Как на «Гомсельмаше» создавали первый в мире газовый зерноуборочный комбайн
14.12.2018 00:05:36
Виолетта ДРАЛЮК
Первый в мире газовый зерноуборочный комбайн создан на «Гомсельмаше». Эта новость в нынешнем году облетела мировые специализированные издания, радикально изменив взгляды на экологичность и экономичность аграрной техники. То, что до сих пор считалось невозможным, в Гомеле взяли и сделали. Причем патронировать амбициозный проект доверили 29–летнему ведущему инженеру–конструктору научно–технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Глебу Ермольчику, который, собственно, и подал инновационную идею.
Мне чудом удается вклиниться в расписание его рабочей недели. Застаю Глеба Ермольчика после командировки из Минска и до командировки в Москву.
— Все из–за газомоторного комбайна мотаетесь?
Глеб смеется:
— Есть такое дело. В Минске — по рабочим вопросам. В Москве — бизнес–инкубатор молодежных организаций Беларуси и России, где представляю этот проект. В своей разработке мы пока первые и единственные в мире. Поэтому надо активно продвигать машину. Она того стоит.
Не теряя времени, в ускоренном темпе двигаемся по цехам НТЦК. Глеб здесь как рыба в воде. На «Гомсельмаше» уже седьмой год. Пришел после окончания магистратуры Белорусского государственного университета транспорта, получив специальность «Инженер–механик путевых машин». Мне немного странно, что выбор пал на комбайностроение, когда изучались науки стальных магистралей. Но собеседник горячо со мной не соглашается:
— Во–первых, я инженер. Во–вторых, прежде чем включиться в работу, прошел практику на заводе и курсы производственной адаптации. Здесь проблем не было. На самом деле «Гомсельмаш» — это очень интересное предприятие. Даже сложно найти в Беларуси такого масштаба завод, где практически все производят самостоятельно. На постсоветском пространстве конструкторское бюро «Гомсельмаша» считается наиболее фундаментальным. У нас можно воплотить практически любые идеи. Главное, что предприятие в этих идеях заинтересовано.
Ровно так в 2016 году молодым кадрам предложили подумать над инновационными проектами. Ермольчик и вынес идею газового комбайна на суд научно–технического совета:
— Переход на газовое топливо — мировая тенденция последнего времени, — объясняет мне Глеб прописные истины рынка. — Изучалась тема и по комбайнам. Ученые и практики искали возможность создания подобной машины. Куча статей в прошлом была написана о том, что комбайн на газомоторном топливе сделать нельзя. Неразрешимым оказался вопрос, как разместить на машине баллоны с нужным объемом газа, чтобы техника полноценно работала. Со стальными баллонами, которые в основном используются на постсоветском пространстве, это было нереально. Машина сразу утяжелялась на 8 тонн.
— Понятно, вас это не остановило. И не страшно было, что завернут проект или не получится?
— Если было бы можно, эту тему сделали бы до меня. Но тогда не имели такого оборудования, современных возможностей. А страха? Нет, не было. Любая идея — это риск. Не рискнешь — не поймешь. У нас была цель — не создать машину, а провести научно–исследовательскую работу о возможности применения газа на сельхозмашинах. За основу взяли надежный и проверенный комбайн «Палессе GS1218». Научно–технический совет поддержал начинание. Поддержал тему и Гомельский облисполком, когда мы подали заявку на финансирование из инновационного фонда. Тогда все завертелось. В проект включились специалисты наших отделов. В декабре 2016 года мы выдали конструкторскую документацию на завод, и уже в мае 2017 года первый образец был собран.
— Когда мы обращались в зарубежные компании по поставке нужного нам оборудования, то наталкивались, мягко говоря, на большое удивление. Например, комбайновые двигатели, работающие на газу, как вы понимаете, не производят. Пришлось работать с производителями автобусного оборудования и адаптировать его под нашу машину. Та же история получилась с газовыми баллонами. Вновь пришлось обратиться к мировому опыту автобусостроения. Зарубежная компания по нашим чертежам разработала специальные секции углепластиковых баллонов, скомпоновав их в кассеты, что позволило обеспечить бесперебойную и безопасную работу машины на протяжении 8 — 10 часов.
Во время нынешней жатвы газовый комбайн прошел испытания на полях Гомельщины и Татарстана, где показал свои достоинства — экономичность и экологичность. Сейчас полным ходом движется разработка конструкторской документации на организацию серийного производства. По поручению Главы государства в будущем году пилотный проект по испытанию газовых комбайнов пройдет на территории Гомельской области. К машинам нового типа есть интерес российских регионов, откуда уже поступили заказы. Глеб Ермольчик обо всем этом рассказывает — и глаза горят. Сразу видно, живет человек своим делом и гордится предприятием, на котором работает.
КСТАТИ
Глеб Ермольчик с проектом газового комбайна участвует в отборочных турах республиканского конкурса «100 идей для Беларуси».
draluk@sb.by
Глеб Ермольчик уверен: на «Гомсельмаше» можно реализовать любую идею.
Мне чудом удается вклиниться в расписание его рабочей недели. Застаю Глеба Ермольчика после командировки из Минска и до командировки в Москву.
— Все из–за газомоторного комбайна мотаетесь?
Глеб смеется:
— Есть такое дело. В Минске — по рабочим вопросам. В Москве — бизнес–инкубатор молодежных организаций Беларуси и России, где представляю этот проект. В своей разработке мы пока первые и единственные в мире. Поэтому надо активно продвигать машину. Она того стоит.
— Во–первых, я инженер. Во–вторых, прежде чем включиться в работу, прошел практику на заводе и курсы производственной адаптации. Здесь проблем не было. На самом деле «Гомсельмаш» — это очень интересное предприятие. Даже сложно найти в Беларуси такого масштаба завод, где практически все производят самостоятельно. На постсоветском пространстве конструкторское бюро «Гомсельмаша» считается наиболее фундаментальным. У нас можно воплотить практически любые идеи. Главное, что предприятие в этих идеях заинтересовано.
Ровно так в 2016 году молодым кадрам предложили подумать над инновационными проектами. Ермольчик и вынес идею газового комбайна на суд научно–технического совета:
— Переход на газовое топливо — мировая тенденция последнего времени, — объясняет мне Глеб прописные истины рынка. — Изучалась тема и по комбайнам. Ученые и практики искали возможность создания подобной машины. Куча статей в прошлом была написана о том, что комбайн на газомоторном топливе сделать нельзя. Неразрешимым оказался вопрос, как разместить на машине баллоны с нужным объемом газа, чтобы техника полноценно работала. Со стальными баллонами, которые в основном используются на постсоветском пространстве, это было нереально. Машина сразу утяжелялась на 8 тонн.
Воплотить в реальность амбициозный проект помогла командная работа.
— Понятно, вас это не остановило. И не страшно было, что завернут проект или не получится?
— Если было бы можно, эту тему сделали бы до меня. Но тогда не имели такого оборудования, современных возможностей. А страха? Нет, не было. Любая идея — это риск. Не рискнешь — не поймешь. У нас была цель — не создать машину, а провести научно–исследовательскую работу о возможности применения газа на сельхозмашинах. За основу взяли надежный и проверенный комбайн «Палессе GS1218». Научно–технический совет поддержал начинание. Поддержал тему и Гомельский облисполком, когда мы подали заявку на финансирование из инновационного фонда. Тогда все завертелось. В проект включились специалисты наших отделов. В декабре 2016 года мы выдали конструкторскую документацию на завод, и уже в мае 2017 года первый образец был собран.
По результатам полевых испытаний газового комбайна использование метана практически в 3 раза уменьшило выбросы токсичных веществ и сократило расходы на топливо на 30 — 40 процентов.Глеб сбавляет скорость. Распахивает ворота цеха. Вот и наделавший фурор «Палессе GS4118К». Поблескивает дутыми, как у иномарки, боками. Внешне от своего прототипа «Палессе GS1218» мало отличается. Но если заглянуть внутрь... Глеб теперь с легкостью вспоминает о том, что было самым трудным на пути к образцу:
— Когда мы обращались в зарубежные компании по поставке нужного нам оборудования, то наталкивались, мягко говоря, на большое удивление. Например, комбайновые двигатели, работающие на газу, как вы понимаете, не производят. Пришлось работать с производителями автобусного оборудования и адаптировать его под нашу машину. Та же история получилась с газовыми баллонами. Вновь пришлось обратиться к мировому опыту автобусостроения. Зарубежная компания по нашим чертежам разработала специальные секции углепластиковых баллонов, скомпоновав их в кассеты, что позволило обеспечить бесперебойную и безопасную работу машины на протяжении 8 — 10 часов.
Во время нынешней жатвы газовый комбайн прошел испытания на полях Гомельщины и Татарстана, где показал свои достоинства — экономичность и экологичность. Сейчас полным ходом движется разработка конструкторской документации на организацию серийного производства. По поручению Главы государства в будущем году пилотный проект по испытанию газовых комбайнов пройдет на территории Гомельской области. К машинам нового типа есть интерес российских регионов, откуда уже поступили заказы. Глеб Ермольчик обо всем этом рассказывает — и глаза горят. Сразу видно, живет человек своим делом и гордится предприятием, на котором работает.
КСТАТИ
Глеб Ермольчик с проектом газового комбайна участвует в отборочных турах республиканского конкурса «100 идей для Беларуси».
draluk@sb.by