому мы настойчиво требуем европейского плана, промышленного плана, инвестиционного плана, чтобы справиться с кризисом в промышленности, — поддерживает коллегу генеральный секретарь IndustriALL Europe Джудит Киртон Дарлинг.
В завершение отметим, что многонациональная группа Stellantis была создана в 2021 году в результате слияния Fiat-Chrysler и PSA Peugeot. Компания зафиксировала резкое падение производства на большинстве своих итальянских заводов в первой половине 2024 года. За последние 17 лет автопроизводитель сократил итальянское производство почти на 70 процентов.
МНЕНИЕ
Александр Шпаковский — о закрытии автозаводов в Европе
Закрытие производств в Германии со стороны крупных автомобильных концернов начинает приобретать лавинообразный характер. Почему это происходит, в эфире ток-шоу «Будни» на «Альфа Радио» порассуждал депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Александр Шпаковский.Гость судии обращает внимание на интересные манипуляции с цифрами:
— Ford планирует уволить порядка 4000 сотрудников. От общей численности сотрудников компании Ford это всего лишь от 2 до 2,5 процента. А вот от численности сотрудников компании Ford в Европе — 14 процентов.
Парламентарий констатирует: это серьезный удар по экономике Германии и ее репутации как производственного гиганта:
— Это свидетельство того, что производство становится все менее рентабельным. Здесь несколько факторов. Во-первых, это, конечно, потеря доступа к энергоносителям. Во-вторых, потеря российского рынка. Ну и в-третьих (здесь можно поспорить о последовательности), это несостоятельность в конкуренции с Китаем при переходе на электрокары.
Ольга АЛЕКСАНДРОВА.