Депутаты и эксперты — о роли Парламента в современной Беларуси
14.10.2019 23:11:57
Максим ОСИПОВ
Анна КОСАРЬ
Институт парламентаризма в Беларуси имеет многовековую историю, неотделимую от развития ее государственности. По мнению ученых, его истоки — еще в Полоцком вече, сеймах Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой. Парламентское развитие шло и в Государственной думе Российской империи, и в советскую эпоху. Но каждое время определяло свои особенности этого процесса, тем более определяет их нынешний, принципиально новый, период — эпоху независимости и суверенитета нашей страны.
О роли и месте Парламента в жизни современной Беларуси шла речь на «круглом столе», организованном редакцией «СБ. Беларусь сегодня». Его участниками стали действующие депутаты Палаты представителей Национального собрания — заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Дмитрий ШЕВЦОВ и заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Ольга ПОЛИТИКО, а также компетентные эксперты — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инноватики и предпринимательской деятельности БГУ Валерий БАЙНЕВ и кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии БГЭУ Алексей БЕЛЯЕВ.
«СБ»: Предстоящие 17 ноября парламентские выборы традиционно вызвали повышенный интерес общественности к Парламенту как таковому. Однако мнения порой расходятся кардинально. А потому главный вопрос и теоретикам, и практикам, собравшимся за одним столом: какова роль нынешнего Парламента в становлении и развитии белорусского государства? И есть ли особенности у современного отечественного парламентаризма?
Ольга Политико: Работу современного парламентария можно назвать трехуровневой, причем все эти уровни тесно связаны друг с другом. Во-первых, нередко к депутатам Парламента обращаются граждане с совершенно частными, единичными вопросами. Но при их рассмотрении порой выясняется, что обусловлена эта частная проблема как раз неким общим недочетом в законодательстве — и проблема автоматически принимает более высокий статус. Второй уровень — это проблемы избирательного округа, когда люди не могут решить тот или иной вопрос на уровне своего населенного пункта, местных властей. Эти проблемы также важно слышать и изучать, ведь избиратели, по сути, главные правоприменители тех законов, которые принимаются парламентариями на уровне всей страны. И третий уровень, естественно, общегосударственный и международный. То есть те законодательные и представительные функции, которые предписаны Конституцией.
Дмитрий Шевцов: Белорусский Парламент буквально с самого момента своего создания занял должную нишу в белорусском государстве, в которой он эффективно работает и приносит ощутимую пользу. Другое дело, что его повседневная деятельность остается зачастую в тени, и, как следствие, общественный интерес оставляет желать лучшего. Разве что в период выборов количество обращений к депутатам возрастает. Но надо понимать, что смысл нашей деятельности — отнюдь не эффектная игра на публику. Конечная цель работы парламентариев — экономический рост страны. Любые изменения и дополнения, вносимые депутатами в законопроекты, преследуют одну цель: чтобы наша экономика, которая неотделима от политики, развивалась. Но, конечно, принятие законов, благодаря которым государство становится конкурентоспособным, соотносится не только с деятельностью Парламента — это большая и комплексная работа. На заседания наших постоянных комиссий приходит большое количество представителей различных министерств, ведомств, профильных комитетов. Любая стратегия развития вырабатывается совместно. Однако широким слоям населения — и это в любой стране — рутинная повседневная работа депутатов обычно малоинтересна.
Валерий Байнев: Как преподаватель могу подтвердить, это очень хорошо заметно по молодежи. Вижу по студентам, что приближающиеся парламентские выборы они воспринимают как некое обыденное политическое мероприятие, случающееся раз в 4 года и на благосостояние каждого конкретного белоруса особо не влияющее. Между тем каждый день мы потребляем продукты питания, пользуемся другими нужными вещами, мало задумываясь, что все это кто-то для нас производит. Точно так же каждый из нас постоянно пользуется теми или иными правами, выполняет определенные законами обязанности — и также не задумывается, что эти законы кто-то производит. И делает это именно Парламент, основное предназначение которого — продуцирование норм, определяющих политическую, социальную и экономическую жизнь страны, а значит, благополучие каждого из нас.
Известный французский писатель Оноре де Бальзак говорил: «Законы — это олицетворение разума страны». Отсюда следует, что Парламент — это мозг нации, коллективный интеллект народа. Мудрость любого народа не подлежит сомнению. Но иногда происходит так, что люди, будучи подверженными энергичной пропаганде или обману извне, игнорируют выборы или относятся к ним несерьезно, безответственно. В таком случае они вполне могут получить и несерьезный, безответственный парламент. В итоге случается так, что парламентарии сперва на глазах у всего мира устраивают потасовки прямо в зале заседаний, а потом принимают такие законы, которые в прямом и переносном смысле разрывают народ и страну. Так что парламентские выборы — отнюдь не рутинное мероприятие. Это самый что ни на есть серьезнейший экзамен для каждого из нас и для народа в целом. Экзамен на ответственность за судьбу своих детей и внуков, своих родителей, за свое собственное будущее.
Алексей Беляев: С точки зрения политической науки Парламент — одна из опор стабильности любой политической системы. Сама такая система — весьма сложный механизм, в котором имеются и государство, и масса сопутствующих ему институтов (партии, общественные движения, многое другое). Но при всем этом скелетом любой политической системы служит именно государство, а в современном государстве законодательная власть — это именно мозг нации, как емко высказался мой коллега. Мы сейчас живем в эпоху, когда утвердилось понятие правового государства, в Беларуси оно даже прописано в Конституции. Но кто, как не Парламент, является главным звеном в создании правового государства? И если мы хотим упорядочить политическую жизнь, сделать ее предсказуемой и планировать ее, опираясь на свои исторические наработки, для будущих поколений — существование стабильной правовой системы становится обязательным. А создает ее именно Парламент.
В Беларуси политическая система прошла апробацию временем. Мы ушли от однопалатного парламента: опыт соседей показал, что если законодательный орган однопалатный и формируется за счет экспрессивной борьбы на выборах, а не за счет реальных рабочих качеств кандидатов в депутаты, получается парламент, не способный принимать работающие законы. У нас же система выстроена таким образом, что Парламент в первую очередь — серьезный экспертный орган. Палата представителей кропотливо разрабатывает и обсуждает законопроекты в тесном взаимодействии с другими заинтересованными органами, Совет Республики затем осуществляет экспертный контроль. В результате мы получаем законы, которые могут работать длительное время и не нуждаются в серьезном пересмотре. В итоге получаются стабильная правовая система и правовое государство.
«СБ»: Любой, кто интересуется политической жизнью Беларуси, не может не заметить, что наш Парламент демонстрирует растущую активность и на международной арене. И активность эта приносит реальные плоды — и в виде взаимовыгодных контрактов, и в виде растущего международного признания. Все более частыми становятся межпарламентские контакты, меняется восприятие Национального собрания Беларуси в Парламентской ассамблее ОБСЕ, заметна роль наших парламентариев на недавнем Совещании спикеров парламентов стран Евразии и в ПАСЕ, в парламентских измерениях Союзного государства, ОДКБ и СНГ в целом.
Дмитрий Шевцов: Это еще одно, весьма существенное и перспективное, направление нашей деятельности. Работа Парламента за два последних созыва позволила нам стать наблюдателем в АSEАN — Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, объединяющей 10 стран с совокупным ВВП около 737 миллиардов долларов. А также быть представленными в парлатино — латиноамериканском парламенте, состоящем из 14 национальных парламентов стран Южноамериканского региона, имеющем статус наблюдателя в ООН и поддерживающем контакты с региональными парламентами и международными организациями, в том числе с Европейским парламентом. Ныне мы выходим на сотрудничество с созданным в 2004 году панафриканским парламентом. Эти и многие другие международные контакты налаживаются не ради контактов, а в интересах экономики Беларуси и развития ее экспорта. Ведь законодательства нашей и другой страны не всегда коррелируют друг с другом — и для налаживания товарооборота требуется работа парламентариев.
Алексей Беляев: Роль Парламента на внешнем направлении действительно растет. У наших депутатов становится все больше связей с зарубежными коллегами — и на личном уровне, и в рамках различных межпарламентских организаций. И это очень важный задел на будущее. Депутаты приходят и уходят, но Парламент как институт остается стабильной структурой. Институциональная устойчивость — очень важный момент, это элемент доверия к государству в целом. По сути, наш Парламент сегодня становится той силой, которая олицетворяет государство и его устойчивость.
Валерий Байнев: Хочу заметить, что международное признание Беларуси определяется не только внешнеполитическими, но и законотворческими усилиями нашего Парламента. И здесь нельзя не сделать комплимент депутатам: созданные в нашей стране макроэкономические условия предпринимательской деятельности на протяжении последних лет системно, методично улучшаются. Если в 2007 году в авторитетном международном рейтинге Doing Business Беларусь среди 190 анализируемых стран занимала 129-е место, то в 2019-м мы уже на 37-й позиции! И при этом опередили Швейцарию, Японию, Израиль, Италию. Параметры, определяющие этот рейтинг, во многом связаны с нормативно-правовой базой, поскольку им оцениваются порядок создания и ликвидации бизнеса, уровень защиты прав собственности и инвестиций, система налогообложения. По сути, прогресс в этом рейтинге характеризует и работу нашего Парламента, и высокое качество законов, формирующих институциональную среду.
«СБ»: И все же депутат — это не только законодатель, но и народный представитель. Каким образом удается совмещать общегосударственные интересы, на которые нацелено любое законотворчество, и частные интересы своих избирателей? Ведь любому парламентарию, помимо работы в законодательной и представительной ветви власти, предстоят и регулярные отчеты по существу перед своими избирателями.
Дмитрий Шевцов: Эти функции совмещаются элементарно. Всем иногородним депутатам отводится каждый месяц одна неделя для выезда в округа — на приемы граждан, совместные заседания исполнительной власти, встречи с трудовыми коллективами. Подобное практикуется и для минских депутатов, но им проще: в случае возникновения какой-либо проблемы в своем округе они могут выехать туда в любой момент. Лично я приемы граждан всегда провожу по предварительной записи, что позволяет, во-первых, самому заявителю подготовиться к приему, найти и взять с собой все необходимые документы, а во-вторых, и мне представлять заранее, как можно решить тот или иной конкретный вопрос. Ведь далеко не всегда проблема решается на месте, бывает необходимость подключения к ее решению различных министерств и ведомств. В таком случае необходимо выстроить четкую логистику действий.
Ольга Политико: Успешная в экономическом плане страна состоит из экономически успешных регионов. И наша задача в ходе принятия законов — особенно законов так называемого бюджетного пакета — добиться и выравнивающего, и стимулирующего эффекта. Но когда решение проблемы региона заключается в просьбе «дайте денег!», возникает логичный вопрос: а у кого их отнять? И тогда в самом деле возникает конфликт общегосударственных интересов и проблем конкретного избирательного округа. Но депутаты Парламента для того и представляют все без исключения регионы страны, чтобы сообща искать баланс общих и частных интересов.
Наша задача на законодательном уровне — создавать равные и комфортные условия для бизнеса независимо от формы собственности и для успешного развития всех регионов Беларуси. Хочу отметить еще одну тенденцию. По моему мнению, мы шаг за шагом уходим от патерналистского государства. Граждане все более самостоятельно несут ответственность за свою семью, свое благосостояние. Задача государства — создать надлежащие условия для достойной жизни и развития человека. Как говорится, надо раздавать удочки, а не рыбу. А тем, кто по объективным причинам не может обеспечить себе определенный жизненный уровень, государство готово подставить плечо, в том числе посредством адресной социальной помощи, решения вопроса с трудоустройством, жильем и т.д. Поэтому, работая над законами, я всегда смотрю, как принимаемые нормы повлияют на конкретных избирателей, на мои родные Барановичи и на страну в целом.
Валерий Байнев: Сейчас прозвучало ключевое слово — «условия». Дело в том, что экономическая наука трансформируется. Эпоха господства идеологии рыночного либерализма уходит в прошлое. Актуализируется институциональное направление экономической науки, которое, если пояснить просто и образно, исходит из того, что спасение «утопающих» — дело рук не только самих «утопающих», но и внешних общественных институтов, в том числе Парламента. Скажем, отношение к предприятиям у нас часто такое: если у вас нет прибыли или низкая рентабельность, значит, вы плохо работаете и виноваты сами. Но позвольте, можно ли успешно выращивать дыни в Арктике или разводить рыбу в Сахаре? Внешние условия зачастую играют даже большую роль, нежели ресурсы самих субъектов хозяйствования или управленческий опыт! Каким бы гениальным ни был фермер, он не будет конкурентоспособным, если на его поле, положим, ведутся танковые сражения. Поэтому главная задача Парламента — создать соответствующие макроэкономические условия, благоприятствующие функционированию и развитию промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предпринимательских структур, образовательных и медицинских учреждений. Тогда будут удовлетворены потребности граждан, а роль и значимость Парламента станут бесспорными.
«СБ»: Итак, роль и место Парламента в современной жизни обозначены. Впереди у нас очередные парламентские выборы, кампания по подготовке которых уже идет в стране полным ходом. А потому заключительный вопрос: каким быть нашему Парламенту?
Алексей Беляев: Я бы предложил ему стать более понятным для общества. На заседаниях Парламента работают специалисты, они обсуждают вопросы по существу, для них нет смысла излагать это в научно-популярном стиле. Однако то, что очевидно для парламентариев, может быть не до конца понятно населению. Мне кажется, стоит стать ближе к народу в плане объяснения своей деятельности. Скажем, почему бы не создать интернет-блог, в котором спикер-депутат в коротких видеороликах растолковывал бы сложные для понимания вещи? Так можно было бы достучаться, кстати, и до молодежной аудитории. Работа Парламента действительно глубокая, серьезная, аналитическая. А вот простоты и доступности ей не хватает.
Валерий Байнев: Думаю, что если государство утратит командные высоты в экономике в угоду частной собственности или иностранному капиталу, то оно, если говорить образно, превратится в безлошадного и безземельного крестьянина, обреченного батрачить на олигархов. Те начнут делить имущество и власть, что в итоге приведет к расколу страны. Поэтому задача Парламента — не допустить подобного, обеспечить преемственность социального курса, которым Беларусь идет вот уже четверть века на зависть многим нашим соседям. Так что депутат должен быть не только добрым и отзывчивым, как говорят некоторые избиратели, но и ответственным, думающим о судьбе Родины.
Дмитрий Шевцов: Совершенно согласен. Если мы «сойдем с рельсов», сценарий, о котором вы говорите, быстро осуществится. Один сатирик сказал: «Чем веселее живет парламент, тем грустнее живет страна». Тут и добавить нечего. Когда депутаты не могут прийти к консенсусу, прямо на публике рвут друг другу чубы, это говорит об их полной некомпетентности.
Ольга Политико: А чтобы не произошло подобного, призываю всех наших граждан обязательно поучаствовать в выборах. Это ответственность, которая возложена на нас самой жизнью. Так мы исполняем долг перед своими детьми, перед будущими поколениями.
osipov@sb.by
kosar@sb.by
Фото Сергея МИЦЕВИЧА и БЕЛТА.
О роли и месте Парламента в жизни современной Беларуси шла речь на «круглом столе», организованном редакцией «СБ. Беларусь сегодня». Его участниками стали действующие депутаты Палаты представителей Национального собрания — заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Дмитрий ШЕВЦОВ и заместитель председателя Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Ольга ПОЛИТИКО, а также компетентные эксперты — доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инноватики и предпринимательской деятельности БГУ Валерий БАЙНЕВ и кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии БГЭУ Алексей БЕЛЯЕВ.
Ольга Политико. | Дмитрий Шевцов. | Валерий Байнев. | Алексей Беляев. |
Ольга Политико: Работу современного парламентария можно назвать трехуровневой, причем все эти уровни тесно связаны друг с другом. Во-первых, нередко к депутатам Парламента обращаются граждане с совершенно частными, единичными вопросами. Но при их рассмотрении порой выясняется, что обусловлена эта частная проблема как раз неким общим недочетом в законодательстве — и проблема автоматически принимает более высокий статус. Второй уровень — это проблемы избирательного округа, когда люди не могут решить тот или иной вопрос на уровне своего населенного пункта, местных властей. Эти проблемы также важно слышать и изучать, ведь избиратели, по сути, главные правоприменители тех законов, которые принимаются парламентариями на уровне всей страны. И третий уровень, естественно, общегосударственный и международный. То есть те законодательные и представительные функции, которые предписаны Конституцией.
Дмитрий Шевцов: Белорусский Парламент буквально с самого момента своего создания занял должную нишу в белорусском государстве, в которой он эффективно работает и приносит ощутимую пользу. Другое дело, что его повседневная деятельность остается зачастую в тени, и, как следствие, общественный интерес оставляет желать лучшего. Разве что в период выборов количество обращений к депутатам возрастает. Но надо понимать, что смысл нашей деятельности — отнюдь не эффектная игра на публику. Конечная цель работы парламентариев — экономический рост страны. Любые изменения и дополнения, вносимые депутатами в законопроекты, преследуют одну цель: чтобы наша экономика, которая неотделима от политики, развивалась. Но, конечно, принятие законов, благодаря которым государство становится конкурентоспособным, соотносится не только с деятельностью Парламента — это большая и комплексная работа. На заседания наших постоянных комиссий приходит большое количество представителей различных министерств, ведомств, профильных комитетов. Любая стратегия развития вырабатывается совместно. Однако широким слоям населения — и это в любой стране — рутинная повседневная работа депутатов обычно малоинтересна.
Валерий Байнев: Как преподаватель могу подтвердить, это очень хорошо заметно по молодежи. Вижу по студентам, что приближающиеся парламентские выборы они воспринимают как некое обыденное политическое мероприятие, случающееся раз в 4 года и на благосостояние каждого конкретного белоруса особо не влияющее. Между тем каждый день мы потребляем продукты питания, пользуемся другими нужными вещами, мало задумываясь, что все это кто-то для нас производит. Точно так же каждый из нас постоянно пользуется теми или иными правами, выполняет определенные законами обязанности — и также не задумывается, что эти законы кто-то производит. И делает это именно Парламент, основное предназначение которого — продуцирование норм, определяющих политическую, социальную и экономическую жизнь страны, а значит, благополучие каждого из нас.
Известный французский писатель Оноре де Бальзак говорил: «Законы — это олицетворение разума страны». Отсюда следует, что Парламент — это мозг нации, коллективный интеллект народа. Мудрость любого народа не подлежит сомнению. Но иногда происходит так, что люди, будучи подверженными энергичной пропаганде или обману извне, игнорируют выборы или относятся к ним несерьезно, безответственно. В таком случае они вполне могут получить и несерьезный, безответственный парламент. В итоге случается так, что парламентарии сперва на глазах у всего мира устраивают потасовки прямо в зале заседаний, а потом принимают такие законы, которые в прямом и переносном смысле разрывают народ и страну. Так что парламентские выборы — отнюдь не рутинное мероприятие. Это самый что ни на есть серьезнейший экзамен для каждого из нас и для народа в целом. Экзамен на ответственность за судьбу своих детей и внуков, своих родителей, за свое собственное будущее.
Алексей Беляев: С точки зрения политической науки Парламент — одна из опор стабильности любой политической системы. Сама такая система — весьма сложный механизм, в котором имеются и государство, и масса сопутствующих ему институтов (партии, общественные движения, многое другое). Но при всем этом скелетом любой политической системы служит именно государство, а в современном государстве законодательная власть — это именно мозг нации, как емко высказался мой коллега. Мы сейчас живем в эпоху, когда утвердилось понятие правового государства, в Беларуси оно даже прописано в Конституции. Но кто, как не Парламент, является главным звеном в создании правового государства? И если мы хотим упорядочить политическую жизнь, сделать ее предсказуемой и планировать ее, опираясь на свои исторические наработки, для будущих поколений — существование стабильной правовой системы становится обязательным. А создает ее именно Парламент.
В Беларуси политическая система прошла апробацию временем. Мы ушли от однопалатного парламента: опыт соседей показал, что если законодательный орган однопалатный и формируется за счет экспрессивной борьбы на выборах, а не за счет реальных рабочих качеств кандидатов в депутаты, получается парламент, не способный принимать работающие законы. У нас же система выстроена таким образом, что Парламент в первую очередь — серьезный экспертный орган. Палата представителей кропотливо разрабатывает и обсуждает законопроекты в тесном взаимодействии с другими заинтересованными органами, Совет Республики затем осуществляет экспертный контроль. В результате мы получаем законы, которые могут работать длительное время и не нуждаются в серьезном пересмотре. В итоге получаются стабильная правовая система и правовое государство.
«СБ»: Любой, кто интересуется политической жизнью Беларуси, не может не заметить, что наш Парламент демонстрирует растущую активность и на международной арене. И активность эта приносит реальные плоды — и в виде взаимовыгодных контрактов, и в виде растущего международного признания. Все более частыми становятся межпарламентские контакты, меняется восприятие Национального собрания Беларуси в Парламентской ассамблее ОБСЕ, заметна роль наших парламентариев на недавнем Совещании спикеров парламентов стран Евразии и в ПАСЕ, в парламентских измерениях Союзного государства, ОДКБ и СНГ в целом.
Дмитрий Шевцов: Это еще одно, весьма существенное и перспективное, направление нашей деятельности. Работа Парламента за два последних созыва позволила нам стать наблюдателем в АSEАN — Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, объединяющей 10 стран с совокупным ВВП около 737 миллиардов долларов. А также быть представленными в парлатино — латиноамериканском парламенте, состоящем из 14 национальных парламентов стран Южноамериканского региона, имеющем статус наблюдателя в ООН и поддерживающем контакты с региональными парламентами и международными организациями, в том числе с Европейским парламентом. Ныне мы выходим на сотрудничество с созданным в 2004 году панафриканским парламентом. Эти и многие другие международные контакты налаживаются не ради контактов, а в интересах экономики Беларуси и развития ее экспорта. Ведь законодательства нашей и другой страны не всегда коррелируют друг с другом — и для налаживания товарооборота требуется работа парламентариев.
Алексей Беляев: Роль Парламента на внешнем направлении действительно растет. У наших депутатов становится все больше связей с зарубежными коллегами — и на личном уровне, и в рамках различных межпарламентских организаций. И это очень важный задел на будущее. Депутаты приходят и уходят, но Парламент как институт остается стабильной структурой. Институциональная устойчивость — очень важный момент, это элемент доверия к государству в целом. По сути, наш Парламент сегодня становится той силой, которая олицетворяет государство и его устойчивость.
Валерий Байнев: Хочу заметить, что международное признание Беларуси определяется не только внешнеполитическими, но и законотворческими усилиями нашего Парламента. И здесь нельзя не сделать комплимент депутатам: созданные в нашей стране макроэкономические условия предпринимательской деятельности на протяжении последних лет системно, методично улучшаются. Если в 2007 году в авторитетном международном рейтинге Doing Business Беларусь среди 190 анализируемых стран занимала 129-е место, то в 2019-м мы уже на 37-й позиции! И при этом опередили Швейцарию, Японию, Израиль, Италию. Параметры, определяющие этот рейтинг, во многом связаны с нормативно-правовой базой, поскольку им оцениваются порядок создания и ликвидации бизнеса, уровень защиты прав собственности и инвестиций, система налогообложения. По сути, прогресс в этом рейтинге характеризует и работу нашего Парламента, и высокое качество законов, формирующих институциональную среду.
«СБ»: И все же депутат — это не только законодатель, но и народный представитель. Каким образом удается совмещать общегосударственные интересы, на которые нацелено любое законотворчество, и частные интересы своих избирателей? Ведь любому парламентарию, помимо работы в законодательной и представительной ветви власти, предстоят и регулярные отчеты по существу перед своими избирателями.
Дмитрий Шевцов: Эти функции совмещаются элементарно. Всем иногородним депутатам отводится каждый месяц одна неделя для выезда в округа — на приемы граждан, совместные заседания исполнительной власти, встречи с трудовыми коллективами. Подобное практикуется и для минских депутатов, но им проще: в случае возникновения какой-либо проблемы в своем округе они могут выехать туда в любой момент. Лично я приемы граждан всегда провожу по предварительной записи, что позволяет, во-первых, самому заявителю подготовиться к приему, найти и взять с собой все необходимые документы, а во-вторых, и мне представлять заранее, как можно решить тот или иной конкретный вопрос. Ведь далеко не всегда проблема решается на месте, бывает необходимость подключения к ее решению различных министерств и ведомств. В таком случае необходимо выстроить четкую логистику действий.
Ольга Политико: Успешная в экономическом плане страна состоит из экономически успешных регионов. И наша задача в ходе принятия законов — особенно законов так называемого бюджетного пакета — добиться и выравнивающего, и стимулирующего эффекта. Но когда решение проблемы региона заключается в просьбе «дайте денег!», возникает логичный вопрос: а у кого их отнять? И тогда в самом деле возникает конфликт общегосударственных интересов и проблем конкретного избирательного округа. Но депутаты Парламента для того и представляют все без исключения регионы страны, чтобы сообща искать баланс общих и частных интересов.
Наша задача на законодательном уровне — создавать равные и комфортные условия для бизнеса независимо от формы собственности и для успешного развития всех регионов Беларуси. Хочу отметить еще одну тенденцию. По моему мнению, мы шаг за шагом уходим от патерналистского государства. Граждане все более самостоятельно несут ответственность за свою семью, свое благосостояние. Задача государства — создать надлежащие условия для достойной жизни и развития человека. Как говорится, надо раздавать удочки, а не рыбу. А тем, кто по объективным причинам не может обеспечить себе определенный жизненный уровень, государство готово подставить плечо, в том числе посредством адресной социальной помощи, решения вопроса с трудоустройством, жильем и т.д. Поэтому, работая над законами, я всегда смотрю, как принимаемые нормы повлияют на конкретных избирателей, на мои родные Барановичи и на страну в целом.
Валерий Байнев: Сейчас прозвучало ключевое слово — «условия». Дело в том, что экономическая наука трансформируется. Эпоха господства идеологии рыночного либерализма уходит в прошлое. Актуализируется институциональное направление экономической науки, которое, если пояснить просто и образно, исходит из того, что спасение «утопающих» — дело рук не только самих «утопающих», но и внешних общественных институтов, в том числе Парламента. Скажем, отношение к предприятиям у нас часто такое: если у вас нет прибыли или низкая рентабельность, значит, вы плохо работаете и виноваты сами. Но позвольте, можно ли успешно выращивать дыни в Арктике или разводить рыбу в Сахаре? Внешние условия зачастую играют даже большую роль, нежели ресурсы самих субъектов хозяйствования или управленческий опыт! Каким бы гениальным ни был фермер, он не будет конкурентоспособным, если на его поле, положим, ведутся танковые сражения. Поэтому главная задача Парламента — создать соответствующие макроэкономические условия, благоприятствующие функционированию и развитию промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предпринимательских структур, образовательных и медицинских учреждений. Тогда будут удовлетворены потребности граждан, а роль и значимость Парламента станут бесспорными.
«СБ»: Итак, роль и место Парламента в современной жизни обозначены. Впереди у нас очередные парламентские выборы, кампания по подготовке которых уже идет в стране полным ходом. А потому заключительный вопрос: каким быть нашему Парламенту?
Алексей Беляев: Я бы предложил ему стать более понятным для общества. На заседаниях Парламента работают специалисты, они обсуждают вопросы по существу, для них нет смысла излагать это в научно-популярном стиле. Однако то, что очевидно для парламентариев, может быть не до конца понятно населению. Мне кажется, стоит стать ближе к народу в плане объяснения своей деятельности. Скажем, почему бы не создать интернет-блог, в котором спикер-депутат в коротких видеороликах растолковывал бы сложные для понимания вещи? Так можно было бы достучаться, кстати, и до молодежной аудитории. Работа Парламента действительно глубокая, серьезная, аналитическая. А вот простоты и доступности ей не хватает.
Валерий Байнев: Думаю, что если государство утратит командные высоты в экономике в угоду частной собственности или иностранному капиталу, то оно, если говорить образно, превратится в безлошадного и безземельного крестьянина, обреченного батрачить на олигархов. Те начнут делить имущество и власть, что в итоге приведет к расколу страны. Поэтому задача Парламента — не допустить подобного, обеспечить преемственность социального курса, которым Беларусь идет вот уже четверть века на зависть многим нашим соседям. Так что депутат должен быть не только добрым и отзывчивым, как говорят некоторые избиратели, но и ответственным, думающим о судьбе Родины.
Дмитрий Шевцов: Совершенно согласен. Если мы «сойдем с рельсов», сценарий, о котором вы говорите, быстро осуществится. Один сатирик сказал: «Чем веселее живет парламент, тем грустнее живет страна». Тут и добавить нечего. Когда депутаты не могут прийти к консенсусу, прямо на публике рвут друг другу чубы, это говорит об их полной некомпетентности.
Ольга Политико: А чтобы не произошло подобного, призываю всех наших граждан обязательно поучаствовать в выборах. Это ответственность, которая возложена на нас самой жизнью. Так мы исполняем долг перед своими детьми, перед будущими поколениями.
osipov@sb.by
kosar@sb.by
Фото Сергея МИЦЕВИЧА и БЕЛТА.