Глава МАРТ Алексей Богданов — о громких антимонопольных расследованиях и компетенциях специалистов
24.08.2023 08:10:00
Мария ДРУК
Ее называют настоящим двигателем торговли. А еще — одним из действенных факторов сдерживания цен. Все это о конкуренции. Хорошо ли она развита в Беларуси, если резонансных антимонопольных расследований становится все больше? Нарушения в каких сферах выявляют чаще всего? Хватает ли компетенции и возможностей у специалистов для сбора доказательной базы? Ответы на эти и другие вопросы накануне семилетия со дня образования нового ведомства — Министерства антимонопольного регулирования и торговли — «Р» искала в беседе с его руководителем Алексеем Богдановым.
Честность — превыше всего
— Алексей Игоревич, помимо регулирования торговой сферы, МАРТ отвечает еще и за развитие конкуренции и антимонопольный контроль. На ваш взгляд, растет ли уровень ответственности у бизнеса, особенно на фоне завершенных громких расследований последних лет?— Функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства игроками рынка и госорганами, выявлению нарушений и их пресечению, содействию развитию конкуренции на товарных рынках появились у МАРТ относительно недавно — в начале сентября будет семь лет. Понадобилось время, чтобы войти в колею, наработать опыт в расследованиях сложных дел. И на этом фоне мы заметили, что растет доверие к нам как к регулятору со стороны бизнеса: число обращений за разъяснениями и с жалобами на конкурентов ежегодно растет. При этом во время колебаний в экономике увеличивается число хитрецов, которые пытаются воспользоваться ситуацией и под шумок обойти закон. Одновременно осмотрительнее становятся те, кто ведет дело добросовестно, — предпочитают лишний раз проконсультироваться с экспертами регулятора. Мы это видим по своей статистике. Так, в прошлом году МАРТ рассмотрел 310 обращений в сфере антимонопольного регулирования, в том числе по вопросам разъяснения законодательства. А в первом полугодии 2023-го уже 194, в том числе 125 — о разъяснении антимонопольного законодательства, 69 — о его нарушении. При этом в прошлом году антимонопольные расследования мы вели по 62 делам. В восьми случаях были установлены нарушения. Кроме того, направлено 27 предписаний организациям для прекращения ими совершаемого нарушения, восстановления положения в сфере. За первые полгода 2023-го рассмотрено уже 81 дело, установлено девять нарушений. Кроме того, за нарушение антимонопольного законодательства министерством вынесено 20 предписаний.
Нам есть чем гордиться: некоторые виды нарушений доказать в принципе трудно, но нам удалось — впервые в практике. Следовательно, бизнес получил сигнал: лучше не нарушать, потому что даже в запутанных делах мы разбираемся все быстрее. А значит, честная конкуренция на рынке будет обязательно восстановлена.
Дела года
— На каких рынках в текущем году удалось это сделать?— Расскажу о наиболее интересных антимонопольных делах, рассмотренных в 2023-м. Одно из них — о доменных именах. Несколько субъектов одновременно и до одинакового уровня повысили тарифы на услуги по регистрации доменных имен в национальной зоне — МАРТ усмотрел в этом антиконкурентные согласованные действия. Такое решение, к слову, принято нами впервые. Это связано в том числе со сложностью доказывания подобных дел. Прямые доказательства, как правило, отсутствуют, необходим кропотливый сбор и сопоставление совокупности косвенных «улик». Этот случай несет большую практическую ценность: мы сформировали стандарты доказывания и подтвердили, что синхронные и одномоментные действия конкурентов по повышению цен на фоне отсутствия объективных на это причин негативно влияют на конкуренцию. Нарушители обжаловали решение в Верховном Суде, но тот поддержал законность и обоснованность.
Еще одно дело наверняка будет знакомо телезрителям. Так, в эфире одного из телеканалов и на YouTube была размещена реклама крупного онлайн-гипермаркета, в которой сообщалось, что цены в нем «в среднем на 30 процентов ниже, чем у конкурентов». А также, что его «выбирают все». Звучит уже спорно. Во время антимонопольного расследования мы установили, что приводимые в рекламе утверждения о преимуществах интернет-магазина, в том числе в части уровня цен, невозможно объективно проверить. В результате некорректное сравнение онлайн-гипермаркета с торговыми сетями конкурентов в свою пользу признано недобросовестной конкуренцией. Компания получила предписание о необходимости размещения на своем сайте опровержения. Точка в деле не поставлена: это решение обжаловано, судебное разбирательство еще не завершено.
Во время еще одного расследования наши специалисты выявили факт распространения листовок о сравнении эффекта и стоимости производимого предприятием лекарственного средства с препаратом его конкурента. Анализ содержания листовок показал, что приведенное в них сравнение некорректно. В частности, указанные преимущества не были подтверждены сведениями о конкретных экспериментах и другими объективными доказательствами. В результате МАРТ установил факт недобросовестной конкуренции. Кроме того, нарушителю выдали предписание о том, что необходимо направить письма с опровержением ранее разосланной недостоверной информацией. Он исполнил это требование в полном объеме.
Ограничения конкуренции случаются и в госзакупках. Например, организация при закупке приточно-вытяжных установок ограничила круг предложений вариантами только от производителей. Хотя поставить его могли и официальные представители выпускающих оборудование компаний. В этом деле мы установили факт несоблюдения антимонопольных требований к закупкам путем создания преимущественных условий для участников-производителей. Наша практика по такой категории дел направлена на недопущение необоснованного сокращения числа поставщиков, так как их количество непосредственно влияет на размер конечной цены товара, сформированной на торгах.
Заметная часть дел также касается использования товарных знаков. Параллельно мы стремимся оперативно устранять нарушения антимонопольного законодательства, совершаемые как республиканскими, так и местными органами власти. В первую очередь прибегаем к инструментам мягкого права — предупреждениям и предостережениям.
КГК и коллеги в помощь
— Хватает ли у МАРТ компетенций для проведения антимонопольных расследований?— Сейчас — да. Потому что на этом поле мы не одни. Так, зачастую во время расследований мы запрашиваем позицию органов-регуляторов в разных областях. Это позволяет сделать верные выводы по отдельным узкопрофильным вопросам, которые играют роль для принимаемого решения. Кроме того, нередки случаи проведения антимонопольных расследований на основании совокупности доказательств, представленных нам органами КГК. То, что наши решения в подавляющем большинстве случаев объективны, подтверждают и положительные результаты их проверки Верховным Судом.
Для соцнужд — по выгодным ценам
— Ранее вы упомянули о нарушениях в госзакупках. Но и без нарушений итог торгов в них чувствителен для бюджета социальной сферы и госбюджета в целом — сумма сделок составляет около 7,7 процента ВВП. Сейчас как раз готовятся изменения в закон о госзакупках, призванные увеличить конкуренцию, — что предлагается изменить?
— В первую очередь мы хотим упростить процедуры госзакупок, повысить эффективность расходования бюджетных средств, в том числе через минимизацию злоупотреблений и посредничества. На последнее направлен ряд предлагаемых норм. Так, вместо ориентировочной стоимости предмета госзакупки необходимо будет использовать предельную стоимость. Сегодня подобный принцип реализован только в электронном аукционе, где торги начинаются с цены, указанной заказчиком, и идут вниз — на понижение. Проект изменений в закон о госзакупках распространит это правило на иные виды процедур. В результате участники не смогут завысить цену и предложить больше, чем определит заказчик.
Честная конкуренция способствует формированию справедливых цен.
Помимо этого, хотим упростить проведение процедуры закупки из одного источника и перевести ее в электронный формат. Сейчас на долю таких процедур приходится более 60 процентов закупок. Возникают вопросы к их конкурентности и размеру сэкономленных средств. Если закупка из одного источника происходит на бумаге, по сути, о ней узнают только тогда, когда она завершена. Так что пока этот вид процедуры не будет переведен в цифру, участников больше не станет. Больше предложений — выше вероятность совершить оптимальную сделку. В свою очередь заказчикам не понадобится больше рассылать массу приглашений потенциальным поставщикам, пытаться с кем-то договориться. Это высвободит руки специалистов, которые сегодня во многом загружены оформлением таких, казалось бы, простых и мелких процедур. К тому же это тренд на Евразийском экономическом пространстве, с которым мы стараемся синхронизироваться.
Среди других норм законопроекта — сокращение сроков осуществления госзакупок за счет исключения обязанности проведения повторной конкурентной процедуры закупки, если первая процедура не состоялась. В такой ситуации можно будет сразу перейти к процедуре закупки из одного источника без согласования с кем-либо. Также законопроект предоставляет право заключения долгосрочных договоров — на срок более года — по ряду товаров, работ, услуг. В том числе коммунальных, банковских, услуг по комплексному техобслуживанию инженерных сетей и оборудования, лекарственных средств и медизделий, договоров аренды и др. Это те товары, работы и услуги, которые необходимы на постоянной основе и перебои в приобретении которых недопустимы. Кроме того, у заказчиков появится право продлевать на два месяца очередного календарного года без проведения процедур договоры на закупку товаров ежедневной и еженедельной потребности. Ожидаем, что к концу года изменения будут приняты. В результате проведение госзакупок упростится, а уровень конкуренции вырастет. Это будет способствовать оперативному и эффективному расходованию бюджетных средств.
С августа 2018-го у МАРТ появились новые механизмы превентивного реагирования на возможные нарушения антимонопольного законодательства — предостережение и предупреждение. Это позволяет оперативно устранять нарушения антимонопольного законодательства без применения штрафных санкций и длительной процедуры расследования.
Предостережение выдается должностному лицу юрлица (в том числе госоргана) для недопущения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Например, после публичного заявления о планируемом поведении на товарном рынке, если это может привести к нарушению антимонопольного законодательства. Или озвучивании, размещении иной информации о планируемых таким лицом действиях (бездействии), которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.
Предупреждение выдается на стадии рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства юрлицу для оперативного добровольного устранения уже имеющихся ограничений конкуренции при наличии признаков отдельных злоупотреблений доминирующим положением и в случае совершения госорганами антиконкурентных действий (бездействия), издания антиконкурентных актов. Предупреждение должно быть в обязательном порядке рассмотрено адресатом, после чего он обязан сообщить в МАРТ о выполнении либо невыполнении требований регулятора. Выполнил — рассмотрение дела прекращается. Не выполнил и письменно изложил доводы несогласия — позицию учтут при проведении расследования.
КСТАТИ
По результатам всех проведенных в первом полугодии антимонопольных расследований составлено и направлено в суд восемь протоколов об административных правонарушениях в сфере антимонопольного регулирования. А сумма штрафных санкций составила 32,9 тысячи рублей. Для сравнения: в 2022 году было составлено и направлено в суд десять протоколов об административных правонарушениях в сфере антимонопольного регулирования, а сумма штрафных санкций составила 41,92 тысячи рублей.
druk@sb.by