Глава МАРТ — о ситуации на потребрынке, контроле за ценами и задаче № 1 для министерства
10.06.2022 07:06:55
Система контроля над ценообразованием в стране выстроена, но ситуация в сфере будет жестко контролироваться, чтобы продавцы неоправданно не завышали цены. На этом во время общения с журналистами на церемонии открытия 9-й детской поликлиники в Минске акцентировал внимание Глава государства. Основной исполнитель в части контроля за ситуацией на потребительском рынке — Министерство антимонопольного регулирования и торговли. Как в ведомстве оценивают положение дел в торговле? Стало ли меньше желающих неоправданно подкрутить цены? Хватает ли полномочий у регулятора для оперативного реагирования на возникающие вызовы? Какие меры в МАРТ намерены принять для сдерживания инфляции? Ответы на эти и другие вопросы искала корреспондент «Р» в беседе с руководителем ведомства Алексеем Богдановым.
— Сегодня ситуация на потребительском рынке выровнялась и сохраняется стабильной, в объектах торговли представлен широкий ассортимент товаров в соответствии с покупательскими предпочтениями. Дисбаланса спроса и предложения на потребительском рынке нет.
— Какие меры принимаются для насыщения ассортимента?
— В этой части работа в МАРТ организована в круглосуточном режиме и без выходных: о текущих проблемах и всплесках потребительского спроса мы получаем оперативную информацию как от производителей, так и от поставщиков, импортеров и торговых организаций. Без лишних проволочек координируем взаимодействие участников рынка. И это дает положительный эффект. Кроме того, на предприятиях, у импортеров и ретейлеров сформированы страховые неснижаемые запасы на наиболее востребованные товары, в основном это продукция бакалейной группы.
С учетом введения в отношении нашей страны санкций импортеры оперативно переориентировали поставки продукции из дружественных стран, а отечественные производители наращивают недостающие объемы и осваивают новые виды продукции, ранее не производившиеся в стране. И, как видно на практике, на наших полках в полном объеме и широком ассортименте присутствуют все товары, привычные для нашего потребителя. Дефицита нет.
— В марте наблюдался ажиотажный спрос на бакалейную группу товаров, бытовую технику, санитарно-гигиенические и моющие средства. Хотя отметим, что этот ажиотаж был не таким масштабным, как, скажем, в прошлые моменты экономических перипетий, а значит, у населения формируется доверие к регулятору и государству. Пришел ли сегодня спрос по этим позициям в норму?
— Действительно, в марте кратковременно наблюдался повышенный спрос не только на некоторые группы продовольственных товаров, но и на непродовольственные товары, например на санитарно-гигиенические и моющие средства, спички, бумагу туалетную, мыло. При удорожании иностранной валюты отмечался рост цен и на бытовую технику. Всплеск покупок достигал в день недельных объемов продажи. Конечно, все это очень сильно подогревалось новостями в СМИ — вспомните о некоторых фото с пустыми полками, новости о росте цен за рубежом, введение странами, в том числе ЕАЭС, эмбарго на поставку продуктов питания и т.д. Сегодня ситуация стабилизировалась, все спокойно, выбор есть. При этом видим даже снижение продаж по сравнению с мартом по некоторым товарам, например по пшеничной муке — на 44 процента, гречневой крупе — на 51, по рису — на 54, пшену — на 47, манной крупе — на 40, бобовым — на 66, мясу — на 23, консервам рыбным — на 47, растительному маслу — на 40, по сахару — на 8, соли — на 34, смесям и кашам для детского питания — на 34, чаю — на 52 процента соответственно.
— Для сдерживания роста цен в течение 2021—2022 годов были приняты беспрецедентные меры ценового регулирования, и на сегодня более 50 процентов потребительских товаров и услуг подпадают под ту или иную регуляторику. Такая практика не применяется ни в одной стране мира. Почему у нас так? Задача МАРТ при осуществлении ценового регулирования — сохранить дееспособность и экономическую устойчивость отечественных производителей и импортеров товаров критического импорта, стабильную работу торговых организаций и соблюсти интересы потребителей. Так, для обеспечения внутреннего рынка своей продукцией МАРТ совместно с отраслевыми ведомствами заключены графики поставки на 2022 год пшеничной муки, гречневой крупы, белого кристаллического сахара, бутилированного рапсового масла. Кроме того, в настоящее время регулирование цен на отдельные товары повседневного спроса осуществляется в соответствии с постановлением Совмина № 214 «О регулировании цен», в котором консолидированы все требования, устанавливаемые при осуществлении ценового регулирования с применением следующих способов: пределов ежемесячного изменения цен, предельных надбавок, норматива рентабельности.
Сегодня ситуация на потребительском рынке выровнялась и сохраняется стабильной, в объектах торговли представлен широкий ассортимент товаров в соответствии с покупательскими предпочтениями.
Также для сохранения на внутреннем рынке сырья и товаров приняты решения об ограничении экспорта свежих овощей, пшеничной муки и гречневой крупы, риса, крупы и муки грубого помола из ржи или ячменя, риса, обработанного зерна злаков, макаронных изделий.
Мы постоянно анализируем то, как работают принимаемые нами меры, и в случае необходимости корректируем подходы. По-другому сегодня нельзя, потому что и ситуация в мировой экономике меняется очень быстро, и нам нужно оперативно принимать соответствующие меры для демпфирования негативного влияния на экономику нашего государства.
— При этом не обошлось без спекулятивного поведения со стороны отдельных представителей бизнеса, когда при первом же валютном скачке начали подкручивать цены, закладывая неоправданно высокий курс, стараясь подзаработать на ажиотаже…
— В 2021—2022 годах мы видели, что спекулятивная составляющая в торговле начала нарастать. Поэтому и было принято решение о введении ценового регулирования. При этом контроль за ценообразованием есть всегда, и он многоуровневый. В него входят потребители, конкуренты-производители, общественные контролеры, регуляторы. При стабильной экономике самый лучший регулятор — это потребитель и конкурент. Так, например, в 2017—2019 годах при отсутствии ценового регулирования годовая инфляция сохранялась на уровне 4,5—7,5 процента, спекуляций на рынке не было. Но при появлении проблемных вопросов, например, при росте цен импорта, сокращении предложения товаров, могут возникать и возникают спекуляции на рынке. Вспомните: в 2020-м при снижении в продаже количества лимонов, имбиря наблюдалось завышение цен на них. В 2022-м из-за роста внешних цен, ослабления белорусского рубля, ограничения ввоза продукции отмечался существенный рост цен на непродовольственные товары. В таких условиях МАРТ сначала работает превентивно — пытается объяснить субъектам хозяйствования недопустимость спекуляций. Если это не помогает, используются инструменты ценового и антимонопольного регулирования.
Крупнейшие торговые сети добровольно взяли на себя социальные обязательства и согласились оперативно внедрить в свою работу механизм социальных скидок, направленный на оказание адресной поддержки социально уязвимым слоям населения и способствующий нивелированию неблагоприятных последствий внешних конъюнктурных шоков.
— Не все так однозначно в этом вопросе. Смотрите, с начала года мониторинги по вопросам соблюдения отдельных нормативных правовых актов по вопросам цен и ценообразования, законодательства о торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения, а также наличия в реализации товаров отечественного производства проведены в отношении 1649 объектов. По результатам мониторингов субъектам хозяйствования выдано 783 рекомендации по устранению выявленных нарушений. Таким образом, нарушения установлены почти в 47,5 процента обследованных объектов. Принимая во внимание то, что аналогичный показатель по итогам 2021 года составил 58,4 процента, можно с долей вероятности сказать, что нарушений в торговле стало меньше. При этом установленные нарушения, как правило, являются типичными для всех регионов страны: несоблюдение и/или несоответствие законодательству ассортиментных перечней, нарушения при оформлении ценников на товар или их отсутствие, предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, без предусмотренной законодательством информации о товаре и т.д.
В январе — мае за нарушения порядка осуществления торговли и общественного питания, оказания услуг населению меры административной ответственности, а также профилактического характера применены более чем к 150 виновным лицам, из них по фактам нарушений, установленных во время повторных мониторингов, — к 80. Приведенная статистика говорит о том, что в отдельных случаях руководство организаций торговли игнорирует получаемые по итогам мониторинга рекомендации об устранении нарушений.
Также имеет место и непринятие должных мер для обеспечения соблюдения законодательства. Так, во время контрольно-аналитических мероприятий установлено, что менеджеры отдельных торговых сетей не обременяли себя выяснением у поставщиков сведений об отпускной цене производителя. В результате при формировании розничных цен на социально значимый товар торговая надбавка применялась не к отпускной цене производителя, как того требуют нормы законодательства, а к отпускной цене поставщика, который реализовывал продукцию в адрес розничной сети с применением оптовой надбавки. В итоге конечный потребитель приобретал социально значимый товар по завышенным ценам. Надо сказать, что в практике МАРТ описанные случаи не единичны. В этой связи стоит напомнить, что за подобные нарушения субъекту торговли грозит штраф в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством. Исходя из судебной практики, такие штрафы могут исчисляться десятками, а то и сотнями тысяч рублей.
— Эффективность контроля в данной сфере напрямую зависит от предусмотренного действующим законодательством набора инструментов, используемых при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности. Вариативность форм и способов позволяет оперативно принимать меры по пресечению и недопущению нарушений. И проводимый министерством анализ правоприменительной практики действий в части соблюдения законодательства о ценах и ценообразовании говорит о наличии незадействованных резервов для повышения эффективности контроля в этой сфере. Поэтому МАРТ разработаны соответствующие предложения по корректировке полномочий в рамках предусмотренных законодательством форм контроля и направлены в госорганы на согласование. Эти предложения предполагают в том числе смещение акцента на предупредительно-профилактическую работу, минимизацию вмешательства в деятельность организаций.
— Предметом контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании является цена на конкретный товар. В этой связи для МАРТ не имеет особого значения, где этот товар продается: в гипермаркете или магазине у дома, на рынке, посредством интернет-магазина или в аптечной сети. При выявлении нарушений к виновным лицам будут применены соответствующие меры реагирования. Так, например, в 2021 году по итогам внеплановой проверки должностное лицо одного из крупнейших интернет-магазинов, реализующих продовольственные товары, а также непосредственно субъект торговли были оштрафованы судом за превышение установленных предельных торговых надбавок на общую сумму почти 36 тысяч рублей.
Что касается организаций, осуществляющих торговлю на рынках, то в текущем году особое внимание МАРТ к их деятельности приковано в том числе ввиду усиления ценового регулирования на плодоовощную продукцию. Так, например, по итогам мониторинга субъектам хозяйствования, осуществляющим торговлю в торговом комплексе «Валерьяново», на рынке «Новый Лебяжий» в Минском районе и на Центральном рынке Дзержинского филиала Минского облпотребобщества, выдано 12 рекомендаций по устранению нарушений. В адрес ООО «Торговый дом «Ждановичи» направлено письмо о принятии мер по соблюдению продавцами, осуществляющими розничную торговлю на рынке «Новый Лебяжий», законодательства в области защиты прав потребителей, торговли и законодательства о ценах и ценообразовании.
Аналогичные контрольные мероприятия с принятием соответствующих мер реагирования проводятся в остальных областях и в Минске. Организациям, допустившим нарушения, выносятся рекомендации по их устранению. Их неисполнение или повторное выявление нарушений чревато административной ответственностью.
Цены на лекарственные средства также находятся в МАРТ на контроле. Специалисты проводят мониторинг цен на лекарственные и дезинфицирующие средства, маски, перчатки, а также на услуги лабораторной диагностики инфекций, вызванной коронавирусом COVID-19. В отношении 115 лекарственных средств анализ проводится с использованием сайта tabletka.by, по остальным товарам и услугам — на основании информации, представляемой участниками рынка. Для контроля за действующим законодательством, в том числе и с учетом поступающих обращений в части роста цен на лекарственные средства, за первый квартал направлено 36 запросов в адрес 42 субъектов в отношении наименований 311 лекарственных средств, дополнительно направлено 27 запросов в адрес медицинских центров и субъектов, осуществляющих реализацию масок, перчаток и дезинфицирующих средств. По результатам этого контроля в 2022 году за нарушение установленного порядка формирования цен на лекарственные средства МАРТ составлено 12 протоколов. Общая сумма штрафных санкций по рассмотренным судами в этом году делам составила 71,5 тысячи рублей.
— Соглашение о скидках подписали 17 торговых субъектов. Крупнейшие торговые сети добровольно взяли на себя социальные обязательства и согласились оперативно внедрить в свою работу механизм социальных скидок, направленный на оказание адресной поддержки социально уязвимым слоям населения и способствующий нивелированию неблагоприятных последствий внешних конъюнктурных шоков. Сейчас МАРТ ведет работу по пролонгированию и вовлечению в него региональных сетей. На начало мая социальными карточками воспользовались более 50 процентов граждан от всех потенциальных потребителей, это 1,4 миллиона потребителей — столько карт было активировано с 17 января по 5 мая 2022 года ретейлерами. А сумма предоставленной скидки составила около 9,5 миллиона белорусских рублей. Сейчас, понятное дело, эти цифры будут еще больше.
— Понятно, что цены растут не только у нас, но и во всем мире, причем у тех же соседей гораздо большими темпами. Но граждан волнует вопрос: что будет у нас с инфляцией в дальнейшем? Какой уровень роста цен видится по году и какие шаги намерено в дальнейшем предпринимать министерство, чтобы обеспечить обоснованное изменение цен?
— К работе в условиях внешнего давления мы подошли с традиционного обоснованного роста цен в начале года. Так, в январе отменяются скидки после прекращения предновогодних акций и распродаж, в феврале в соответствии с законодательством индексируются тарифы на коммунальные услуги. Также в зимние месяцы дорожает плодоовощная продукция — из-за роста затрат на выращивание их в теплицах и хранения. Из-за ухудшения внешних условий наибольший рост потребительских цен произошел в марте — 6,1 процента за месяц. В апреле практически в четыре раза меньше — 1,6 процента. В мае и в летние месяцы замедление роста цен продолжится, что обусловлено сезонным снижением цен на овощи и фрукты, а также постепенным ослаблением негативного влияния внешних факторов.
Хотя мы видим, что на протяжении нескольких месяцев во многих странах рост цен бьет многолетние рекорды. В 2022 году это уже проблема мирового масштаба. Во многих странах годовая инфляция двузначная, у соседей — 12—18 процентов. Например, в Турции апрельская инфляция побила 20-летний рекорд — 68,5 процента в годовом выражении. В Европе схожая ситуация: майские показатели говорят о том, что в отдельных странах годовой прирост потребительских цен превысил двузначное значение. Так, в Эстонии — 20,1 процента, в Латвии — 16,4, в Словакии — 11,8, в Греции — 10,7, в Нидерландах — 10,2 процента. У нас — 16—17 процентов.
druk@sb.by
«Все спокойно, выбор есть»
— Алексей Игоревич, как охарактеризуете нынешнюю ситуацию на потребительском рынке страны?— Сегодня ситуация на потребительском рынке выровнялась и сохраняется стабильной, в объектах торговли представлен широкий ассортимент товаров в соответствии с покупательскими предпочтениями. Дисбаланса спроса и предложения на потребительском рынке нет.
— Какие меры принимаются для насыщения ассортимента?
— В этой части работа в МАРТ организована в круглосуточном режиме и без выходных: о текущих проблемах и всплесках потребительского спроса мы получаем оперативную информацию как от производителей, так и от поставщиков, импортеров и торговых организаций. Без лишних проволочек координируем взаимодействие участников рынка. И это дает положительный эффект. Кроме того, на предприятиях, у импортеров и ретейлеров сформированы страховые неснижаемые запасы на наиболее востребованные товары, в основном это продукция бакалейной группы.
С учетом введения в отношении нашей страны санкций импортеры оперативно переориентировали поставки продукции из дружественных стран, а отечественные производители наращивают недостающие объемы и осваивают новые виды продукции, ранее не производившиеся в стране. И, как видно на практике, на наших полках в полном объеме и широком ассортименте присутствуют все товары, привычные для нашего потребителя. Дефицита нет.
— В марте наблюдался ажиотажный спрос на бакалейную группу товаров, бытовую технику, санитарно-гигиенические и моющие средства. Хотя отметим, что этот ажиотаж был не таким масштабным, как, скажем, в прошлые моменты экономических перипетий, а значит, у населения формируется доверие к регулятору и государству. Пришел ли сегодня спрос по этим позициям в норму?
— Действительно, в марте кратковременно наблюдался повышенный спрос не только на некоторые группы продовольственных товаров, но и на непродовольственные товары, например на санитарно-гигиенические и моющие средства, спички, бумагу туалетную, мыло. При удорожании иностранной валюты отмечался рост цен и на бытовую технику. Всплеск покупок достигал в день недельных объемов продажи. Конечно, все это очень сильно подогревалось новостями в СМИ — вспомните о некоторых фото с пустыми полками, новости о росте цен за рубежом, введение странами, в том числе ЕАЭС, эмбарго на поставку продуктов питания и т.д. Сегодня ситуация стабилизировалась, все спокойно, выбор есть. При этом видим даже снижение продаж по сравнению с мартом по некоторым товарам, например по пшеничной муке — на 44 процента, гречневой крупе — на 51, по рису — на 54, пшену — на 47, манной крупе — на 40, бобовым — на 66, мясу — на 23, консервам рыбным — на 47, растительному маслу — на 40, по сахару — на 8, соли — на 34, смесям и кашам для детского питания — на 34, чаю — на 52 процента соответственно.
Ценообразованию — больше внимания
— Какие шаги принял и принимает МАРТ для решения первоочередных вопросов, связанных с ценовым контролем?— Для сдерживания роста цен в течение 2021—2022 годов были приняты беспрецедентные меры ценового регулирования, и на сегодня более 50 процентов потребительских товаров и услуг подпадают под ту или иную регуляторику. Такая практика не применяется ни в одной стране мира. Почему у нас так? Задача МАРТ при осуществлении ценового регулирования — сохранить дееспособность и экономическую устойчивость отечественных производителей и импортеров товаров критического импорта, стабильную работу торговых организаций и соблюсти интересы потребителей. Так, для обеспечения внутреннего рынка своей продукцией МАРТ совместно с отраслевыми ведомствами заключены графики поставки на 2022 год пшеничной муки, гречневой крупы, белого кристаллического сахара, бутилированного рапсового масла. Кроме того, в настоящее время регулирование цен на отдельные товары повседневного спроса осуществляется в соответствии с постановлением Совмина № 214 «О регулировании цен», в котором консолидированы все требования, устанавливаемые при осуществлении ценового регулирования с применением следующих способов: пределов ежемесячного изменения цен, предельных надбавок, норматива рентабельности.
Сегодня ситуация на потребительском рынке выровнялась и сохраняется стабильной, в объектах торговли представлен широкий ассортимент товаров в соответствии с покупательскими предпочтениями.
Также для сохранения на внутреннем рынке сырья и товаров приняты решения об ограничении экспорта свежих овощей, пшеничной муки и гречневой крупы, риса, крупы и муки грубого помола из ржи или ячменя, риса, обработанного зерна злаков, макаронных изделий.
Мы постоянно анализируем то, как работают принимаемые нами меры, и в случае необходимости корректируем подходы. По-другому сегодня нельзя, потому что и ситуация в мировой экономике меняется очень быстро, и нам нужно оперативно принимать соответствующие меры для демпфирования негативного влияния на экономику нашего государства.
— При этом не обошлось без спекулятивного поведения со стороны отдельных представителей бизнеса, когда при первом же валютном скачке начали подкручивать цены, закладывая неоправданно высокий курс, стараясь подзаработать на ажиотаже…
— В 2021—2022 годах мы видели, что спекулятивная составляющая в торговле начала нарастать. Поэтому и было принято решение о введении ценового регулирования. При этом контроль за ценообразованием есть всегда, и он многоуровневый. В него входят потребители, конкуренты-производители, общественные контролеры, регуляторы. При стабильной экономике самый лучший регулятор — это потребитель и конкурент. Так, например, в 2017—2019 годах при отсутствии ценового регулирования годовая инфляция сохранялась на уровне 4,5—7,5 процента, спекуляций на рынке не было. Но при появлении проблемных вопросов, например, при росте цен импорта, сокращении предложения товаров, могут возникать и возникают спекуляции на рынке. Вспомните: в 2020-м при снижении в продаже количества лимонов, имбиря наблюдалось завышение цен на них. В 2022-м из-за роста внешних цен, ослабления белорусского рубля, ограничения ввоза продукции отмечался существенный рост цен на непродовольственные товары. В таких условиях МАРТ сначала работает превентивно — пытается объяснить субъектам хозяйствования недопустимость спекуляций. Если это не помогает, используются инструменты ценового и антимонопольного регулирования.
Крупнейшие торговые сети добровольно взяли на себя социальные обязательства и согласились оперативно внедрить в свою работу механизм социальных скидок, направленный на оказание адресной поддержки социально уязвимым слоям населения и способствующий нивелированию неблагоприятных последствий внешних конъюнктурных шоков.
Найти корень каждой цифры
— Стало ли меньше нарушений в торговле в последнее время?— Не все так однозначно в этом вопросе. Смотрите, с начала года мониторинги по вопросам соблюдения отдельных нормативных правовых актов по вопросам цен и ценообразования, законодательства о торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения, а также наличия в реализации товаров отечественного производства проведены в отношении 1649 объектов. По результатам мониторингов субъектам хозяйствования выдано 783 рекомендации по устранению выявленных нарушений. Таким образом, нарушения установлены почти в 47,5 процента обследованных объектов. Принимая во внимание то, что аналогичный показатель по итогам 2021 года составил 58,4 процента, можно с долей вероятности сказать, что нарушений в торговле стало меньше. При этом установленные нарушения, как правило, являются типичными для всех регионов страны: несоблюдение и/или несоответствие законодательству ассортиментных перечней, нарушения при оформлении ценников на товар или их отсутствие, предложение к реализации товаров с истекшими сроками годности, без предусмотренной законодательством информации о товаре и т.д.
В январе — мае за нарушения порядка осуществления торговли и общественного питания, оказания услуг населению меры административной ответственности, а также профилактического характера применены более чем к 150 виновным лицам, из них по фактам нарушений, установленных во время повторных мониторингов, — к 80. Приведенная статистика говорит о том, что в отдельных случаях руководство организаций торговли игнорирует получаемые по итогам мониторинга рекомендации об устранении нарушений.
Также имеет место и непринятие должных мер для обеспечения соблюдения законодательства. Так, во время контрольно-аналитических мероприятий установлено, что менеджеры отдельных торговых сетей не обременяли себя выяснением у поставщиков сведений об отпускной цене производителя. В результате при формировании розничных цен на социально значимый товар торговая надбавка применялась не к отпускной цене производителя, как того требуют нормы законодательства, а к отпускной цене поставщика, который реализовывал продукцию в адрес розничной сети с применением оптовой надбавки. В итоге конечный потребитель приобретал социально значимый товар по завышенным ценам. Надо сказать, что в практике МАРТ описанные случаи не единичны. В этой связи стоит напомнить, что за подобные нарушения субъекту торговли грозит штраф в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров, и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров по ценам, установленным в соответствии с законодательством. Исходя из судебной практики, такие штрафы могут исчисляться десятками, а то и сотнями тысяч рублей.
При этом с начала года МАРТ установлен 481 факт несоблюдения требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ценообразования, направлено 180 предписаний (рекомендаций) об устранении нарушений, административный процесс начат в отношении 224 виновных лиц, а штрафные санкции по рассмотренным административным делам составили 1,2 миллиона рублей. Еще около 25 процентов дел находится на рассмотрении в судах.— Хватает ли МАРТ полномочий для контроля за рынком?
— Эффективность контроля в данной сфере напрямую зависит от предусмотренного действующим законодательством набора инструментов, используемых при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности. Вариативность форм и способов позволяет оперативно принимать меры по пресечению и недопущению нарушений. И проводимый министерством анализ правоприменительной практики действий в части соблюдения законодательства о ценах и ценообразовании говорит о наличии незадействованных резервов для повышения эффективности контроля в этой сфере. Поэтому МАРТ разработаны соответствующие предложения по корректировке полномочий в рамках предусмотренных законодательством форм контроля и направлены в госорганы на согласование. Эти предложения предполагают в том числе смещение акцента на предупредительно-профилактическую работу, минимизацию вмешательства в деятельность организаций.
В поле зрения — конкретный товар, а не место продажи
— Мы много слышим о мониторинге и контроле за ценами в стационарных магазинах, а как обстоит контроль за ситуацией в интернет-ретейле, на рынках, в аптеках? Попадают ли они в поле зрения специалистов МАРТ?— Предметом контроля за соблюдением законодательства о ценах и ценообразовании является цена на конкретный товар. В этой связи для МАРТ не имеет особого значения, где этот товар продается: в гипермаркете или магазине у дома, на рынке, посредством интернет-магазина или в аптечной сети. При выявлении нарушений к виновным лицам будут применены соответствующие меры реагирования. Так, например, в 2021 году по итогам внеплановой проверки должностное лицо одного из крупнейших интернет-магазинов, реализующих продовольственные товары, а также непосредственно субъект торговли были оштрафованы судом за превышение установленных предельных торговых надбавок на общую сумму почти 36 тысяч рублей.
Что касается организаций, осуществляющих торговлю на рынках, то в текущем году особое внимание МАРТ к их деятельности приковано в том числе ввиду усиления ценового регулирования на плодоовощную продукцию. Так, например, по итогам мониторинга субъектам хозяйствования, осуществляющим торговлю в торговом комплексе «Валерьяново», на рынке «Новый Лебяжий» в Минском районе и на Центральном рынке Дзержинского филиала Минского облпотребобщества, выдано 12 рекомендаций по устранению нарушений. В адрес ООО «Торговый дом «Ждановичи» направлено письмо о принятии мер по соблюдению продавцами, осуществляющими розничную торговлю на рынке «Новый Лебяжий», законодательства в области защиты прав потребителей, торговли и законодательства о ценах и ценообразовании.
Аналогичные контрольные мероприятия с принятием соответствующих мер реагирования проводятся в остальных областях и в Минске. Организациям, допустившим нарушения, выносятся рекомендации по их устранению. Их неисполнение или повторное выявление нарушений чревато административной ответственностью.
Цены на лекарственные средства также находятся в МАРТ на контроле. Специалисты проводят мониторинг цен на лекарственные и дезинфицирующие средства, маски, перчатки, а также на услуги лабораторной диагностики инфекций, вызванной коронавирусом COVID-19. В отношении 115 лекарственных средств анализ проводится с использованием сайта tabletka.by, по остальным товарам и услугам — на основании информации, представляемой участниками рынка. Для контроля за действующим законодательством, в том числе и с учетом поступающих обращений в части роста цен на лекарственные средства, за первый квартал направлено 36 запросов в адрес 42 субъектов в отношении наименований 311 лекарственных средств, дополнительно направлено 27 запросов в адрес медицинских центров и субъектов, осуществляющих реализацию масок, перчаток и дезинфицирующих средств. По результатам этого контроля в 2022 году за нарушение установленного порядка формирования цен на лекарственные средства МАРТ составлено 12 протоколов. Общая сумма штрафных санкций по рассмотренным судами в этом году делам составила 71,5 тысячи рублей.
Точечно — к соцподдержке и инфляции
— Большое внимание регулятор уделяет поддержке социально незащищенных групп населения, в том числе через заключение соглашения о предоставлении социальной скидки в торговле. Но соглашение вот-вот закончит свое действие — будет ли оно пролонгироваться?— Соглашение о скидках подписали 17 торговых субъектов. Крупнейшие торговые сети добровольно взяли на себя социальные обязательства и согласились оперативно внедрить в свою работу механизм социальных скидок, направленный на оказание адресной поддержки социально уязвимым слоям населения и способствующий нивелированию неблагоприятных последствий внешних конъюнктурных шоков. Сейчас МАРТ ведет работу по пролонгированию и вовлечению в него региональных сетей. На начало мая социальными карточками воспользовались более 50 процентов граждан от всех потенциальных потребителей, это 1,4 миллиона потребителей — столько карт было активировано с 17 января по 5 мая 2022 года ретейлерами. А сумма предоставленной скидки составила около 9,5 миллиона белорусских рублей. Сейчас, понятное дело, эти цифры будут еще больше.
— Понятно, что цены растут не только у нас, но и во всем мире, причем у тех же соседей гораздо большими темпами. Но граждан волнует вопрос: что будет у нас с инфляцией в дальнейшем? Какой уровень роста цен видится по году и какие шаги намерено в дальнейшем предпринимать министерство, чтобы обеспечить обоснованное изменение цен?
— К работе в условиях внешнего давления мы подошли с традиционного обоснованного роста цен в начале года. Так, в январе отменяются скидки после прекращения предновогодних акций и распродаж, в феврале в соответствии с законодательством индексируются тарифы на коммунальные услуги. Также в зимние месяцы дорожает плодоовощная продукция — из-за роста затрат на выращивание их в теплицах и хранения. Из-за ухудшения внешних условий наибольший рост потребительских цен произошел в марте — 6,1 процента за месяц. В апреле практически в четыре раза меньше — 1,6 процента. В мае и в летние месяцы замедление роста цен продолжится, что обусловлено сезонным снижением цен на овощи и фрукты, а также постепенным ослаблением негативного влияния внешних факторов.
Хотя мы видим, что на протяжении нескольких месяцев во многих странах рост цен бьет многолетние рекорды. В 2022 году это уже проблема мирового масштаба. Во многих странах годовая инфляция двузначная, у соседей — 12—18 процентов. Например, в Турции апрельская инфляция побила 20-летний рекорд — 68,5 процента в годовом выражении. В Европе схожая ситуация: майские показатели говорят о том, что в отдельных странах годовой прирост потребительских цен превысил двузначное значение. Так, в Эстонии — 20,1 процента, в Латвии — 16,4, в Словакии — 11,8, в Греции — 10,7, в Нидерландах — 10,2 процента. У нас — 16—17 процентов.
В этих непростых условиях перед нами стоит задача как можно скорее стабилизировать ситуацию с ростом цен. Эта задача, можно сказать, практически является номером один из всего функционала МАРТ.Сейчас совместно с другими госорганами мы разработали и внесли в Правительство Программу по сдерживанию роста цен, в которой содержится ряд краткосрочных мер. Рассчитываю, что в ближайшее время документ будет принят, его детали станут общеизвестными. Но это не единственное, что поможет быстрее обуздать инфляцию. Все госорганы работают над созданием, улучшением условий для субъектов хозяйствования, которые помогут нивелировать негативное влияние внешних факторов, нарастить объемы производства, заместить импорт, повысить качество продукции. Все это поможет в ближайшей перспективе вернуть инфляцию к однозначному уровню.
druk@sb.by