Единственная в Гомеле девушка-водитель пассажирского автобуса — о выборе профессии и ее особенностях
09.01.2025 12:42:00
Руслан ПРОЛЕСКОВСКИЙ
Стереотипы о чисто мужских профессиях терпят крах. Очередное подтверждение тому мы отыскали в филиале «Автобусный парк № 1» ОАО «Гомельоблавтотранс». 23-летняя Алеся Миргородская уже полгода водит пассажирский автобус на пригородных маршрутах, а до этого работала в такси.
Девушка в такси
Столь нетипичный выбор профессии ничто не предвещало. Оба родителя трудятся в финансово-экономической сфере. Сама девушка училась в одной из лучших гимназий Гомеля, углубленно изучала математику и английский, а также занималась в танцевальной студии. Когда пришло время выбирать, Алеся рассматривала профессию логиста. Однако верх взяли творческие мотивы и она поступила в колледж искусств на отделение хореографии. Попутно с учебой принялась воплощать детское желание научиться водить автомобиль. Давалось это настолько легко, что в автошколе были удивлены, вспоминает Алеся:– На первом занятии инструктор даже не верил, что я ни разу раньше не сидела за рулем. Особенно поражался тому, как справлялась со сцеплением. Сама я связываю это с многолетними занятиями танцами, благодаря которым развиты мышцы ног и я хорошо чувствую педали.
С такой же легкостью девушка сдала экзамены в ГАИ и получила водительское удостоверение категории В. А вот устроиться на работу в такси удалось не сразу. На собеседованиях потенциальные наниматели больше отговаривали, чем убеждали. Мол, напряженный график, не всегда адекватные пассажиры и вообще эта работа не для девушки. Но в одной фирме все же дали шанс.
Будни таксиста – 12 часов за рулем, перевозка в среднем около полусотни клиентов. Некоторых подшофе. Однажды дошло до серьезного конфликта. Буйным норовом отличилась нетрезвая дама. Из-за обилия выпитого ей стало плохо, и она начала открывать дверь на ходу, создавая аварийную ситуацию. А после и вовсе дала волю рукам. Пришлось бросить клич о помощи в общем чате. Реакцию коллег Алеся вспоминает со слезами благодарности на глазах:
– Через пару минут примчались двое ребят, за ними еще несколько. Я даже не ожидала такого! Очень растрогалась. Неправда будто все таксисты грубые, невоспитанные и постоянно матерятся. Конечно же, люди бывают разные. Но, давайте откровенно, кто из водителей не ругается за рулем?
Я тоже хочу
По мере обретения опыта возникло желание научиться водить фуру. И Алеся вновь пошла в автошколу для получения категорий С и D, дающих право на управление грузовиками и автобусами:– Не считая отдельных специфических моментов, принципы те же. Лишь габариты разные. Автобус длинный – «хвост» где-то там в боковых зеркалах отражается. Поначалу пугали повороты. А на грузовиках тяжелое, даже для моих тренированных ног, сцепление. Но ничего, постепенно освоилась. Экзамен сдала с первой попытки.
Желание применить полученные навыки на практике возникло по наитию. Увидев как-то за рулем маршрутки девушку, Алеся решила, что и эту вершину ей пора покорять. После чего начала откликаться на вакансии и рассылать резюме. Один из ответов пришел из гомельского автопарка № 1. Девушка признается, для нее это стало полной неожиданностью:
– Я очень удивилась, что меня пригласили на собеседование. И в автопарке были поражены, когда я пришла. Долго расспрашивали, понимаю ли я, на какую работу прошусь? Пришлось настаивать: твердо знала, что хочу попробовать.
«Ребенок» за рулем
В своем желании она была достаточно убедительна, и ее решили испытать в деле. Для начала доверили микроавтобус. Удостоверившись, что Алеся справляется, поставили работать на пригородных маршрутах за рулем МАЗ-203. Известный в нашей стране и за ее пределами пассажирский автобус имеет двигатель мощностью 279 лошадиных сил, 18 тонн массы и 12 метров в длину. «Агрегат» более чем серьезный.Продолжение стажировки ознаменовалось курьезом. Алеся вела автобус по маршруту, в то время как водитель-наставник сидел рядом. Зрелище настолько шокировало одну из пассажирок, что она позвонила диспетчеру: «Кто посмел посадить за руль ребенка?!» Ни разъяснения, ни табличка о том, что на маршруте работает стажер, действия ни возымели.
Какое-то время удивлялись и другие пассажиры. Иногда, протягивая деньги за проезд, застывали и забывали сказать, до какой остановки им нужно ехать. По автопарку же еще долго гуляла шутка про «школьницу» за рулем.
Кстати, родители к выбору дочери отнеслись позитивно, особенно после ее предыдущей работы в такси. Отец даже гордится и тем, что, дочь стала более опытным водителем, чем он сам, и тем, что она первая девушка в Гомеле, которая водит пассажирский автобус.
Не легко и не скучно
Сейчас Алеся Миргородская обслуживает попеременно около десятка маршрутов в пригороде Гомеля. Самым тяжелым в своей работе она считает поведение других водителей на дороге:– Многие не понимают, что я не могу повернуть вправо из крайней правой полосы без заноса. Упрямо едут по соседней и подлезают под самый автобус, рискуя попасть под «хвост». Было бы хорошо, чтобы такие моменты доходчиво объясняли еще в автошколе, особенно тем, кто учится на категорию В. Да и в целом культура вождения отдельных автомобилистов оставляет желать лучшего. Кто-то норовит гонки устроить, умышленно не пускает в свою полосу, а некоторые даже поворотники забывают включать.
Завершаем беседу – впереди у Алеси очередной рейс со стартом от автовокзала. На прощание она дает совет девушкам, которые, возможно, решатся последовать ее примеру:
– Скажу прямо – знайте, что легко не будет. Но и скучно тоже. Если разобраться, практически любая работа по-своему сложная. И эта не исключение в плане как физических, так и психологических нагрузок. При том что некоторые вещи напрямую от тебя не зависят. Например, в салоне может упасть и травмироваться пассажир, а ты в любом случае отвечаешь за его безопасность. Но, несмотря ни на что, профессия мне нравится. Менять ее не собираюсь.
prolesk@sb.by