Экскурсию по своим родным местам для наших корреспондентов провел главный балетмейстер Большого театра
02.12.2024 14:49:00
Мария КРУШЕВСКАЯ
Практически во всех своих интервью заслуженный артист России главный балетмейстер Большого театра Беларуси Игорь Колб с гордостью упоминает, что он родом из Пинска. Но мало кто знает, что свои первые шаги, в буквальном смысле, известный хореограф сделал в небольшой деревушке под названием… Колбы, что в 20 километрах от Пинска. Наши корреспонденты решили съездить вместе с Игорем на его малую родину.
Раньше, рассказывает Игорь, жилье покрывала соломенная крыша, у входа росла сирень и стояла лавка, а двор был полон кур, гусей, уток и свиней. Были еще корова и лошадь.
— Вот огорода у нас возле дома не было, — вспоминает Игорь, — почва песчаная, рос только горох. Поэтому за картошкой, свеклой в поле ездили.
Игорь часто вспоминает главу их большой семьи Антона Аксентьевича — деда Антося, человека мудрого и проницательного. Порой казалось, что он городской, хотя грамоты ни дед, ни его супруга Анастасия Адамовна не знали. Оба работали при колхозе, вели хозяйство и занимались воспитанием четверых сыновей и дочки.
— Сегодня, к сожалению, остался в живых только Михаил Колб — мой крестный, — говорит Игорь. — Но в свое время в родном доме собиралась на праздники вся семья, которую пополнили и внуки. В тесноте, да не в обиде. На ночь ложились на полу, чердаке, сеновале. Когда засыпал на сене — это мое любимое место, казалось, весь мир перед тобой и ничего плохого быть не может.
В семье Колб никто хореографией профессионально не занимался. Но отец Игоря в праздники всегда отплясывал на зависть всем! Немалую роль в становлении будущего артиста балета сыграл и местный клуб.
— Вон видите, наискосок от дома стоит кирпичное здание, — показывает Игорь Колб. — Мы туда ходили с сестрой на дискотеки еще до поступления в училище. Неподалеку в магазине, помню, продавали карамельки, хлеб. Остального и не нужно — все свое было.
— Меня в детстве папа часто брал в командировки, он был дальнобойщиком. И куда бы мы ни приезжали, люди не могли с первого раза расслышать нашу фамилию. Тогда папа говорил так: Колб — это Блок наоборот. И со мной теперь повторяется то же самое! Кстати, есть еще и вопрос в правильном ударении фамилии — родители, например, всегда говорили «у КолбА».
В детстве Игорь еще застал в Колбах Блоковские чтения, на которые приезжали люди из соседних деревень, устраивали ярмарки. Все это проходило возле огромного дуба, что в центре деревни. Говорят, ему больше 200 лет. В годы Первой мировой войны здесь находилась коновязь, а под деревом в свободное от служебных дел время любил посидеть поэт.
Дом, где останавливался Блок, не сохранился, а вот небольшая часовня с барочным куполом XIX века, которую поэт зарисовал в одном из писем своей жене Любови Менделеевой, выглядит как и тогда, замечает Игорь:
Актриса, мемуарист и историк балета Любовь Менделеева сделала огромный вклад в развитие этого вида сценического искусства. Она оказала профессиональную помощь в создании учебника «Основы классического танца» Агриппины Вагановой, где была изложена знаменитая методика педагогической практики.
— По этой методике сегодня учится весь мир, — говорит Игорь и тут же проводит параллель: — Выходит, деревня Колбы связана с балетом не только из‑за меня.
Игорь Колб давно уехал из этих мест, а дом, полученный его предками от местного колхоза, опустел в 1996 году. Но сейчас в нем живет дальняя родственница Игоря. Сам он навещает деревеньку не реже, чем раз в месяц. Так часто, признается, приезжал даже из Санкт‑Петербурга:
— Чаще всего возвращаюсь в родные края, когда не могу принять решение, когда тяжело. Всегда нужно помнить, что ты был маленьким и еще никому не известным и был тот период, когда кто‑то о тебе бесконечно заботился. Это место тишины, покоя, важного сосредоточения для личной и творческой жизни. Здесь неоднократно был мой сын, я хочу, чтобы он знал свои корни. Ему 22 года, недавно он начал меня расспрашивать о семейном древе, сохранившихся документах. Радует, что семья для него первостепенна.
Засыпая на сене
Подъезжая к указателю «Каўбы», видим на возвышенности плотно стоящие друг к другу ухоженные домики, где‑то по двору снуют куры, где‑то слышен звук пилы. В этой небольшой деревеньке в доме, что рядом с сельским погостом, и жил, пока не пошел в ясли, Игорь Колб. А после проводил здесь все свои школьные каникулы.Раньше, рассказывает Игорь, жилье покрывала соломенная крыша, у входа росла сирень и стояла лавка, а двор был полон кур, гусей, уток и свиней. Были еще корова и лошадь.
— Вот огорода у нас возле дома не было, — вспоминает Игорь, — почва песчаная, рос только горох. Поэтому за картошкой, свеклой в поле ездили.
Так что никакой сельской работы я не боюсь — с детства к ней приучен. С дедом заготавливали сено, на котором потом любил верхом ехать на повозке. Как и на лошади без седла. Вечером бабушка всегда встречала с ведром воды коров с пастбища, а я пробовал парное молоко — очень любил его. И сырые яйца.А вот мой сын молока вообще не пьет, хотя деревенский антураж для него привычен — у нас есть дом под Великим Новгородом. Очень, кстати, напоминает этот, в Колбах.
Игорь часто вспоминает главу их большой семьи Антона Аксентьевича — деда Антося, человека мудрого и проницательного. Порой казалось, что он городской, хотя грамоты ни дед, ни его супруга Анастасия Адамовна не знали. Оба работали при колхозе, вели хозяйство и занимались воспитанием четверых сыновей и дочки.
— Сегодня, к сожалению, остался в живых только Михаил Колб — мой крестный, — говорит Игорь. — Но в свое время в родном доме собиралась на праздники вся семья, которую пополнили и внуки. В тесноте, да не в обиде. На ночь ложились на полу, чердаке, сеновале. Когда засыпал на сене — это мое любимое место, казалось, весь мир перед тобой и ничего плохого быть не может.
В семье Колб никто хореографией профессионально не занимался. Но отец Игоря в праздники всегда отплясывал на зависть всем! Немалую роль в становлении будущего артиста балета сыграл и местный клуб.
— Вон видите, наискосок от дома стоит кирпичное здание, — показывает Игорь Колб. — Мы туда ходили с сестрой на дискотеки еще до поступления в училище. Неподалеку в магазине, помню, продавали карамельки, хлеб. Остального и не нужно — все свое было.
Блок и палиндром
Погост в паре шагов от дома если и может кого напугать, то не Игоря:— Меня никогда не смущало, что мы живем рядом с кладбищем. А поступив в хореографическое училище, открыл для себя, что сюжет известного балета «Жизель» на кладбище происходит! Тогда я еще не знал, что это будет первым произведением, которое я поставлю на сцене Большого театра Беларуси. Погост — место, где собран мой род. Я знаю шесть своих колен! Поэтому, приезжая в Колбы, обязательно сюда захожу.На кладбище практически каждый — с фамилией Колб. Когда‑то этим фактом заинтересовался известный русский поэт Александр Блок, который квартировал в августе — сентябре 1916 года в Колбах, находясь на военной службе, — участвовал в строительстве укреплений в ходе Первой мировой войны. Прочитав свою фамилию наоборот, Блок получил самую распространенную фамилию в деревне. Это называется палиндром, объясняет Колб:
— Меня в детстве папа часто брал в командировки, он был дальнобойщиком. И куда бы мы ни приезжали, люди не могли с первого раза расслышать нашу фамилию. Тогда папа говорил так: Колб — это Блок наоборот. И со мной теперь повторяется то же самое! Кстати, есть еще и вопрос в правильном ударении фамилии — родители, например, всегда говорили «у КолбА».
В детстве Игорь еще застал в Колбах Блоковские чтения, на которые приезжали люди из соседних деревень, устраивали ярмарки. Все это проходило возле огромного дуба, что в центре деревни. Говорят, ему больше 200 лет. В годы Первой мировой войны здесь находилась коновязь, а под деревом в свободное от служебных дел время любил посидеть поэт.
Дом, где останавливался Блок, не сохранился, а вот небольшая часовня с барочным куполом XIX века, которую поэт зарисовал в одном из писем своей жене Любови Менделеевой, выглядит как и тогда, замечает Игорь:
— Место для меня сакральное — у часовни собирались на все церковные праздники. Александр Блок писал, что она очень напоминает ему церквушку в подмосковном Тараканове, где в августе 1903 года он повенчался с супругой.
Актриса, мемуарист и историк балета Любовь Менделеева сделала огромный вклад в развитие этого вида сценического искусства. Она оказала профессиональную помощь в создании учебника «Основы классического танца» Агриппины Вагановой, где была изложена знаменитая методика педагогической практики.
— По этой методике сегодня учится весь мир, — говорит Игорь и тут же проводит параллель: — Выходит, деревня Колбы связана с балетом не только из‑за меня.
Игорь Колб давно уехал из этих мест, а дом, полученный его предками от местного колхоза, опустел в 1996 году. Но сейчас в нем живет дальняя родственница Игоря. Сам он навещает деревеньку не реже, чем раз в месяц. Так часто, признается, приезжал даже из Санкт‑Петербурга:
— Чаще всего возвращаюсь в родные края, когда не могу принять решение, когда тяжело. Всегда нужно помнить, что ты был маленьким и еще никому не известным и был тот период, когда кто‑то о тебе бесконечно заботился. Это место тишины, покоя, важного сосредоточения для личной и творческой жизни. Здесь неоднократно был мой сын, я хочу, чтобы он знал свои корни. Ему 22 года, недавно он начал меня расспрашивать о семейном древе, сохранившихся документах. Радует, что семья для него первостепенна.
Александр Лукашенко, кстати, часто подчеркивает, что важно знать, кто мы и откуда, — только в этом контексте можно выстроить прочный фундамент для будущего. Очень надеюсь, что однажды и мой сын привезет сюда своего.