Государственные информационные системы снижают вероятность дискриминации монополистов в цифровой экономике
08.06.2024 08:55:00
Владимир ВОЛЧКОВ
У технологического прогресса (особенно прорывного) есть две стороны. С одной — стремительное развитие. С другой — технологичная революция всегда несет в себе риски появления монополий одной или нескольких компаний, которые первыми оседлают передовые ноу-хау, стремительно наберут экономическую силу за короткое время и отсекут всех конкурентов. Частично эти риски состоялись в глобальном размере. Транснациональные технологические корпорации уже крепко держат некоторые сегменты в своих руках. Настолько надежно, что даже не смущаются вступать в конфликт с госструктурами. Один из механизмов купирования таких рисков (по крайней мере на национальном уровне) — формирование государственных баз данных и массивов другой информации, чтобы они были в той или иной степени общедоступны и могли бы не столько создавать конкуренцию коммерческим проектам, сколько минимизировать вероятность появления жестких монополий.
Если оторваться от стереотипов, то в монополии есть очень привлекательное качество: консолидируя в своих руках значительные ресурсы, короли рынка способны обеспечивать динамичный технологический прогресс. По крайней мере в какой-то временной отрезок. И в эти годы срывают аплодисменты и потребителей, и чиновников. Другой вопрос, что прогрессивная повестка достаточно быстро заканчивается. Рано или поздно монополист будет стараться заработать сверхприбыль на своем доминировании, в которое он вложил весьма существенные ресурсы. И тогда прогресс трансформируется в проблему.
Монополию не очень сложно создать. Но сложно ее ликвидировать или ввести в позитивный контекст. По этой траектории движется современный американский высокотехнологичный сектор. Захватившие информационное пространство транснациональные корпорации уже откровенно раздражают правительство в Берлине, Париже и даже в Вашингтоне. Но подрезать крылья Google, Apple и другим достаточно сложно. Кем их заменить на рынке? Какие структуры реально способны заместить сервисы, к которым уже привыкло общество и на основе которых выстроилась инфраструктура бесконечного перечня услуг и бизнеса?
Ключевая проблема в том, что крупные игроки (в том числе и при самоустранении государства) держат в своих руках базис всей информационной инфраструктуры: массивы больших данных по различным аспектам. И если программный код создать достаточно дорого, но не является проблемой, то сформировать Big Data — самая серьезная проблема. Причем сделать с нуля это намного проще, чем при наличии монополии или олигополии.
Пожалуй, самый эффективный инструмент — это формирование государственной, общественной цифровой повестки вместе с развитием общедоступной базовой цифровой инфраструктуры. Опять же совершенно не обязательно и вредно лезть в детали. Но в фундаментальных, базисных вопросах необходимо наличие общедоступной инфраструктуры. Кстати, не обязательно бесплатной, но без элементов дискриминации. В общем и целом Беларусь идет по этому пути, в том числе и благодаря тому факту, что ряд фундаментальных баз данных формируются в госструктурах и государственных же инфраструктурных унитарных предприятиях. И эти базы могут служить (и служат) основой для конкурентного создания электронных сервисов.
Если оторваться от стереотипов, то в монополии есть очень привлекательное качество: консолидируя в своих руках значительные ресурсы, короли рынка способны обеспечивать динамичный технологический прогресс. По крайней мере в какой-то временной отрезок. И в эти годы срывают аплодисменты и потребителей, и чиновников. Другой вопрос, что прогрессивная повестка достаточно быстро заканчивается. Рано или поздно монополист будет стараться заработать сверхприбыль на своем доминировании, в которое он вложил весьма существенные ресурсы. И тогда прогресс трансформируется в проблему.
Монополию не очень сложно создать. Но сложно ее ликвидировать или ввести в позитивный контекст. По этой траектории движется современный американский высокотехнологичный сектор. Захватившие информационное пространство транснациональные корпорации уже откровенно раздражают правительство в Берлине, Париже и даже в Вашингтоне. Но подрезать крылья Google, Apple и другим достаточно сложно. Кем их заменить на рынке? Какие структуры реально способны заместить сервисы, к которым уже привыкло общество и на основе которых выстроилась инфраструктура бесконечного перечня услуг и бизнеса?
Ключевая проблема в том, что крупные игроки (в том числе и при самоустранении государства) держат в своих руках базис всей информационной инфраструктуры: массивы больших данных по различным аспектам. И если программный код создать достаточно дорого, но не является проблемой, то сформировать Big Data — самая серьезная проблема. Причем сделать с нуля это намного проще, чем при наличии монополии или олигополии.
Пожалуй, самый эффективный инструмент — это формирование государственной, общественной цифровой повестки вместе с развитием общедоступной базовой цифровой инфраструктуры. Опять же совершенно не обязательно и вредно лезть в детали. Но в фундаментальных, базисных вопросах необходимо наличие общедоступной инфраструктуры. Кстати, не обязательно бесплатной, но без элементов дискриминации. В общем и целом Беларусь идет по этому пути, в том числе и благодаря тому факту, что ряд фундаментальных баз данных формируются в госструктурах и государственных же инфраструктурных унитарных предприятиях. И эти базы могут служить (и служат) основой для конкурентного создания электронных сервисов.