Совет Евразийской экономической комиссии утвердил перечень видов молочной продукции, которые будут маркировать средствами идентификации
08.04.2021 08:21:00
Это электронный код, считываемый сканером. Предполагается три этапа введения обязательной маркировки товаров на всей территории ЕАЭС. До 1 июня предусмотрено обеспечить электронным знаком сыры и мороженое, до 1 сентября — молоко, сливки, йогурт, кефир, творог, сливочное масло со сроком хранения более 40 суток, до 1 декабря — молочную продукцию со сроком хранения до 40 суток. Что даст нововведение и готовы ли наши предприятия к такой форме контроля за товаром?
Мы связались с ОАО «Минский молочный завод № 1», где сейчас закупают специальное оборудование для нанесения маркировки. Заместитель генерального директора по производству Ольга Минич уверена, что электронный знак будет защитой от фальсификата:
— В Беларуси подделка товаров не так выражена, а в России, куда мы поставляем продукцию, бывают разные случаи. Напечатают упаковку и продают под видом белорусской молочку неизвестного происхождения. Теперь получить доступ к электронному средству идентификации будет практически невозможно.
Ввозят контрафакт и в Беларусь. Буквально недавно на остановке городского транспорта в Минске наткнулась на коробейников с брендом «Белорусский Дом Масла». Продукт якобы изготовлен в Молодечно и, на минуточку, с долей жира 99 процентов! Такое же «супермасло» проверяющие нашли в барановичском магазине. В образцах установлено наличие жиров растительного происхождения в жировой фазе. Не оказалось и такого «Дома». «Продукция под маркой, ассоциируемой потребителями с белорусским качеством, но по более низкой цене, ввозится небольшими партиями из приграничных районов России и реализуется на рынках или в небольших объектах торговли», — предупреждает Госстандарт.
Конечно, чтобы на каждом стаканчике йогурта, творожка или на обертке глазированного сырка появился специальный код, который будет считываться оптовым потребителем, при транспортировке, на кассе магазина, надо пройти достаточно длинный путь. Вначале производителю необходимо купить эту электронную «марку», нанести ее на упаковку, этикетку или ярлык (есть разные способы), выдать поставщику электронную накладную, а тот просканирует каждый товар отдельно (то же сделает грузоперевозчик). Естественно, в магазине должны сверить коды с теми, что указаны в накладной. Мороки много, но посудите сами: левому товару при таком раскладе не вклиниться. Фальсификат не пройдет! Забудем мы и о просроченной продукции. Ведь в Беларуси прослеживаемость молочки теперь будет не то что от фермы до прилавка — до покупательской корзины.
Контролировать соблюдение законодательства о маркировке товаров и координировать деятельность других государственных органов по этим вопросам будет Министерство по налогам и сборам. Издательство «Белбланкавыд» назначено владельцем и оператором, осуществляющим генерацию кодов маркировки и их реализацию.
— Да, понесем затраты, — продолжает Ольга Минич. — Сырки, йогурты, текущие, условно говоря, по транспортеру, вручную не промаркируешь — нужен автомат. Но мы понимаем, что делается все ради покупателя. Для нас, производителей, качество и престижность продукции очень важны.
Для минимизации контрафакта и привлечения распространителей такой продукции к ответственности в России создана национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий «Честный ЗНАК». В Беларуси также сформирована нормативная база для создания подобной системы. Кроме того, предусмотрены дополнительные меры по развитию электронного документооборота, предотвращению серого импорта, повышению прозрачности движения товаров как внутри, так и за пределами страны.
В России производители и продавцы уже добровольно регистрируются в системе «Честный ЗНАК». Тему достаточно остро обсуждают и комментируют в СМИ. Основные претензии: затратно, система «Честный ЗНАК» дублирует «Меркурий» (автоматизированная система для электронной сертификации грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль на территории РФ), не готовы типографии.
Особенность молочной отрасли в том, что в ней самое большое количество различных типов упаковки по сравнению с другими товарными группами. При этом некоторые виды ее достаточно сложно маркировать. Много других технических неувязок. Минсельхоз России подстегивает производителей активно подключаться к системе недвусмысленными предупреждениями: мол, если вы не успеете присоединиться к маркировке, на полках вас заменят белорусы. Почему именно они? А потому что «они готовы».
Приятно, конечно, такое читать. Да, мы полностью готовы проследить происхождение сырья, в какой продукт оно попало. Условно говоря, с какой фермы молоко, из которого изготовлены сыр, творог, масло и т.д. Потом — куда ушла каждая партия товара.
Напомним, в Беларуси действует электронная система идентификации, регистрации, прослеживаемости животных и продукции животного происхождения AITS, состоящая из трех подсистем: «AITS-Животные», «AITS-Прослеживаемость» и «AITS-Ветбезопасность». По мнению специалистов, одна из самых современных и объемных. Предпосылкой для ее создания послужило положение Беларуси как государства — экспортера продовольствия. В том числе и для торговли в пределах Евразийского экономического союза.
Электронные ветеринарные сертификаты выдаются на все подконтрольные группы продукции животного происхождения — мяса и молока. Отслеживается 24 типа событий по каждому животному, которые вносятся в электронные паспорта. С 2019 года ни одно перерабатывающее предприятие не принимает сырье от неидентифицированных животных, включая молоко с частных подворий. Как только продукция попадает на склад, каждый изготовитель обязан (а более 100 предприятий работает в автоматическом режиме) внести в систему всю информацию об отгрузке, подтвердив ее сертификатами качества — лабораторными анализами. Без этого в систему она просто не попадет.
Прослеживаемость означает, что можно установить не только происхождение сырья, готовых продуктов, но и последующих собственников товара. Можно увидеть, кто, что, в каком количестве получил, какой сопроводительный документ есть. В случае необходимости в течение десятка секунд локализуются все точки отправления и приема.
Каждый продукт теперь с паспортом. Осталось зафиксировать, когда единичная баночка или пакет из многообразия молочного мира уйдет в покупательскую корзину. Практически вся цепочка перемещения замыкается.
Генеральный директор Витебского концерна «Мясо-молочные продукты» Наталья Бортник рассказала о подготовительной работе:
— Проведено сопоставление перечня выпускаемой молочной продукции с перечнем и планируемыми сроками введения маркировки. Параллельно прорабатываются возможные способы нанесения средств идентификации как с помощью специального программного обеспечения, так и типографским методом. Актуализированы электронные карточки по ассортименту продукции в Банке электронных паспортов товаров (ePASS). Все молокоперерабатывающие предприятия концерна зарегистрированы в системе ГИС «Электронный знак», закупается необходимое оборудование, устанавливается программное обеспечение для реализации первого этапа маркировки.
Конечно, 40-граммовый пластиковый стаканчик йогурта — это не бутылка водки. Молочка не имеет такого количества контрафакта, как алкоголь и табачные изделия, а сам механизм прослеживаемости будет дороже маленькой баночки или пачки. Есть ли смысл требовать такой подробной маркировки? Но решение на уровне Евразийского союза принято, и оно должно исполняться, прокомментировал Геннадий Волнистый, технический директор Центра систем идентификации:
— Вопрос в другом. Когда есть обязанность изготовителя давать информацию в одну информационную систему и почти то же самое в другую, то возникает большая нагрузка на предприятие. Надо создавать некую единую систему мониторинга товарно-транспортных потоков, прослеживаемости их, для того чтобы обеспечить всех заинтересованных единообразными механизмами. По молочной продукции прекрасно работают российский «Меркурий» и белорусский AITS. Надо думать, как минимизировать издержки и выстраивать процессы таким образом, чтобы это действительно было с наибольшей пользой для всех. В том числе для бизнеса и граждан.
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов:
— Тема маркировки молочной продукции обсуждается уже около двух лет. Мы все это время работали над тем, чтобы адаптировать технологические процессы. Есть несколько способов маркировки: либо в упаковочную линию встраивается дополнительное оборудование, либо упаковка сразу заказывается с нанесением маркировки, после чего цифруется специальным образом. Данный вопрос на постоянном контроле Минсельхозпрода и Министерства по налогам и сборам. Мы технически готовы, способы печати проработаны, поэтому к нужным срокам Беларусь сможет ввести маркировку молочной продукции.
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ
Мы связались с ОАО «Минский молочный завод № 1», где сейчас закупают специальное оборудование для нанесения маркировки. Заместитель генерального директора по производству Ольга Минич уверена, что электронный знак будет защитой от фальсификата:
— В Беларуси подделка товаров не так выражена, а в России, куда мы поставляем продукцию, бывают разные случаи. Напечатают упаковку и продают под видом белорусской молочку неизвестного происхождения. Теперь получить доступ к электронному средству идентификации будет практически невозможно.
Ввозят контрафакт и в Беларусь. Буквально недавно на остановке городского транспорта в Минске наткнулась на коробейников с брендом «Белорусский Дом Масла». Продукт якобы изготовлен в Молодечно и, на минуточку, с долей жира 99 процентов! Такое же «супермасло» проверяющие нашли в барановичском магазине. В образцах установлено наличие жиров растительного происхождения в жировой фазе. Не оказалось и такого «Дома». «Продукция под маркой, ассоциируемой потребителями с белорусским качеством, но по более низкой цене, ввозится небольшими партиями из приграничных районов России и реализуется на рынках или в небольших объектах торговли», — предупреждает Госстандарт.
Конечно, чтобы на каждом стаканчике йогурта, творожка или на обертке глазированного сырка появился специальный код, который будет считываться оптовым потребителем, при транспортировке, на кассе магазина, надо пройти достаточно длинный путь. Вначале производителю необходимо купить эту электронную «марку», нанести ее на упаковку, этикетку или ярлык (есть разные способы), выдать поставщику электронную накладную, а тот просканирует каждый товар отдельно (то же сделает грузоперевозчик). Естественно, в магазине должны сверить коды с теми, что указаны в накладной. Мороки много, но посудите сами: левому товару при таком раскладе не вклиниться. Фальсификат не пройдет! Забудем мы и о просроченной продукции. Ведь в Беларуси прослеживаемость молочки теперь будет не то что от фермы до прилавка — до покупательской корзины.
Контролировать соблюдение законодательства о маркировке товаров и координировать деятельность других государственных органов по этим вопросам будет Министерство по налогам и сборам. Издательство «Белбланкавыд» назначено владельцем и оператором, осуществляющим генерацию кодов маркировки и их реализацию.
— Да, понесем затраты, — продолжает Ольга Минич. — Сырки, йогурты, текущие, условно говоря, по транспортеру, вручную не промаркируешь — нужен автомат. Но мы понимаем, что делается все ради покупателя. Для нас, производителей, качество и престижность продукции очень важны.
Для минимизации контрафакта и привлечения распространителей такой продукции к ответственности в России создана национальная система маркировки и прослеживания товаров из разных категорий «Честный ЗНАК». В Беларуси также сформирована нормативная база для создания подобной системы. Кроме того, предусмотрены дополнительные меры по развитию электронного документооборота, предотвращению серого импорта, повышению прозрачности движения товаров как внутри, так и за пределами страны.
В России производители и продавцы уже добровольно регистрируются в системе «Честный ЗНАК». Тему достаточно остро обсуждают и комментируют в СМИ. Основные претензии: затратно, система «Честный ЗНАК» дублирует «Меркурий» (автоматизированная система для электронной сертификации грузов, за которыми установлен государственный ветеринарный контроль на территории РФ), не готовы типографии.
Особенность молочной отрасли в том, что в ней самое большое количество различных типов упаковки по сравнению с другими товарными группами. При этом некоторые виды ее достаточно сложно маркировать. Много других технических неувязок. Минсельхоз России подстегивает производителей активно подключаться к системе недвусмысленными предупреждениями: мол, если вы не успеете присоединиться к маркировке, на полках вас заменят белорусы. Почему именно они? А потому что «они готовы».
Приятно, конечно, такое читать. Да, мы полностью готовы проследить происхождение сырья, в какой продукт оно попало. Условно говоря, с какой фермы молоко, из которого изготовлены сыр, творог, масло и т.д. Потом — куда ушла каждая партия товара.
Напомним, в Беларуси действует электронная система идентификации, регистрации, прослеживаемости животных и продукции животного происхождения AITS, состоящая из трех подсистем: «AITS-Животные», «AITS-Прослеживаемость» и «AITS-Ветбезопасность». По мнению специалистов, одна из самых современных и объемных. Предпосылкой для ее создания послужило положение Беларуси как государства — экспортера продовольствия. В том числе и для торговли в пределах Евразийского экономического союза.
Электронные ветеринарные сертификаты выдаются на все подконтрольные группы продукции животного происхождения — мяса и молока. Отслеживается 24 типа событий по каждому животному, которые вносятся в электронные паспорта. С 2019 года ни одно перерабатывающее предприятие не принимает сырье от неидентифицированных животных, включая молоко с частных подворий. Как только продукция попадает на склад, каждый изготовитель обязан (а более 100 предприятий работает в автоматическом режиме) внести в систему всю информацию об отгрузке, подтвердив ее сертификатами качества — лабораторными анализами. Без этого в систему она просто не попадет.
Прослеживаемость означает, что можно установить не только происхождение сырья, готовых продуктов, но и последующих собственников товара. Можно увидеть, кто, что, в каком количестве получил, какой сопроводительный документ есть. В случае необходимости в течение десятка секунд локализуются все точки отправления и приема.
Каждый продукт теперь с паспортом. Осталось зафиксировать, когда единичная баночка или пакет из многообразия молочного мира уйдет в покупательскую корзину. Практически вся цепочка перемещения замыкается.
Генеральный директор Витебского концерна «Мясо-молочные продукты» Наталья Бортник рассказала о подготовительной работе:
— Проведено сопоставление перечня выпускаемой молочной продукции с перечнем и планируемыми сроками введения маркировки. Параллельно прорабатываются возможные способы нанесения средств идентификации как с помощью специального программного обеспечения, так и типографским методом. Актуализированы электронные карточки по ассортименту продукции в Банке электронных паспортов товаров (ePASS). Все молокоперерабатывающие предприятия концерна зарегистрированы в системе ГИС «Электронный знак», закупается необходимое оборудование, устанавливается программное обеспечение для реализации первого этапа маркировки.
Конечно, 40-граммовый пластиковый стаканчик йогурта — это не бутылка водки. Молочка не имеет такого количества контрафакта, как алкоголь и табачные изделия, а сам механизм прослеживаемости будет дороже маленькой баночки или пачки. Есть ли смысл требовать такой подробной маркировки? Но решение на уровне Евразийского союза принято, и оно должно исполняться, прокомментировал Геннадий Волнистый, технический директор Центра систем идентификации:
— Вопрос в другом. Когда есть обязанность изготовителя давать информацию в одну информационную систему и почти то же самое в другую, то возникает большая нагрузка на предприятие. Надо создавать некую единую систему мониторинга товарно-транспортных потоков, прослеживаемости их, для того чтобы обеспечить всех заинтересованных единообразными механизмами. По молочной продукции прекрасно работают российский «Меркурий» и белорусский AITS. Надо думать, как минимизировать издержки и выстраивать процессы таким образом, чтобы это действительно было с наибольшей пользой для всех. В том числе для бизнеса и граждан.
Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Алексей Богданов:
— Тема маркировки молочной продукции обсуждается уже около двух лет. Мы все это время работали над тем, чтобы адаптировать технологические процессы. Есть несколько способов маркировки: либо в упаковочную линию встраивается дополнительное оборудование, либо упаковка сразу заказывается с нанесением маркировки, после чего цифруется специальным образом. Данный вопрос на постоянном контроле Минсельхозпрода и Министерства по налогам и сборам. Мы технически готовы, способы печати проработаны, поэтому к нужным срокам Беларусь сможет ввести маркировку молочной продукции.
Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ