Изобретенная в конце XVIII века французскими энциклопедистами знаменитая формула «равенства и братства» независимо от цвета кожи, национальности, вероисповедания, политических воззрений и других характеристик, особенностей личности оказалась очень живучей благодаря своей романтичной утопичности и по большому счету универсальности. Вроде бы любить ближних предписывают почти все религии. Правда, иной раз есть и отступления по поводу заблудших. Равноправие своих подданных декларировали на протяжении тысячелетней цивилизации многие правительства, в том числе и рабовладельческие. Кстати, некоторые известные личности времен Великой французской революции, проповедуя гражданские добродетели, относились к рабству в колониях весьма сдержанно, рассматривая его как культурную перековку других народов.
Поэтому равноправие — категория весьма растяжимая. И концепцию инклюзивности и терпимости в нашем веке нередко используют в политических целях. Собственно говоря, инклюзивность по-американски была попыткой систематизировать некий набор ценностей, чтобы потом его экспортировать. В определенной степени внедрение стандартов инклюзивности в корпоративную культуру и управление являлось своеобразным инструментом повышения конкурентоспособности своих компаний. Как известно, те предприниматели, которые разрабатывают стандарты, за счет этого поддерживают свое лидерство на рынке.
Социальная ответственность, экологическая обеспокоенность и многие другие нематериальные стандарты нередко являлись своеобразным барьером для стран третьего мира на рынки развитых государств. К этому процессу иной раз активно подключали Международную организацию труда. Помните, сколько было претензий к некоторым нашим крупным предприятиям по линии соблюдения прав работников? Причины «наезда» являлись чисто политическими, но через корпоративную социальную ответственность ситуацию пытались преподнести в ином свете.
Толерантность стала следующим достаточно мощным рычагом, через который западники могли весьма значительно влиять на рынки. На любую корпорацию из любой части света можно было повлиять через обвинения в несоблюдении принципов терпимости и невыполнении тех или иных параметров, придуманных американцами. Самое интересное, что они в другой культурной, ментальной среде нередко совершенно нереализуемы.
Взять хотя бы Беларусь. Помню, еще до пандемии рой общественных организаций озаботился борьбой с гендерным неравенством. Проблема была в том, что женщин у нас никто и не притесняет. Скорее наоборот: законодательство матерям (а тем более в неполных семьях) дает весьма широкие льготы на рабочем месте. По количеству женщин — руководителей и парламентариев мы занимаем первые места в мире. По этому показателю Беларусь уже не может показать положительную динамику по объективным причинам. Все мыслимые и немыслимые планки допуска женщин к вершинам карьеры у нас уже достигнуты.
Действительно, слабый пол в среднем зарабатывает несколько меньше, чем мужчины. Но разница далеко не фатальна. Другой вопрос: свидетельствует ли это о дискриминации? Нет. Просто в нашей стране другая ментальность. Были исследования, которые демонстрировали: до возраста вступления в брак и рождения детей девушки и парни зарабатывают одинаково. А в семейной жизни не женщины начинают меньше зарабатывать, а мужчины – больше. Семья заставляет сконцентрироваться на работе и обеспечении благополучия ячейки общества.
Нет у нас и национальной розни, расизма. Хотя для американцев это огромная проблема. Толерантность внедряли в корпорации очень активно. Как и в официальную идеологию. И результат получили отрицательный. И если это не признано на правительственном уровне, то сей факт констатировали предприниматели.
Штука в том, что толерантность, активная борьба за права разнообразных меньшинств (гендерных, национальных, расовых и так далее) вносит разлад в общество. Фактически политика терпимости в западном формате предполагает засилье этих самых меньшинств. Сколько было судов в тех же США, когда на крупные корпорации подавали в суд поставщики, сотрудники и все кому не лень с обвинениями, что им не дали контракт, не повысили в должности или не сделали какую-то скидку из-за низкой толерантности. И правосудие иной раз к этому прислушивается. И выносит весьма странные решения: что какой-то процент контрагентов у корпорации должен быть с компаниями, владельцы которых являются, скажем, чернокожими. А в совете директоров и других органов корпоративного управления появляются квоты на трансгендеров. Но на выполнение стандартов равенства уже нетрадиционной ориентации людей будет не хватать. Не говоря уже о том, что далеко не всегда эти люди обладают нужной квалификацией.
Собственно говоря, толерантность уже добрых чуть ли не полвека является одним из столпов знаменитых прав человека, которыми козыряют западные страны на международной арене. Но бунт возник на родине концепции тотальной терпимости. По крайней мере, крупные корпорации начинают уже сворачивать надуманные программы. И уже не согласны нести дополнительные издержки на эти цели. Значит, терпимость на Западе закончилась?
volchkov@sb.by