Как подростку защититься от буллинга
24.03.2020 21:58:15
Ольга ПАСИЯК
Каждый десятый ученик 5 — 7‑х классов испытывал на себе последствия буллинга, или целенаправленной травли. В целом же в жизни школьников это явление встречается еще чаще. Международное исследование по оценке образовательных достижений учеников PISA, в котором наша страна впервые приняла участие в 2018 году, и вовсе показало, что почти каждый пятый подросток подвергался травле со стороны сверстников несколько раз в течение месяца. Под силу ли нам, родителям, и педагогам повлиять на ситуацию? Этим вопросом недавно задались организаторы образовательных мероприятий EdCamp Belarus, собрав за круглым столом специалистов.
Учителя то и дело признаются, что информации по теме буллинга не хватает. Хотя именно школа — то место, где конфликт между детьми может запросто перерасти в массовую травлю… Марина Соснина, психолог «SOS — Детской деревни Боровляны», считает: дети сами никогда не разрешат эту тупиковую ситуацию. Здесь нужна помощь взрослых, будь то учитель или родители, которые своим авторитетом смогут поставить точку в травле. Поэтому правило номер один — не молчать. Причем решать проблему нужно не отдельно с обидчиком и обиженным, а в группе, уверена Эмилия Бурачевская, специалист Республиканского центра психологической помощи:
— Если вы просто уберете агрессора или жертву из класса, это ничего не даст. Их место займет кто‑то другой, так как в коллективе уже создана нездоровая атмосфера.
Сложность еще и в том, что именно учителя иногда невольно выступают инициаторами нападок на школьника со стороны сверстников. Сделал ученику нелицеприятное замечание или поиронизировал над неудачным ответом — это мгновенно подхватят одноклассники.
— К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что многие педагоги еще не понимают, что такое насилие и нарушение частных границ, — подчеркивает Эмилия Бурачевская, обращая внимание на то, что учителя порой не готовы посмотреть на ситуацию под другим углом и бросают фразы вроде «мы боремся с ребенком», «хотим, чтобы он…». Это в корне неправильно.
Да, в этом вопросе мы запаздываем, ведь темой буллинга на постсоветском пространстве занялись лишь с 2006 года. Наталья Гребень, старший преподаватель Института психологии БГПУ имени М.Танка и научный сотрудник РНПЦ психического здоровья, провела исследование среди 150 минских школьников. В анкетировании принимали участие ученики пяти классов из трех школ. Что оказалось? В среднем чуть более 17 процентов ребят признались, что никогда не подвергались травле, а 14 процентов, что постоянно становились ее жертвами, то есть были в группе риска. Юноши чуть больше подвержены исключению из группы и переживаниям, они чаще признаются: «в классе никому до меня нет дела», «когда нужно идти в школу, портится настроение» или «в классе нет настоящих друзей». При этом самой распространенной формой травли дети назвали порчу их личных вещей, затем присваивание клички. Более половины школьников отмечали, что одноклассники могут их толкнуть или ударить…
К слову, специалист приводит и такие данные: лишь 7 процентов обидчиков признают, что совершили агрессивные действия. Что же родителям делать, если их ребенок перешел все границы? Три основных совета от экспертов: принести извинения пострадавшей стороне, поговорить с чадом по душам и объяснить, почему так поступать нельзя, а также постараться урегулировать ситуацию мирно. Иначе дело может дойти до суда, а здесь уже предусмотрена ответственность как за клевету и оскорбление, так и за умышленное уничтожение или повреждение имущества.
Ты не одинок
Очень частая детская проблема — отсутствие настоящих друзей, ощущение глобального одиночества. Как помочь ребенку почувствовать себя комфортно? Скажите ему…
1. Часто твои сверстники замыкаются в себе потому, что чувствуют себя непопулярными в компании, им очень хочется быть вместе со всеми, но они просто не знают, как это сделать, и поэтому прячутся в свое одиночество. Они ждут, чтобы кто‑то взял да и пригласил бы куда‑нибудь, сделал первые шаги к общению. А почему бы тебе не взять инициативу в свои руки? Постарайся стать таким, какими хочешь видеть других людей. Будь смелее, не вешай нос.
2. Помни, что у одиночества две стороны. Для некоторых это активное творческое состояние, источник силы, возможность лучше познать себя. Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и используй с максимальной пользой для себя.
3. Не ищи причины одиночества в других, ищи в себе.
4. Научись быть хорошим слушателем, говорить не только о своих интересах.
5. Человек — большая тайна. Не жалей времени на изучение самого себя. Не бойся говорить о своей проблеме. Проблемы есть у каждого, и все они решаемы.
6. Найди новое увлечение. Вполне возможно, тогда появятся и новые друзья.
7. Чтобы иметь друзей, надо быть другом.
8. Каждый человек уникален и интересен по‑своему. Главное — пытаться понять, в чем кто неповторим, найти точки соприкосновения.
Как ответить на насмешку?
Пусть ребенок…
Определит, это дружеское подтрунивание или недружественный наезд. В первом случае на колкие слова не стоит обращать внимания, во втором — не надо горячиться. Лучше сделать глубокий вдох, приказать себе расслабиться и сосчитать в уме до 10.
Смотрит насмешнику в глаза, высоко держит голову, расправит плечи.
Реагирует твердым и уверенным голосом в зависимости от стратегии, которую сам себе определит. Можно поставить насмешку под вопрос: «Почему ты говоришь так?» Можно отправить в ответ убедительное послание: «Я хочу, чтобы ты оставил меня в покое». Можно иронично превратить обиду в комплимент: «Спасибо тебе огромное!» Можно использовать сарказм: «Ой, не смеши меня!» Можно просто уйти, представив обидчика невидимкой. Эта стратегия помогает лучше всего в том случае, если ребенку трудно отвечать словами. В любом случае все перечисленные варианты, замечено, вызывают у насмешника замешательство.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
При ЮНИСЕФ работает бесплатная телефонная линия для детей — (8‑801) 100‑16‑11. В любое время специалисты готовы выслушать и дать совет, причем беседа останется анонимной. Также полезную информацию можно найти на сайте kids.pomogut.by. Там же ежедневно с 8.00 до 20.00 есть возможность анонимно в онлайн‑режиме пообщаться с профессиональными психологами и юристами.
pasiyak@sb.by
Учителя то и дело признаются, что информации по теме буллинга не хватает. Хотя именно школа — то место, где конфликт между детьми может запросто перерасти в массовую травлю… Марина Соснина, психолог «SOS — Детской деревни Боровляны», считает: дети сами никогда не разрешат эту тупиковую ситуацию. Здесь нужна помощь взрослых, будь то учитель или родители, которые своим авторитетом смогут поставить точку в травле. Поэтому правило номер один — не молчать. Причем решать проблему нужно не отдельно с обидчиком и обиженным, а в группе, уверена Эмилия Бурачевская, специалист Республиканского центра психологической помощи:
— Если вы просто уберете агрессора или жертву из класса, это ничего не даст. Их место займет кто‑то другой, так как в коллективе уже создана нездоровая атмосфера.
Сложность еще и в том, что именно учителя иногда невольно выступают инициаторами нападок на школьника со стороны сверстников. Сделал ученику нелицеприятное замечание или поиронизировал над неудачным ответом — это мгновенно подхватят одноклассники.
— К сожалению, мы сталкиваемся с тем, что многие педагоги еще не понимают, что такое насилие и нарушение частных границ, — подчеркивает Эмилия Бурачевская, обращая внимание на то, что учителя порой не готовы посмотреть на ситуацию под другим углом и бросают фразы вроде «мы боремся с ребенком», «хотим, чтобы он…». Это в корне неправильно.
Да, в этом вопросе мы запаздываем, ведь темой буллинга на постсоветском пространстве занялись лишь с 2006 года. Наталья Гребень, старший преподаватель Института психологии БГПУ имени М.Танка и научный сотрудник РНПЦ психического здоровья, провела исследование среди 150 минских школьников. В анкетировании принимали участие ученики пяти классов из трех школ. Что оказалось? В среднем чуть более 17 процентов ребят признались, что никогда не подвергались травле, а 14 процентов, что постоянно становились ее жертвами, то есть были в группе риска. Юноши чуть больше подвержены исключению из группы и переживаниям, они чаще признаются: «в классе никому до меня нет дела», «когда нужно идти в школу, портится настроение» или «в классе нет настоящих друзей». При этом самой распространенной формой травли дети назвали порчу их личных вещей, затем присваивание клички. Более половины школьников отмечали, что одноклассники могут их толкнуть или ударить…
Ты не одинок
Очень частая детская проблема — отсутствие настоящих друзей, ощущение глобального одиночества. Как помочь ребенку почувствовать себя комфортно? Скажите ему…
1. Часто твои сверстники замыкаются в себе потому, что чувствуют себя непопулярными в компании, им очень хочется быть вместе со всеми, но они просто не знают, как это сделать, и поэтому прячутся в свое одиночество. Они ждут, чтобы кто‑то взял да и пригласил бы куда‑нибудь, сделал первые шаги к общению. А почему бы тебе не взять инициативу в свои руки? Постарайся стать таким, какими хочешь видеть других людей. Будь смелее, не вешай нос.
2. Помни, что у одиночества две стороны. Для некоторых это активное творческое состояние, источник силы, возможность лучше познать себя. Если ты чувствуешь, что одинок, найди в этом плюсы и используй с максимальной пользой для себя.
3. Не ищи причины одиночества в других, ищи в себе.
4. Научись быть хорошим слушателем, говорить не только о своих интересах.
5. Человек — большая тайна. Не жалей времени на изучение самого себя. Не бойся говорить о своей проблеме. Проблемы есть у каждого, и все они решаемы.
6. Найди новое увлечение. Вполне возможно, тогда появятся и новые друзья.
7. Чтобы иметь друзей, надо быть другом.
Как ответить на насмешку?
Пусть ребенок…
Определит, это дружеское подтрунивание или недружественный наезд. В первом случае на колкие слова не стоит обращать внимания, во втором — не надо горячиться. Лучше сделать глубокий вдох, приказать себе расслабиться и сосчитать в уме до 10.
Смотрит насмешнику в глаза, высоко держит голову, расправит плечи.
Реагирует твердым и уверенным голосом в зависимости от стратегии, которую сам себе определит. Можно поставить насмешку под вопрос: «Почему ты говоришь так?» Можно отправить в ответ убедительное послание: «Я хочу, чтобы ты оставил меня в покое». Можно иронично превратить обиду в комплимент: «Спасибо тебе огромное!» Можно использовать сарказм: «Ой, не смеши меня!» Можно просто уйти, представив обидчика невидимкой. Эта стратегия помогает лучше всего в том случае, если ребенку трудно отвечать словами. В любом случае все перечисленные варианты, замечено, вызывают у насмешника замешательство.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
При ЮНИСЕФ работает бесплатная телефонная линия для детей — (8‑801) 100‑16‑11. В любое время специалисты готовы выслушать и дать совет, причем беседа останется анонимной. Также полезную информацию можно найти на сайте kids.pomogut.by. Там же ежедневно с 8.00 до 20.00 есть возможность анонимно в онлайн‑режиме пообщаться с профессиональными психологами и юристами.
pasiyak@sb.by