В БГУИР открылся первый в стране музей ретрокомпьютеров
20.04.2018 10:18:32
Диана ШЕСТАКЕВИЧ
На прошлой неделе в Минском радиотехническом колледже открылся музей ретрокомпьютеров BYTESPACE, где каждый желающий может поиграть на прадедушке современного MacBook и попрограммировать на компьютерах, сделанных в конце 1980-х в СССР.
Первым компьютером Александра Александрова был «Байт» производства Брестского электромеханического завода. Эта модель ему особенно дорога: с ее помощью он учился читать, а когда стал постарше – постигал азы программирования. Собирать коллекцию ретротехники Александр начал в 12 лет, когда от друга отца ему досталось несколько уникальных экземпляров. Во времена студенчества увлечение однокурсника по БГУИР подхватили Виктор Козуб и Татьяна Нарубина, которые решили создать первый в стране музей ретрокомпьютеров. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники поддержал инициативу и выделил просторный кабинет в корпусе своего филиала – Минского радиотехнического колледжа.
К моменту открытия в BYTESPACE из брестского загашника Александра переехала техника, которая хранилась дома у родителей и занимала все свободное место:
– Антресоли, шкафы и комоды были забиты платами, мониторами и другими запчастями. Хотел перенести часть в сарай, но передумал: хранить компьютеры при высокой влажности – это кощунство.
В музее более 500 уникальных экспонатов: первые модели ноутбуков, беспроводная клавиатура конца 1990-х, которая подключается через инфракрасный порт, компьютеры, на аналогах которых создавались спецэффекты к знаменитым блокбастерам «Терминатор» и «Робокоп». Самый ценный предмет в коллекции – ЭВМ 1989 года. Татьяна Нарубина познакомила с судьбой раритета:
– Он появился у нас случайно. Сотрудники Академии наук хотели его утилизировать, но узнали о нашем музее и предложили забрать. Этот гигант весит около тонны, и транспортировать его очень сложно. Внутри агрегата – бобины с лентами для записи информации, вместо привычных теперь жестких дисков на терабайты здесь установлено пять винчестеров по 2,5 мегабайта. ЭВМ в рабочем состоянии, при желании на ней можно даже майнить биткоины. Заводим ее редко, она очень шумная и потребляет много электроэнергии.
В музее организована большая игровая зона с тетрисами, консолями, а те, кто помнит Марио и Соника, могут поуправлять любимыми героями на приставке «Сега». Попасть на бесплатную экскурсию в BYTESPACE могут все желающие, для этого достаточно оставить заявку на сайте музея или в группе в социальной сети.
lavrinovich@sb.by
Первым компьютером Александра Александрова был «Байт» производства Брестского электромеханического завода. Эта модель ему особенно дорога: с ее помощью он учился читать, а когда стал постарше – постигал азы программирования. Собирать коллекцию ретротехники Александр начал в 12 лет, когда от друга отца ему досталось несколько уникальных экземпляров. Во времена студенчества увлечение однокурсника по БГУИР подхватили Виктор Козуб и Татьяна Нарубина, которые решили создать первый в стране музей ретрокомпьютеров. Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники поддержал инициативу и выделил просторный кабинет в корпусе своего филиала – Минского радиотехнического колледжа.
К моменту открытия в BYTESPACE из брестского загашника Александра переехала техника, которая хранилась дома у родителей и занимала все свободное место:
– Антресоли, шкафы и комоды были забиты платами, мониторами и другими запчастями. Хотел перенести часть в сарай, но передумал: хранить компьютеры при высокой влажности – это кощунство.
В музее более 500 уникальных экспонатов: первые модели ноутбуков, беспроводная клавиатура конца 1990-х, которая подключается через инфракрасный порт, компьютеры, на аналогах которых создавались спецэффекты к знаменитым блокбастерам «Терминатор» и «Робокоп». Самый ценный предмет в коллекции – ЭВМ 1989 года. Татьяна Нарубина познакомила с судьбой раритета:
– Он появился у нас случайно. Сотрудники Академии наук хотели его утилизировать, но узнали о нашем музее и предложили забрать. Этот гигант весит около тонны, и транспортировать его очень сложно. Внутри агрегата – бобины с лентами для записи информации, вместо привычных теперь жестких дисков на терабайты здесь установлено пять винчестеров по 2,5 мегабайта. ЭВМ в рабочем состоянии, при желании на ней можно даже майнить биткоины. Заводим ее редко, она очень шумная и потребляет много электроэнергии.
В музее организована большая игровая зона с тетрисами, консолями, а те, кто помнит Марио и Соника, могут поуправлять любимыми героями на приставке «Сега». Попасть на бесплатную экскурсию в BYTESPACE могут все желающие, для этого достаточно оставить заявку на сайте музея или в группе в социальной сети.
lavrinovich@sb.by