Хакатоны в БГУИР помогают студентам эффективно интегрироваться во внешнюю среду
28.11.2022 08:21:00
Татьяна СЕМЕНКОВА
Хакатоны в БГУИР помогают студентам эффективно интегрироваться во внешнюю среду, научиться взаимодействовать с работодателями
Виртуальная среда, как никакая другая, позволяет создать вокруг себя комфортную социальную среду. Однако реальная жизнь устроена более витиевато. И даже если трудишься в IT-сфере, то приходится отрываться от экрана и общаться с коллегами, партнерами, начальством и заказчиками. Хакатон — один из инструментов, которые позволяют погрузить студентов в атмосферу, приближенную к деловой. Им нужно не просто решить ту или иную задачу, но и доступно, понятно оформить идею, донести ее суть до жюри. В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники используют эту форму для подготовки студентов к реальной социальной и профессиональной активности.
Хакатоны дают возможность студентам продемонстрировать свои навыки, знания и умения потенциальным работодателям.
Во время хакатонов ребята получают навыки работы в команде. Для программиста это очень важно, так как реализовать серьезный проект в одиночку невозможно. Стандартный учебный процесс больше ориентирован на индивидуальную работу. Лабораторные, контрольные, курсовые студенты пишут самостоятельно. В хакатоне же участвует команда из 6—8 человек.
— Команду собрали быстро, придумали ключевую идею проекта, распределили зоны ответственности, — делится впечатлениями об участии в хакатоне Арина Корнилова, студентка третьего курса инженерно-экономического факультета БГУИР. — Мы разрабатывали интеллектуальную систему обеспечения пожарной безопасности. Трудились над проектом две недели и глубоко погрузились в проблематику: анализировали рынок различных систем безопасности, их функционал, старались сделать нашу концепцию конкурентоспособной. Кроме разработки, необходимо было подготовить презентацию, сделать проект здания. Чтобы визуализировать наше выступление, использовали конструктор «Лего». Получили большой опыт как работы в команде, так и решения задачи в полном объеме.
Некоторые проекты, которые участвовали в хакатоне, потом трансформируются в стартапы. Например, одна из команд разработала социальную сеть для настольных игр.
Арина Корнилова с однокурсником Даниилом Янцевичем для хакатона выбрали тему, предложенную Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук: «Мониторинг сложных технологических объектов, определение возгораний, задымлений». Ребята разработали программное обеспечение с применением технологий искусственного интеллекта, которое позволяет анализировать изображения с камер видеонаблюдения и фиксировать возгорание, задымление.
— В будущем хотим нашу систему дополнить функционалом контроля доступа, возможностью анализировать и сигнализировать о нештатных движениях на объектах, — говорит Арина Корнилова. По ее словам, такая система безопасности является более экономически выгодной и эффективной. И ребята планируют не бросать свой проект, а продолжить и дальше углублять разработку.
Помимо этого, две команды университета подали свои проекты на акселерационные программы для грантов. Одна разработала аппаратный комплекс для верификации и прослеживаемости продукции сельского хозяйства. Вторая — систему мониторинга объектов, которая оценивает загруженность помещений, трафик, другие параметры, анализирует их с точки зрения безопасности, способна «вычислить» внештатные ситуации, сигнализировать об этом. Возможно, в будущем эти разработки получат финансирование.
Также Наталья Лапицкая уверяет, что интересные проекты не остаются без внимания, даже если они не получили призовых мест. Определить лидера всегда непросто: точка зрения члена жюри тесно связана с его производственными интересами.
— Например, представитель научной среды не рассматривает коммерческую составляющую. А для представителя реального сектора важно не исследовательское, а практико-ориентированное значение разработки, — говорит она. — Лидерами последнего хакатона стали проекты, связанные с рациональным земледелием. А ребята, активно занимавшиеся обработкой данных дистанционного зондирования Земли в интересах экологии, не смогли набрать значительного количества баллов у членов жюри, отчасти из-за акцентов, расставленных при презентации проекта. Однако и этих ребят менторы и заинтересовавшиеся члены жюри не обошли вниманием. Им предоставили возможность рассказать о своем проекте участникам VIII Белорусского космического конгресса. Хакатон еще раз подтвердил, что каждую организацию интересуют молодые кадры.
semenkova@sb.by
Виртуальная среда, как никакая другая, позволяет создать вокруг себя комфортную социальную среду. Однако реальная жизнь устроена более витиевато. И даже если трудишься в IT-сфере, то приходится отрываться от экрана и общаться с коллегами, партнерами, начальством и заказчиками. Хакатон — один из инструментов, которые позволяют погрузить студентов в атмосферу, приближенную к деловой. Им нужно не просто решить ту или иную задачу, но и доступно, понятно оформить идею, донести ее суть до жюри. В Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники используют эту форму для подготовки студентов к реальной социальной и профессиональной активности.
Хакатоны дают возможность студентам продемонстрировать свои навыки, знания и умения потенциальным работодателям.
Оригинальность и прагматичность
Серия хакатонов под общей тематикой «Цифровые двойники» началась с инициативы соискателя кафедры программного обеспечения информационных технологий Дмитрия Коневцева, для которого эта тема представляет еще и научный интерес. Задания разрабатываются организаторами исходя из реальной практики. Однако каждая команда может предложить и свою идею, которая должна быть не просто интересной, но и прагматичной. Жюри оценивает не только оригинальность идеи, но и ценность ее практического воплощения.Во время хакатонов ребята получают навыки работы в команде. Для программиста это очень важно, так как реализовать серьезный проект в одиночку невозможно. Стандартный учебный процесс больше ориентирован на индивидуальную работу. Лабораторные, контрольные, курсовые студенты пишут самостоятельно. В хакатоне же участвует команда из 6—8 человек.
— Команду собрали быстро, придумали ключевую идею проекта, распределили зоны ответственности, — делится впечатлениями об участии в хакатоне Арина Корнилова, студентка третьего курса инженерно-экономического факультета БГУИР. — Мы разрабатывали интеллектуальную систему обеспечения пожарной безопасности. Трудились над проектом две недели и глубоко погрузились в проблематику: анализировали рынок различных систем безопасности, их функционал, старались сделать нашу концепцию конкурентоспособной. Кроме разработки, необходимо было подготовить презентацию, сделать проект здания. Чтобы визуализировать наше выступление, использовали конструктор «Лего». Получили большой опыт как работы в команде, так и решения задачи в полном объеме.
Некоторые проекты, которые участвовали в хакатоне, потом трансформируются в стартапы. Например, одна из команд разработала социальную сеть для настольных игр.
Рабочий старт
Хакатоны выполняют и еще одну функцию. Они дают возможность студентам продемонстрировать свои навыки, знания и умения потенциальным работодателям. Порой они предлагают ребятам задачи, связанные с тематикой своих компаний. Например, на последнем хакатоне нужно было разработать информационную систему, которая мониторила бы всхожесть посевов кукурузы. Две команды справились с этим заданием: компания «Технология земледелия» зачислила в штат 12 ребят.Арина Корнилова с однокурсником Даниилом Янцевичем для хакатона выбрали тему, предложенную Объединенным институтом проблем информатики Национальной академии наук: «Мониторинг сложных технологических объектов, определение возгораний, задымлений». Ребята разработали программное обеспечение с применением технологий искусственного интеллекта, которое позволяет анализировать изображения с камер видеонаблюдения и фиксировать возгорание, задымление.
— В будущем хотим нашу систему дополнить функционалом контроля доступа, возможностью анализировать и сигнализировать о нештатных движениях на объектах, — говорит Арина Корнилова. По ее словам, такая система безопасности является более экономически выгодной и эффективной. И ребята планируют не бросать свой проект, а продолжить и дальше углублять разработку.
Помимо этого, две команды университета подали свои проекты на акселерационные программы для грантов. Одна разработала аппаратный комплекс для верификации и прослеживаемости продукции сельского хозяйства. Вторая — систему мониторинга объектов, которая оценивает загруженность помещений, трафик, другие параметры, анализирует их с точки зрения безопасности, способна «вычислить» внештатные ситуации, сигнализировать об этом. Возможно, в будущем эти разработки получат финансирование.
Молодые кадры
По мнению заведующей кафедрой программного обеспечения информационных технологий БГУИР Натальи Лапицкой, хакатоны позволяют ярче проявиться интересам студентов, а также определиться с ролью в команде. Одни — хорошие исполнители, другие — новаторы.Также Наталья Лапицкая уверяет, что интересные проекты не остаются без внимания, даже если они не получили призовых мест. Определить лидера всегда непросто: точка зрения члена жюри тесно связана с его производственными интересами.
— Например, представитель научной среды не рассматривает коммерческую составляющую. А для представителя реального сектора важно не исследовательское, а практико-ориентированное значение разработки, — говорит она. — Лидерами последнего хакатона стали проекты, связанные с рациональным земледелием. А ребята, активно занимавшиеся обработкой данных дистанционного зондирования Земли в интересах экологии, не смогли набрать значительного количества баллов у членов жюри, отчасти из-за акцентов, расставленных при презентации проекта. Однако и этих ребят менторы и заинтересовавшиеся члены жюри не обошли вниманием. Им предоставили возможность рассказать о своем проекте участникам VIII Белорусского космического конгресса. Хакатон еще раз подтвердил, что каждую организацию интересуют молодые кадры.
semenkova@sb.by