Через позывные своей истории суверенная Беларусь мирно смотрит на столетия вперед
08.05.2020 09:47:51
Наталья ЧАСОВИТИНА
(Окончание. Начало в номере за 7 мая.)
При храмах-памятниках, посвященных каким-либо важным событиям церковной или государственной жизни, еще столетия назад экспонировали предметы, связанные с этими событиями — вещи князей, флаги, трофейные знамена, штандарты и ключи от городов, спасенные иконы… Чаще всего хранились собранные церковные реликвии. Поэтому меня очень поразил музей, созданный в Храме-памятнике в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Он еще не принимал экскурсантов, открытие планируется приурочить к 75-летию Великой Победы. Посчитала за честь одной из первых побывать в этом интереснейшем месте, посмотреть на уникальные экспонаты, пообщаться с руководством музея и его создателем и воплотителем, настоятелем Всехсвятского прихода протоиереем Федором Повным.
ЭКСПОЗИЦИЯ «Музея Памяти» в четырех залах по соседству с криптой. В них представлены предметы музейного значения и военной археологии, переданные коллекционерами, частными лицами, поисковиками 52-го батальона Министерства обороны и Могилевского военно-поискового клуба ВИККРУ, сотрудниками Института истории Национальной академии Беларуси.
Между криптой и храмом мне проще провести параллель. Но как родилась идея создать музей с такой тематикой и необычными экспозициями? Нечто подобное есть в Санкт-Петербурге: в храме-памятнике «Спас на водах», возведенном в память погибших во время русско-японской войны 1904—1905 годов, и в Казанском соборе, где находятся знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками. Больше не назову примеров. А для Беларуси это вообще уникальный и единственный в своем роде храм. На мой вопрос ответил отец Федор:
— Мы хотим показать, что белорусы никогда и ни с кем не воевали. Но посмотрите, сколько сражений прошло на ее территории. И мы всегда платили двойную цену. Такого музея нет нигде на постсоветском пространстве, это наш оригинальный проект. Идея его создания возникла не вдруг, она была запланирована давно. Но на момент открытия храма еще время не пришло, не созрело, как говорится. А когда это случилось, появились правильные люди, сподвижники и те, кто не только готов был разделить эту идею, но и профессионально подойти к ее реализации.
Меня интересовало, кто же наполнял содержимым этот музей? Ведь работа очень сложная, на нее уходят месяцы и годы. Руководитель «Музея Памяти» Анна Зайцева (на снимке) пояснила, это труд всего прихода на протяжении двух лет. Частично экспонаты комплектовала Академия наук:
— Музей маленький, всего 263 квадратных метра, но история, которая здесь прослеживается, начинается с битвы на Немиге (XI век) и заканчивается Афганистаном. Крестьянских восстаний нет, но все крупные войны здесь отражены. Удалось собрать около 150 оригинальных экспонатов, если считать коллекцию как один.
Директор Белорусского культурного центра духовного Возрождения Александр Гостев (на снимке) дополняет: музей не рассчитан на большие группы экскурсантов, не более десяти человек. Прийти сюда могут все желающие, платными будут лишь услуги экскурсовода.
ПЕРВЫЙ зал — «Память Отечества: Беларусь в войнах XI—XX столетий». Основное ядро — четыре диорамы-миниатюры со звуковым модулем, созданные по мотивам известных сражений: Грюнвальдская битва, эпизод сражения с наполеоновской армией за мельницу на опушке леса у деревни Фатово (бой под Салтановкой) с участием молодого князя Паскевича, газовая атака под Сморгонью, где было использовано оружие массового поражения, и освобождение Минска от немецко-фашистских захватчиков. Фигурки воинов в полном обмундировании, техника, лошади… Ратники, гусары и солдаты. Все это высокопрофессиональная художественная работа. Возле фигуры красноармейца в военной форме, выполненной в рост человека, мне на минуту показалось, что за стеклом стоит живой человек и наблюдает за нами.
Возле диорамы, посвященной 1410 году, на русском, белорусском языках и латыни можно услышать фрагмент звукового письма князя ВКЛ Ягайлы, адресованного супруге — королеве Анне, где идет речь о Грюнвальдской битве и первые победы над войском Ульриха фон Юнгингена. При просмотре диорамы экспозиции «Основные сражения времен Первой мировой войны на территории Беларуси. Газовая атака под Сморгонью» на белорусом языке звучат рассказ Михаила Зощенко «Двадцатое июля» и фрагмент повести участника боев на Беларуси Максима Горецкого «На империалистической войне». А освобождение Минска озвучивают Иван Мележ фрагментом романа «Мінскі напрамак» и Александр Твардовский стихотворением «Минское шоссе».
Звуковое сопровождение и живые голоса при просмотрах музейных экспозиций помогают намного глубже прочувствовать события. Я хорошо помню свои эмоции, когда в музее-усадьбе Льва Толстого в Ясной Поляне в одной из комнат услышала голос самого писателя, записанный в 1908 году на фонограф Эдисона. В моем личном архиве сохранились видео- и аудиозаписи свидетелей сожженных деревень Смолевичского района. Мы договорились с руководством музея, что я передам эти записи и, возможно, они тоже будут включены в звуковой модуль для освещения темы о проведении карательных операций.
Возле одной из экспозиций за стеклом увидела черные маленькие кругляшики с неровными краями. Оказывается, это пуговицы лацкана русского солдата Отечественной войны 1812 года, захороненного в крипте, их нашли рядом с останками. А возле останков воина Первой мировой лежали каска того времени и нательный крестик.
Второй зал музея посвящен священникам, воевавшим на фронтах, в партизанах и репрессированным в 1930-е годы. На одном из стендов 43 фамилии священнослужителей Минской епархии. Один из них — протоиерей Василий Копычко из деревни Одрижин Ивановского района, которого в отряде называли «партизанским попом». Среди экспонатов фотографии, документы, личные вещи и награды, переданные родственниками.
— «Наша память о каждом погибшем священна!» — название третьего зала, — рассказывает Анна Ивановна. — Его главная часть — «Стена памяти», разделенная на три смысловые зоны. «Родительский дом», где главной композицией стал прообраз матери Петра Куприянова, потерявшей пятерых сыновей. В окне дома в мультимедийной локации будет демонстрироваться видеохроника освобождения европейских стран советскими войсками. Инсталляция «Мы победили» представлена фрагментом колонны Рейхстага с памятными автографами белорусов и фотографиями периода 1945 года. Во фронтальной части — предметы, свидетели подвигов уроженцев Беларуси и солдат, погибших на нашей территории. Земля с их могил находится в капсулах крипты. Кстати, здесь можно найти в электронном виде дополнительные сведения о каждом образце земли, которые хранятся в крипте Храма-памятника. Кроме этого, посетители смогут получить информацию о советских воинских захоронениях в Европе и Беларуси периода Великой Отечественной войны. На сенсорной панели, которая обеспечивает доступ к информационной базе, достаточно ввести вопрос в строку поиска, чтобы найти имена военнослужащих Вооруженных Сил Беларуси, погибших при исполнении служебного долга и навечно зачисленных в списки личного состава.
Отдельно раскрыта тема концлагеря Тростенец. В музейном фонде макеты входной зоны, карцера и ямы-печи и уникальные предметы узников лагеря, найденные в 2000-е годы во время проведения сельхозработ возле урочища Благовщина. Александр Гостев показывает мне фрагмент черной и проржавевшей рельсы:
— В Европе гитлеровцы строили печи и крематории, у нас было намного жестче. Рыли яму, клали вот такие рельсы, на них — штабелями убитых людей, дрова и поджигали. Пепел осыпался вниз, а после использовался как удобрение на участках, где узников заставляли выращивать сельхозпродукцию. Конечно, фашисты скрывали массовые захоронения. Подобный метод сожжения при отступлении они применяли для сокрытия следов своих преступлений. Наш центр духовного возрождения серьезно занимается темой этого лагеря смерти, мы стремимся создать пофамильный список всех жертв.
Прообраз матери Петра Куприянова, потерявшей пятерых сыновей.
Четвертый зал «Во славу Храма-памятника!» повествует историю создания и деятельности самого храма. Здесь представлены первые архитектурные наброски и эскизы здания, документы, подарки высших должностных лиц на храмовые праздники и эксклюзивные сувениры.
— Экспозиция «Музея Памяти» создавалась, прежде всего, для молодого поколения, — говорит Анна Ивановна. — Через познание своей истории, восстановление памяти о безвинно погибших соотечественниках можно сохранить мирное существование суверенной Беларуси на столетия вперед, ведь каждый глоток горьких воспоминаний исцеляет сознание, которое начинает видеть главные ценности в жизни, а значит — строить надежное будущее.
chasovitina@sb.by
При храмах-памятниках, посвященных каким-либо важным событиям церковной или государственной жизни, еще столетия назад экспонировали предметы, связанные с этими событиями — вещи князей, флаги, трофейные знамена, штандарты и ключи от городов, спасенные иконы… Чаще всего хранились собранные церковные реликвии. Поэтому меня очень поразил музей, созданный в Храме-памятнике в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Он еще не принимал экскурсантов, открытие планируется приурочить к 75-летию Великой Победы. Посчитала за честь одной из первых побывать в этом интереснейшем месте, посмотреть на уникальные экспонаты, пообщаться с руководством музея и его создателем и воплотителем, настоятелем Всехсвятского прихода протоиереем Федором Повным.
ЭКСПОЗИЦИЯ «Музея Памяти» в четырех залах по соседству с криптой. В них представлены предметы музейного значения и военной археологии, переданные коллекционерами, частными лицами, поисковиками 52-го батальона Министерства обороны и Могилевского военно-поискового клуба ВИККРУ, сотрудниками Института истории Национальной академии Беларуси.
Между криптой и храмом мне проще провести параллель. Но как родилась идея создать музей с такой тематикой и необычными экспозициями? Нечто подобное есть в Санкт-Петербурге: в храме-памятнике «Спас на водах», возведенном в память погибших во время русско-японской войны 1904—1905 годов, и в Казанском соборе, где находятся знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками. Больше не назову примеров. А для Беларуси это вообще уникальный и единственный в своем роде храм. На мой вопрос ответил отец Федор:
— Мы хотим показать, что белорусы никогда и ни с кем не воевали. Но посмотрите, сколько сражений прошло на ее территории. И мы всегда платили двойную цену. Такого музея нет нигде на постсоветском пространстве, это наш оригинальный проект. Идея его создания возникла не вдруг, она была запланирована давно. Но на момент открытия храма еще время не пришло, не созрело, как говорится. А когда это случилось, появились правильные люди, сподвижники и те, кто не только готов был разделить эту идею, но и профессионально подойти к ее реализации.
Меня интересовало, кто же наполнял содержимым этот музей? Ведь работа очень сложная, на нее уходят месяцы и годы. Руководитель «Музея Памяти» Анна Зайцева (на снимке) пояснила, это труд всего прихода на протяжении двух лет. Частично экспонаты комплектовала Академия наук:
— Музей маленький, всего 263 квадратных метра, но история, которая здесь прослеживается, начинается с битвы на Немиге (XI век) и заканчивается Афганистаном. Крестьянских восстаний нет, но все крупные войны здесь отражены. Удалось собрать около 150 оригинальных экспонатов, если считать коллекцию как один.
Директор Белорусского культурного центра духовного Возрождения Александр Гостев (на снимке) дополняет: музей не рассчитан на большие группы экскурсантов, не более десяти человек. Прийти сюда могут все желающие, платными будут лишь услуги экскурсовода.
ПЕРВЫЙ зал — «Память Отечества: Беларусь в войнах XI—XX столетий». Основное ядро — четыре диорамы-миниатюры со звуковым модулем, созданные по мотивам известных сражений: Грюнвальдская битва, эпизод сражения с наполеоновской армией за мельницу на опушке леса у деревни Фатово (бой под Салтановкой) с участием молодого князя Паскевича, газовая атака под Сморгонью, где было использовано оружие массового поражения, и освобождение Минска от немецко-фашистских захватчиков. Фигурки воинов в полном обмундировании, техника, лошади… Ратники, гусары и солдаты. Все это высокопрофессиональная художественная работа. Возле фигуры красноармейца в военной форме, выполненной в рост человека, мне на минуту показалось, что за стеклом стоит живой человек и наблюдает за нами.
Возле диорамы, посвященной 1410 году, на русском, белорусском языках и латыни можно услышать фрагмент звукового письма князя ВКЛ Ягайлы, адресованного супруге — королеве Анне, где идет речь о Грюнвальдской битве и первые победы над войском Ульриха фон Юнгингена. При просмотре диорамы экспозиции «Основные сражения времен Первой мировой войны на территории Беларуси. Газовая атака под Сморгонью» на белорусом языке звучат рассказ Михаила Зощенко «Двадцатое июля» и фрагмент повести участника боев на Беларуси Максима Горецкого «На империалистической войне». А освобождение Минска озвучивают Иван Мележ фрагментом романа «Мінскі напрамак» и Александр Твардовский стихотворением «Минское шоссе».
Звуковое сопровождение и живые голоса при просмотрах музейных экспозиций помогают намного глубже прочувствовать события. Я хорошо помню свои эмоции, когда в музее-усадьбе Льва Толстого в Ясной Поляне в одной из комнат услышала голос самого писателя, записанный в 1908 году на фонограф Эдисона. В моем личном архиве сохранились видео- и аудиозаписи свидетелей сожженных деревень Смолевичского района. Мы договорились с руководством музея, что я передам эти записи и, возможно, они тоже будут включены в звуковой модуль для освещения темы о проведении карательных операций.
Возле одной из экспозиций за стеклом увидела черные маленькие кругляшики с неровными краями. Оказывается, это пуговицы лацкана русского солдата Отечественной войны 1812 года, захороненного в крипте, их нашли рядом с останками. А возле останков воина Первой мировой лежали каска того времени и нательный крестик.
Второй зал музея посвящен священникам, воевавшим на фронтах, в партизанах и репрессированным в 1930-е годы. На одном из стендов 43 фамилии священнослужителей Минской епархии. Один из них — протоиерей Василий Копычко из деревни Одрижин Ивановского района, которого в отряде называли «партизанским попом». Среди экспонатов фотографии, документы, личные вещи и награды, переданные родственниками.
— «Наша память о каждом погибшем священна!» — название третьего зала, — рассказывает Анна Ивановна. — Его главная часть — «Стена памяти», разделенная на три смысловые зоны. «Родительский дом», где главной композицией стал прообраз матери Петра Куприянова, потерявшей пятерых сыновей. В окне дома в мультимедийной локации будет демонстрироваться видеохроника освобождения европейских стран советскими войсками. Инсталляция «Мы победили» представлена фрагментом колонны Рейхстага с памятными автографами белорусов и фотографиями периода 1945 года. Во фронтальной части — предметы, свидетели подвигов уроженцев Беларуси и солдат, погибших на нашей территории. Земля с их могил находится в капсулах крипты. Кстати, здесь можно найти в электронном виде дополнительные сведения о каждом образце земли, которые хранятся в крипте Храма-памятника. Кроме этого, посетители смогут получить информацию о советских воинских захоронениях в Европе и Беларуси периода Великой Отечественной войны. На сенсорной панели, которая обеспечивает доступ к информационной базе, достаточно ввести вопрос в строку поиска, чтобы найти имена военнослужащих Вооруженных Сил Беларуси, погибших при исполнении служебного долга и навечно зачисленных в списки личного состава.
Отдельно раскрыта тема концлагеря Тростенец. В музейном фонде макеты входной зоны, карцера и ямы-печи и уникальные предметы узников лагеря, найденные в 2000-е годы во время проведения сельхозработ возле урочища Благовщина. Александр Гостев показывает мне фрагмент черной и проржавевшей рельсы:
— В Европе гитлеровцы строили печи и крематории, у нас было намного жестче. Рыли яму, клали вот такие рельсы, на них — штабелями убитых людей, дрова и поджигали. Пепел осыпался вниз, а после использовался как удобрение на участках, где узников заставляли выращивать сельхозпродукцию. Конечно, фашисты скрывали массовые захоронения. Подобный метод сожжения при отступлении они применяли для сокрытия следов своих преступлений. Наш центр духовного возрождения серьезно занимается темой этого лагеря смерти, мы стремимся создать пофамильный список всех жертв.
Прообраз матери Петра Куприянова, потерявшей пятерых сыновей.
Четвертый зал «Во славу Храма-памятника!» повествует историю создания и деятельности самого храма. Здесь представлены первые архитектурные наброски и эскизы здания, документы, подарки высших должностных лиц на храмовые праздники и эксклюзивные сувениры.
— Экспозиция «Музея Памяти» создавалась, прежде всего, для молодого поколения, — говорит Анна Ивановна. — Через познание своей истории, восстановление памяти о безвинно погибших соотечественниках можно сохранить мирное существование суверенной Беларуси на столетия вперед, ведь каждый глоток горьких воспоминаний исцеляет сознание, которое начинает видеть главные ценности в жизни, а значит — строить надежное будущее.
chasovitina@sb.by