Сообщество журналистов и блогеров России и Беларуси «Друзья–Сябры» побывали в древнем Пскове. Что увидели?
17.10.2019 14:57:00
УРЯДОВА Наталья
Если вспомнить школьную программу и составить топ-3 самых известных фактов о псковской земле, то, наверняка, он будет выглядеть так: Псков – один из древнейших городов, который был основан в 903 году и не раз спасал Русь от набегов. В селе Михайловское творил знаменитый поэт Александр Пушкин, и на псковской земле он нашел свое последнее пристанище. В городе много храмов, причем некоторые из них сохранились с XII (!) века. Во время очередного пресс-тура, организованного сообществом журналистов и блогеров России и Беларуси «Друзья – Сябры», корреспондент «Знаменки» убедилась: история и культура Псковщины невероятно богата.
Троицкий собор
Все впечатления – супер! Единственный момент, когда журналисты испытали настоящий страх, посещение «Богом зданных пещер» – кладбища на территории Псково-Печерского монастыря. Всякий, кто оказывается в полумраке длинных подземных ходов с бело-желтыми сводами из спрессованного песчаника, невольно осязает благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью. Мы тоже это прочувствовали до дрожи в коленях. Причем каждый не боялся остаться один (а шли мы след в след, освещая путь свечами). Боялись, чтобы кто-то не потерялся.
Участники пресс-тура в гостях у малочисленного народа сето в деревне Сигово Печерского района
Отдельный пункт программы – пушкинские места. Михайловское, Петровское. Воодушевленные золотистой осенью и родными местами великого поэта, журналисты в шутку стали заявлять о переходе из публицистического формата в поэтический. Зато в селе Тригорское, где размещается музей-усадьба друзей Пушкина помещиков Осиповых-Вульф, появилось неимоверно сильное желание заняться живописью и в очередной раз перечитать «Евгения Онегина». Первое – по причине изумительных по красоте видов на реку Сороть, на окрестные луга и саму усадьбу. Второе – в связи с тем, что еще с давних времен тригорский дом называют «Домом Лариных» – его обитатели были абсолютно уверены, что именно с них Пушкин «рисовал» героев своего романа в стихах.
Петровское – родовое имение предков Пушкина Ганнибалов
После знакомства с усадьбой, в которой изначально размещалась полотняная фабрика, побродили по территории имения. Жаль, конечно, что не удалось посидеть на скамье Онегина (хотя, наверное, все-таки правильнее было бы назвать скамью
Татьяниной). Многие деревья старинного парка уже заметно накренились и, чтобы массивные стволы не придавили любителей поэзии, деревья огородили заборчиком. Рядом с домом мы отыскали остатки фундамента старого барского
Могила поэта Александра Пушкина в Святогорском монастыре
дома, из которого семья временно переселилась в здание бывшей фабрики, а потом там и осталась, а старый усадебный дом в 1850-х сгорел. Прогулялись и к знаменитой баньке, где частенько ночевал и устраивал дружеские пирушки Пушкин.
Из Тригорского уезжать не хотелось. Правда. Несмотря на то что ни один из господских домов, ни хозпостройки, ни банька не сохранились до наших дней, а то, что видят туристы, воссоздано в разное время, здесь отчетливо ощущается пушкинская эпоха. Ее хранят живые свидетели – многим деревьям в Тригорском парке по три-четыре сотни лет.
А главное, новички клуба «Друзья – Сябры», к каковым относилась и я, смогли уловить самую суть проекта – неформальное общение, на которое делает ставку один из создателей сообщества известный российский журналист Владимир Мамонтов. Мы увидели, что большинство произведений Пушкина было посвящено конкретным людям, с которыми он проводил довольно много времени – читал книги, пил чай, танцевал и парился в баньке. Их любовь и дружба – великая сила, которая вдохновляла поэта. Мы все, и друзья, и сябры, еще раз убедились в том, что общение «без галстуков» способно объединять не только отдельных журналистов и блогеров, но и целые государства.
Фрески как будто новые, а ведь им почти тысяча лет!
Разговоры на профессиональную тему, а они сопровождали нас на всем протяжении путешествия, продолжились во время встречи участников клуба «Друзья – Сябры» в Псковском государственном университете. Каким должен быть журналист, кто на рынке труда более востребован – журналист или PR-специалист, как проходят практику будущие акулы пера и где ищут первое место работы. Несколько часов мы говорили о том, что волнует и опытных журналистов, и начинающих авторов.
«Десертом» нашей поездки стал Мирожский монастырь. В Спасо-Преображенском соборе, расположенном на его территории, сохранились фрески XII века. Поражает обилие синего цвета, который, как известно, придает краскам полудрагоценный камень лазурит. Фрески имеют очень сложную судьбу. Примерно в XVII веке их заштукатурили и побелили, а спустя несколько столетий, при ремонте, нашли. Правда, «обновили» находку очень своеобразно – клеевыми красками, которые вскоре стали чернеть. Спустя два десятка лет началась реставрация, которая не прекращается до сих пор. Специалисты заверяют – уже 80 процентов фресок – подлинные.
uradova@sb.by
Благодарим за организацию поездки сообщество журналистов и блогеров России и Беларуси «Друзья – Сябры», Постоянный Комитет Союзного государства
![](/upload/iblock/c0e/c0e3838afcfca4896490e13209d9cd35.jpg)
Никого не потерять
Поездка получилась меганасыщенной. Кажется, только что мы бродили по набережной реки Великая, любовались Псковским кремлем и величественным Троицком собором, как уже взбираемся на башню Луковка Изборской крепости и фотографируем лебедей на Городищенском озере. Еще пару часов – и наша дружная делегация берет мастер-класс по приготовлению сыра у представителей коренного народа сето в деревне Сигово Печерского района. Эта финно-угорская этническая группа насчитывает в России чуть больше 200 человек. Еще около десяти тысяч живут в Эстонии. В подлинной усадьбе семьи Кюлаотс, построенной в конце XIX века, собраны мебель, домашняя утварь, одежда, орудия труда, которыми пользовались представители этого малочисленного народа.![](/upload/iblock/bc3/bc3601b3ef672a9c301e44c9066e2666.jpg)
Все впечатления – супер! Единственный момент, когда журналисты испытали настоящий страх, посещение «Богом зданных пещер» – кладбища на территории Псково-Печерского монастыря. Всякий, кто оказывается в полумраке длинных подземных ходов с бело-желтыми сводами из спрессованного песчаника, невольно осязает благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью. Мы тоже это прочувствовали до дрожи в коленях. Причем каждый не боялся остаться один (а шли мы след в след, освещая путь свечами). Боялись, чтобы кто-то не потерялся.
![](/upload/iblock/77f/77f494f3497eb4939ba40e735579dff1.jpg)
Вдыхая воздух Пушкина
![](/upload/iblock/53e/53e20a59145fd8cf3bb0093b6ffd3050.jpg)
После знакомства с усадьбой, в которой изначально размещалась полотняная фабрика, побродили по территории имения. Жаль, конечно, что не удалось посидеть на скамье Онегина (хотя, наверное, все-таки правильнее было бы назвать скамью
Татьяниной). Многие деревья старинного парка уже заметно накренились и, чтобы массивные стволы не придавили любителей поэзии, деревья огородили заборчиком. Рядом с домом мы отыскали остатки фундамента старого барского
![](/upload/iblock/802/8021e3fb5892248a38a171c425a68c70.jpg)
дома, из которого семья временно переселилась в здание бывшей фабрики, а потом там и осталась, а старый усадебный дом в 1850-х сгорел. Прогулялись и к знаменитой баньке, где частенько ночевал и устраивал дружеские пирушки Пушкин.
А главное, новички клуба «Друзья – Сябры», к каковым относилась и я, смогли уловить самую суть проекта – неформальное общение, на которое делает ставку один из создателей сообщества известный российский журналист Владимир Мамонтов. Мы увидели, что большинство произведений Пушкина было посвящено конкретным людям, с которыми он проводил довольно много времени – читал книги, пил чай, танцевал и парился в баньке. Их любовь и дружба – великая сила, которая вдохновляла поэта. Мы все, и друзья, и сябры, еще раз убедились в том, что общение «без галстуков» способно объединять не только отдельных журналистов и блогеров, но и целые государства.
Вечные ценности
![](/upload/iblock/76e/76ed2c6ff4655d8e20c5dec7e29668fe.jpg)
«Десертом» нашей поездки стал Мирожский монастырь. В Спасо-Преображенском соборе, расположенном на его территории, сохранились фрески XII века. Поражает обилие синего цвета, который, как известно, придает краскам полудрагоценный камень лазурит. Фрески имеют очень сложную судьбу. Примерно в XVII веке их заштукатурили и побелили, а спустя несколько столетий, при ремонте, нашли. Правда, «обновили» находку очень своеобразно – клеевыми красками, которые вскоре стали чернеть. Спустя два десятка лет началась реставрация, которая не прекращается до сих пор. Специалисты заверяют – уже 80 процентов фресок – подлинные.
uradova@sb.by
Благодарим за организацию поездки сообщество журналистов и блогеров России и Беларуси «Друзья – Сябры», Постоянный Комитет Союзного государства