60 дней окопной мясорубки в стиле Первой мировой показали истинные способности ВСУ
03.08.2023 07:44:00
Антон ПОПОВ
На этой неделе исполняется ровно два месяца с того момента, как официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков в ежедневном брифинге объявил, что Украина начала свое контрнаступление. Большое наступление анонсировалось еще с конца прошлого года. Тогда на фоне осенних успехов ВСУ под Харьковом и Херсоном Запад и киевские марионетки уверовали в то, что они могут победить российскую армию на поле боя, и принялись готовиться к генеральному сражению. Удивительно, но факт: западные стратеги полностью проигнорировали заветы великих полководцев прошлого, многие из которых были как раз представителями европейской цивилизации, и в упоении трубили во всех СМИ о том, как именно они собираются разбить армию России.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Что происходит сейчас? Особенно с 4 — 5 июня — «контрнаступ» так называемый. Он (Владимир Зеленский. — Прим. ред.) окончательно понял, что не победит в этой войне. Что этот «контрнаступ» ничем для него не закончится, кроме гибели тысяч и тысяч людей.
Во время встречи с представителями зарубежных и белорусских СМИ, 6 июля 2023 года.
— Что происходит сейчас? Особенно с 4 — 5 июня — «контрнаступ» так называемый. Он (Владимир Зеленский. — Прим. ред.) окончательно понял, что не победит в этой войне. Что этот «контрнаступ» ничем для него не закончится, кроме гибели тысяч и тысяч людей.
Во время встречи с представителями зарубежных и белорусских СМИ, 6 июля 2023 года.
Вопреки заветам Клаузевица
Немецкий военный теоретик Карл фон Клаузевиц в основополагающем труде «Принципы ведения войны» указывал, что «секретность и быстрота — два фактора, обеспечивающие внезапность», а внезапность, по мнению Клаузевица, и есть важнейшее в достижении успеха в сражении.Однако уже в начале весны любому мало-мальски сведущему человеку, не говоря об опытных российских командирах, было известно, куда двинутся собранные по всей Украине бригады. Несмотря на неуклюжие попытки Зеленского, Залужного и Буданова исправить ситуацию, принципиально это уже ничего не меняло. И когда 4 июня ВСУ перешли в наступление, оно с ходу уперлось в циклопических размеров оборонительную линию, возведенную вдоль всей линии фронта.
Красноречивый факт: эпические сражения последних двух месяцев с сотнями сожженных украинских и западных танков и БМП проходят либо в предполье, либо на первой линии российской обороны. Ни хваленые немецкие «Леопарды», ни американские «Брэдли» не оказались достаточно эффективными, чтобы взломать выстроенные россиянами укрепления и позволить ВСУ выйти на оперативный простор.Исходя из направлений движения украинских войск и основных точек приложения усилий, можно предположить, что программой минимум для летнего удара был прорыв обороны ВС РФ на южном фланге и удар по Мелитополю и Бердянску с перерезанием сухопутного коридора в Крым. Одновременно с этим вспомогательные удары наносились на Южно-Донецком направлении и под многострадальным Бахмутом. В резерве украинского командования оставались подразделения на Днепре у Херсона, которые пришлось уже в июле пустить в ход в отчаянной попытке отвлечь хотя бы часть войск, противостоящих «контрнаступу» в Запорожье, и харьковская группировка. Последняя и вовсе оказалась в интересном положении: российские войска сами начали наступление в районе Кременной, форсировали реку Жеребец и потеснили украинские войска. В итоге группировка ВСУ, готовившаяся сказать свое слово на севере Луганщины в случае успеха побратимов на южном направлении, сама оказалась в положении обороняющейся.
31 июля Сергей Шойгу заявил, что за месяц украинские военные потеряли более 20,8 тысячи человек и свыше 2,2 тысячи единиц вооружения. Учитывая данные, озвученные тем же источником 11 июля (26 тысяч погибших с 4 июня и 3,3 тысячи единиц сожженной техники), легко сосчитать, что к началу августа число погибших украинских военных вплотную приблизилось к 50 тысячам, а количество уничтоженной техники стремится к 6 тысячам.Одним из главных факторов, предопределивших провал летнего украинского наступления, стала потеря стратегической внезапности. Киев и коллективный Запад пожертвовали ею, устроив масштабную пиар-акцию, и за много месяцев до старта наступления выложили свои козыри на стол. В итоге разрыв между ожиданиями и реальностью оказался сродни холодному душу что для обитателей Банковой, что для натовских стратегов. Вместо маневренной войны в стиле блицкрига они получили изнуряющую окопную мясорубку, в которой многие из погибших украинцев даже не увидели свою смерть — массы пехоты и бронетехники российская армия встречала исполинскими минными полями, огнем артиллерии и налетами ударных вертолетов.
Информационный «наступ»
Конечно, украинская пропаганда всячески пыталась прикрыть провалы своих войск — то объявляла о том, что «контрнаступ» на самом деле не начался, а все происходящее лишь пробные удары, то бурно радовалась захваченному селу Пятихатки на Ореховском направлении, которое превратилось в одну большую могилу для бойцов ВСУ.А когда ни единой положительной новости вытянуть не удавалось, ЦИПсО брался за любимую работу — сочинять фейки.Правда, эксперты почти единодушно отмечали падение их качества по сравнению с прошлым годом. То ли запал пропал, то ли грамотные специалисты перевелись.
«Они сочинили новую волну фейков, чтобы хоть как-то удерживать свое общество от депрессии и протестных настроений. Причем давно уже не секрет, что в качестве примеров «ужасного состояния российской армии» они используют реалии собственных подразделений. Соберут очередные возмущенные видео, присланные брошенными без снабжения военными, заведут уголовные дела против авторов, а сами записи подмонтируют и выдадут за сделанные на наших позициях», — рассказывал в интервью ТАСС еще в июне внештатный советник врио губернатора Херсонской области Александр Малькевич.
Неожиданная здрада…
Не отставали и западные СМИ. Впрочем, по мере того как в Европу и США попадало все больше фото- и видеодоказательств поражений украинских войск, появлялись критические публикации. Так, уже через неделю после начала наступления агентство Bloomberg со ссылкой на анонимный источник в Германии подтверждало значительные потери ВСУ в бронетехнике. Спустя более чем месяц The Washington Post с грустью констатировала: несмотря на то что американцы и европейцы обучили украинцев комплексным наступательным маневрам, а также предоставили им оборудование для разминирования, те все равно терпят неудачи в контрнаступлении.В целом от бравурных и угрожающих весенних материалов, в которых живописались будущие успехи Украины, центральные западные СМИ перешли к осторожному скептицизму.А вот специализированные издания вроде авторитетного военного журнала Military Watch Magazine не скрывают, что на Западе начинают задумываться о сокращении военной помощи.
«Хотя Вашингтон обязался пополнять украинский парк «Брэдли» взамен уничтоженных машин и даже дополнить их танками M1A2 «Абрамс», чиновники и законодатели США неоднократно давали понять, что будущее оружейных поставок в восточноевропейскую страну будет сильно зависеть от ее фронтовых успехов», — пишут авторы колонки.
Более того, британцы из The Telegraph и вовсе замахнулись на священную корову Запада — санкции. В начале августа они прямым текстом заявили, что «экономические ограничения оказались совершенно неэффективными в плане влияния на ход и возможный итог украинского конфликта. Неясно, как сильно они навредили гражданскому населению России, но европейские потребители энергоресурсов страдают от повышения цен в результате ответных мер со стороны Москвы».
Пиар-террор
Ожидаемым итогом провала на поле боя стало усиление террористической активности. Только в последнюю неделю ВСУ дважды запускали дроны-камикадзе по Москве, угодив оба раза в одну из башен «Москва-Сити», стреляли доработанной ракетой комплекса С-200 по Таганрогу, пытались атаковать Крым и Чонгарский мост и провели серию атак на российские военкоматы, используя обманутых ципсошниками людей. А до этого была очередная попытка повредить Крымский мост, приведшая к старту очередного этапа воздушной кампании против Украины, которая продолжается и по сей день.Подобные атаки — это одновременно и признак увеличения технических возможностей ВСУ, которые активно используют передаваемые им новинки, такие как морские дроны-камикадзе, которыми Украина пытается прорвать блокаду своего побережья Черноморским флотом после завершения зерновой сделки, и признак безысходности, охватывающей киевские элиты. В самом деле, что, кроме кратковременного пиар-эффекта, дает запуск пары беспилотников на Москву? Тем более что в итоге Украина получает серию ответных и превентивных ударов, которые делают положение на фронте еще более шатким.
В итоге к началу третьего месяца разрекламированного «контрнаступа» ситуация для Киева и его западных сюзеренов складывается патовая. Очевидно, что ставка на массированное применение западной бронетехники в связке с использованием кассетных боеприпасов, крылатых ракет Storm Shadow и систем HIMARS себя не оправдала.Конечно, можно, подобно польскому генералу Роману Полько, кивать на отсутствие авиации и артиллерии, но думается, что и это не очень помогло бы украинцам. Повторимся: они были настолько уверены в своих силах, что не стали скрывать планы, убедили себя, что российская армия слаба, за что и платят сейчас жизнями десятков тысяч мобилизованных.
Впрочем, списывать ВСУ со счетов преждевременно. На данный момент у них все еще остаются в резерве как минимум 8 из 12 подготовленных на Западе бригад. Да и останавливать прямо сейчас военную помощь Брюссель и Вашингтон тоже не собираются. Танки «Абрамс», похоже, таки доедут до запорожских степей. Правда, учитывая, что все больше образцов западной техники попадает в руки российских военных — чего стоит только потрясающая история с захватом новейшей шведской БМП CV-90, подбитой из обычного РПГ-7, — американцы на ходу изменили решение о модификации готовящихся к поставке «Абрамсов». Теперь в Украину в лучшем случае попадут машины M1A1, да и то без якобы усложняющих обучение дорогостоящих прицелов. Конечно, на поле боя такие танки будут в лучшем случае близки по эффективности ранним модификациям Т-72, зато русские инженеры узнают из захваченных машин меньше секретов звездно-полосатого танкопрома.
На фронте без перемен
Прорвать глубоко эшелонированную оборону ВС РФ на данный момент украинцы не в состоянии. Однако и армия России пока имеет небольшие возможности к собственному наступлению, ограничиваясь локальными ударами. Спустя более чем полтора года боевых действий СВО окончательно превратилась в классическую позиционную войну, в которой стороны вынуждены прикладывать серьезные усилия ради незначительных успехов. Тот, кто первым найдет способ переломить ситуацию, сможет качнуть весы на свою сторону.Украина продолжит атаки на юге и усилит террористическую активность в России, пытаясь раскачать общество. Одновременно Киев станет искать способы возобновить действие зернового коридора — либо физически прорвать блокаду, атакуя российские военные корабли, либо использовать свои порты на Дунае.Висит в воздухе и вопрос Приднестровья с его колоссальными запасами снарядов на складах в Колбасной и все более антироссийской политикой Молдовы. Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и поляков, имеющих виды на Западную Украину.
Россия также будет стремиться найти выход из позиционного тупика и может продолжать игру активной обороны, надеясь дождаться усталости и разложения украинской армии, и тогда сломить ее сопротивление либо сыграть ва-банк, открыв новое направление и заставив Киев оттянуть туда ресурсы. Кроме того, козырем в рукаве остается «группа Вагнера», которая хоть и прекратила участие в СВО, однако продолжает нервировать Запад и Украину.