Что изменится в программах озеленения наших городов в самое ближайшее время
20.05.2019 22:11:00
Вера АРТЕАГА
Работа по благоустройству и озеленению страны является лейтмотивом второго года малой родины, отмечал Президент Александр Лукашенко во время ежегодного Послания белорусскому народу и Национальному собранию. Требования Главы государства предельно понятны: следует активнее озеленять Минск и другие города страны, чтобы она «вся была в цветах и зелени». Между тем в этой сфере у нас действительно не все в порядке. 40 процентов — именно таков норматив озеленения на застроенных общегородских территориях, не ниже 30 процентов — на территориях жилых районов и микрорайонов. Но эти показатели соблюдаются далеко не везде и не всегда. Насколько озеленены наши крупные и малые города? Какие сегодня существуют законодательные препоны в плане проведения качественного озеленения территорий? На эти вопросы искали ответы участники «круглого стола», который прошел в нашей редакции.
— Как известно, ситуация с озелененностью во многих городах и районах разная. По информации, которую недавно озвучивало Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, две трети городов, райцентров и городских поселков — а изучалась ситуация в 127 из них — нормативам не соответствуют. По уровню озеленения в целом проигрывают 80 населенных пунктов страны, по уровню озеленения жилых районов — 36. Несмотря на то что информация эта предварительная, расклад в целом ясен. Давайте попробуем обозначить, какие именно проблемы с озеленением есть в регионах и в Минске?
А. Кузьмич: На самом деле задачи, поставленные нам недавним поручением Президента и Правительства, на протяжении многих лет были прописаны существующими нормативами озелененности. Поэтому сказать, что перед исполкомами стоит какая-то запредельная с точки зрения сложности исполнения задача, нельзя. Но что мы имеем? Конечно, ситуация в регионах неоднородная, проблемы ведь везде разные. Во многом это обусловлено исторически сложившейся застройкой городов, наличием или отсутствием генпланов, согласно которым населенные пункты развиваются. Сейчас мы эти данные свели, направляем предложения в областные и Минский городской исполкомы, чтобы уже в этом году они актуализировали информацию. В том числе с учетом весенних мероприятий по высадке деревьев и других зеленых насаждений. Важно, чтобы эти данные стали некой отправной точкой для движения вперед.
И. Вознячук: Я уверена: предварительные данные, которые сегодня нам предоставлены, — цифра очень условная. Анализируя подобную информацию, мы столкнулись с проблемой, когда ответственные за ее подготовку на местах, как минимум, не имеют представления о категориях зеленых насаждений. К примеру, «общего пользования» — это парки, скверы, бульвары, «ограниченного назначения» — сюда в том числе относятся и дворовые территории, а «специального назначения» — это озеленение улиц и дорог. У всех этих категорий разный землепользователь. Пока у нас не будет проведен учет объектов растительного мира по единой методике, с привлечением ГИС-технологий, создан единый информационный центр, куда бы стекались такие сведения, мы не сможем получить данные о площадях озеленения и об их состоянии. А сегодня вторая информационная составляющая попросту отсутствует. Это означает, что, даже имея парк определенной площади, мы не можем гарантировать, что он полностью выполняет возложенные на него функции.
— Многие регионы страны уже обозначили себе достаточно амбициозные цели, включив вопросы озеленения в генпланы своего развития. В частности, Минск до 2030 года планирует достичь показателя озелененности до 55 процентов в высокоплотной и смешанной многоквартирной застройке, от 30 до 70 процентов — в усадебной. У Бреста план 45 процентов до 2030 года, у Витебска — 43 процента до 2025 года, у Гомеля — 41 процент до 2025 года, у Гродно — 40,3 процента до 2030 года, у Могилева — 41 процент до 2025 года. Каким образом планируется достижение этих показателей?
А. Кузьмич: Эти цифры пре-дусмотрены генпланами областных центров, которыми в свою очередь определена разработка градостроительных проектов специального и детального планирования. При подготовке этих градостроительных проектов нужно будет учитывать общегородские перспективные показатели озелененности. Кстати, с 2017 года с внесением изменений в Закон «О растительном мире» у нас появился новый вид градостроительных проектов специального планирования — схемы озелененных территорий общего пользования. В их разработке пионером стал Минск, утвердивший схемы в начале этого года, за ним подтягиваются и другие.
А. Пузанкова: Поскольку задача была поставлена, комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома выступил заказчиком, УП «Минскградо» разработало схемы озелененных территорий общего пользования столицы. Для этого все территории подверглись серьезному анализу. С учетом прохождения сетей, теплотрасс, мест планируемой застройки под объекты социальной структуры. К слову, без учета площадей, подведомственных Минобразования, Минздраву, промышленным предприятиям, процент озелененности территорий ЖКХ, УП «Минскзеленстрой» и зеленстроев административных районов уже превышает 40. То есть для столицы мы нужного показателя достигли. Но это не значит, что ничего делать больше не нужно. Ведь во всех районах города ситуация отличается. С этой целью определено более 360 площадок, где в будущем появятся новые деревья и кустарники. Как и где это будет происходить — вся информация содержится на пилотном сайте проекта «Зеленый двор вместе». Но важно понимать: не каждый пустырь, тем более если здесь, к примеру, планируется строительство детского сада или школы, можно засаживать растениями. Тем не менее есть площадки, которые зарезервированы именно под зеленые зоны. На них законодательно запрещено строительство любых других объектов. Так, в соответствии с генпланом парки и скверы появятся вдоль рек Лошица, Мышка, зелеными станут территории на Громова и Есенина. Осенью эти работы будут продолжаться. Сделан акцент на внутридворовых территориях, где ЖКХ вместе с жителями осенью в рамках субботников смогут высадить новые зеленые насаждения при технологическом сопровождении районных зеленстроев.
— Вместе с весенним теплом в городах начинаются плановые работы служб ЖКХ по обрезке насаждений. Куцые столбики, которые они оставляют вместо деревьев, понятное дело, пугают. Такую обрезку в нормативных документах почему-то принято называть омолаживающей. Почему так происходит и уместны ли вообще такие процедуры?
И. Вознячук: Два года назад институт не согласовал проект Правил содержания озелененных территорий, который инициировало Министерство жилищно-коммунального хозяйства. В документе акцент был сделан на обрезке как основном уходе за деревьями, с чем мы категорически не согласны. Есть ряд других мероприятий, позволяющих содержать зеленые насаждения в надлежащем состоянии.
Сегодня, к большому сожалению, у отдельных землепользователей весь уход свелся к радикальной обрезке крон, которая проводится без учета породы и возраста насаждения, зачастую зимой, на фоне низких температур и без должной обработки ран. Мы считаем, эти действия не имеют ничего общего с омоложением деревьев и категорически недопустимы.
— Существуют ли исследования о последствиях такого «ухода»?
К примеру, осенью прошлого года в своем дворе я остановила обрезку 80-летнего дуба. Никто из проводивших ее не мог назвать даже породу дерева. 60-летние каштаны до обрезки имели кроны по 50 квадратных метров. Уже 4-й год подряд их кроны не достигают 12 квадратных метров. Зачем было тратить средства на обрезку здоровых деревьев? Меньше листьев? Наш институт — заложник ситуации, мы постоянно готовим ответы на справедливое возмущение граждан. Ситуацию нужно менять. Да, дворы нуждаются в уходе и омоложении, но не в таком.
А. Пузанкова: «Омолаживающие» обрезки на дворовых территориях — наша многолетняя боль. Мы неоднократно инициировали, чтобы они проходили только при наличии комиссионного согласования, чтобы было основание, что такая процедура для деревьев жизненно необходима. Например, это тополь, имеющий большое количество сухих ветвей, с опасностью их падения на проезжую часть, детскую площадку. Комиссия этот факт установила, обрезка проведена.
Мы тоже получаем очень много обращений граждан, по которым выезжаем совместно с представителями Минприроды. Главный критерий, по которому выбирают подрядчика на обрезку, — это стоимость. Если бы была необходима специальная лицензия на обрезку, таких нарушений не было бы. А при несоблюдении правил предприятие, которое работало с нарушением, лишалось бы возможности трудиться на этом рынке. Только специалист знает, какое дерево можно обрезать, а какое — нет.
— Выходит, четких правил по уходу за зелеными насаждениями на сегодня не существует? И осуществлять такой уход фактически может кто угодно?
А. Кузьмич: Вопрос с точки зрения нормативно-правового урегулирования правил содержания озелененных территорий, которые были бы четкими и понятными для всех, нужно решать. Документ должен разъяснять в том числе правила обрезки. Компетенция на установление таких правил, согласно Закону «О растительном мире», у Минжилкомхоза есть. В ожидании правил Минприроды рассматривает возможность установить некоторые минимальные требования, позволяющие не допустить вреда деревьям при их обрезке, например, определить, какие породы деревьев обрезать нельзя в принципе, а для других установить допустимые уровни. Если НАН нам в этом поможет, мы готовы распространить эту информацию на местные органы власти в регионы, на наши территориальные органы природных ресурсов и охраны окружающей среды. Тогда тех, кто нарушает требования, можно будет привлечь к ответственности. К слову, уже сегодня в обновленном Законе «О растительном мире» прописано, что обрезка в целях повышения эстетической привлекательности может осуществляться только специалистами в области озеленения.
— При строительстве нового жилья предусматриваются зеленые зоны. Но, как известно, сегодня многие новые дворы скорее напоминают каменные джунгли. Виноваты в этом застройщики, игнорирующие нормы озеленения, или кто-то иной?
А. Пузанкова: Норматив озелененности, заложенный Минстройархитектуры, в целом соблюдается. Без этого ни один проект не пройдет согласование. В этом году, когда вышло поручение Правительства о соблюдении норм озелененности территорий, мы рассматривали ситуацию в части зеленых насаждений, в частности, по микрорайону Каменная Горка в Минске. Выезжали на объекты и выяснили: все нормы соблюдены. Но дереву нужно время, чтобы вырасти. Притом что ниже второй группы саженцы сегодня не высаживаются. А это не просто семечко, не прутик, а дерево высотой не менее 2,5 метра, от 2,5 сантиметра в диаметре, в возрасте от 12 лет. Нельзя забывать, что такие районы — это бывшие сельхозугодья, присоединенные к городу. Там не было садов, нужно время, чтобы они выросли. Просто строительство жилья идет быстрее, чем растут деревья.
А. Кузьмич: Дом построен — застройщик переехал на новое место. Дальше ситуация зависит от землепользователя, который принимает новые посадки по акту. И если он не обеспечил надлежащий уход, растения гибнут. Все очень просто. Именно поэтому некоторые новые дворы не столь зеленые, как нам всем хотелось бы. Но изначально, при строительстве объектов и их приемке в эксплуатацию, все требования по проектам соблюдаются.
— Как быть, если зеленых территорий все равно недостаточно? Мир пошел по пути альтернативного озеленения, когда зелеными становятся, например, крыши домов. Какие планы у нас?
А. Пузанкова: Давайте начнем с того, что «зеленые» крыши в Минске начали появляться в 1980-х годах. Например, на проспекте Независимости напротив Национальной библиотеки было крышное озеленение, которое в процессе никак себя, увы, не показало. Во-первых, у нас очень сильные ветра, а во-вторых, насаждениям там не был обеспечен достаточный уход. Никто не говорит о том, что это плохой опыт и впредь так не нужно делать. Пожалуйста, делайте! Но нужен четкий расчет проекта, чтобы не получилось, как в Риге: крыша, где создавали зеленый сад, обвалилась. Следует просчитывать нагрузку, ведь земля, растения, полив — все это имеет вес. Важно подобрать растения, которые выживут в таких условиях. Продумать полив и предусмотреть уход. Если качественные проекты «зеленых» крыш будут, убеждена, их поддержат.
А. Кузьмич: Потом важно понимать, что жилищный кооператив, товарищество собственников должны взять на себя уход за таким садом. Препятствий для этого нет. Другое дело, что еще и на земле у нас достаточно территорий, где необходимо озеленение.
— Как известно, есть такое понятие, как компенсационные посадки. Погибло дерево во дворе, удалили его — должны высадить взамен другое. Но где оно высаживается? Граждане зачастую новых деревьев не видят.
И. Вознячук: Зачастую посадки производятся на окраинах города. И качество посадочного материала при их осуществлении оставляет желать лучшего. Пока единственное требование — расположить насаждение на территории города. А он, как известно, большой.
А. Пузанкова: В ближайшее время для Минска появится новый документ, который будет содержать требование: насаждение высаживается максимально близко к месту, где было прежнее. Если это невозможно, поскольку дерево удалялось из-за нарушения противопожарных проектов, близости теплотрассы и т.д., а высажено было в нарушение требований, тогда подбираются другие участки. Но все они согласованы с архитекторами районов.
А. Кузьмич: Недавно прошло первое рассмотрение этого проекта указа. Конечно, он еще будет дорабатываться, в том числе и по результатам замечаний общественности. Есть предложение проводить компенсационные посадки в Минске на расстоянии не более 200 метров от места удаления, конечно, при наличии таких возможностей. Если их нет, в первую очередь посадки проводить на площадях, определенных схемами озелененных территорий общего пользования в качестве перспективных. Кроме того, проектом документа определено проводить компенсационные посадки крупномерными деревьями — это 3—5-я группы.
А. Пузанкова: Из нашего опыта: хорошо приживаются и деревья второй группы. Но не забывайте, что чем старше дерево, тем дороже оно будет стоить. А это отразится на общей стоимости проекта застройки, в том числе социального — больницы, детского сада. Это наши налоги. Однако есть еще один момент. Лучше всего дерево будет чувствовать себя в зеленой зоне, во дворе, хуже — вдоль проезжей части. На то есть объективные причины. Влияние выхлопных газов, воздействие зимних противогололедных смесей.
— Зная проблемы деревьев вдоль дорог, может быть, стоит отказаться от такой зеленой защиты? Есть ли смысл высаживать дерево, где оно потенциально не выживет? Или стоит пересмотреть используемые реагенты в пользу более экологичных?
А. Пузанкова: Существует перечень деревьев, устойчивых к воздействию агрессивной среды. Хотя, конечно, в этом вопросе против природы не пойдешь: ни одно дерево не будет жить в «рассоле». Методами проб и ошибок мы выяснили, что с такими нагрузками, например, ясень справляется лучше других деревьев. Возможно, потому, что он распускается позднее и у специалистов «Минскзеленстроя» есть больше времени провести необходимый уход, промыть растение, защитить его от агрессивной среды. На зиму мы закрываем стволы таких деревьев спанбондом. Весной снимаем, стволы моем, начинаем подкормку. Сейчас можно увидеть в городе гидроимпульсные машины, подающие под большим напором питательные вещества напрямую в зону корней, поскольку просто полив здесь не работает. За счет этого пойдет питание к кронам. После этого мы работаем со стимуляторами роста, чтобы пробудить спящие почки, потому что чаще всего ближе к середине апреля на таких деревьях они поражены солью. К концу мая — началу июня деревья уже имеют зеленую крону. Да, это большой труд. Но иначе нельзя.
И.Вознячук: Без деревьев никак. Ведь они берут на себя всю агрессивную нагрузку окружающей среды. Тем не менее, возможно, стоит подсчитать целесообразность таких затрат. Может быть, есть смысл сразу покупать более дорогие, но менее агрессивные реагенты.
А. Кузьмич: Этот вопрос периодически поднимает комитет природных ресурсов Минска. Благодаря его усилиям проводились эксперименты по использованию добавок к антигололедным смесям, приобретена снегоплавильная станция, позволяющая уменьшить поступление реагентов и других химических веществ в окружающую среду. Определенное движение здесь есть. Но полностью отказаться от дешевых, проверенных десятилетиями песчано-солевых смесей город пока, увы, не может. Нужно просто продолжать искать варианты и считать экономику. Если муниципальные власти увидят, что использование других реагентов даст экономию, в том числе по уходу за зеленью, это станет толчком к тому, чтобы рассмотреть другие варианты.
А. Пузанкова: Не нужно забывать, что смеси используются на дорогах, не в парках и скверах, поэтому большой экономии может и не быть. Лет пять назад мы с комитетом природных ресурсов города делали такие расчеты. Пока затраты на безопасность движения и наш уход несопоставимы.
И. Вознячук: Тем не менее даже после комплексного ухода без смены реагентов мы пока видим ряды деревьев-мучеников, которые с трудом выживают в таких условиях. По разным причинам количество деревьев вдоль дорог сокращается, а качество оставшихся остается неудовлетворительным. Если в былые времена в дождь можно было, прячась под кронами, добежать с работы до дома, сейчас это лишь воспоминание. Деревья нужно спасать!
ЭТО ФАКТ
В этом году более 240 000 деревьев и кустарников высадят в населенных пунктах страны.
ВАЖНО
Правительство уже поставило задачу перед руководством областей: ежегодно по весне утверждать и реализовывать планы по озеленению населенных пунктов, обращая особое внимание на территории новостроек. Пока минимальные значения нормативов для регионов страны составляют от 9 до 20 квадратных метров на человека в жилой застройке и 40 процентов площади застроенной части города.
В разговоре приняли участие заместитель начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Кузьмич, руководитель службы по благоустройству и содержанию объектов зеленого хозяйства УП «Минскзеленстрой» Анжелика Пузанкова и ведущий научный сотрудник сектора мониторинга растительного мира Института экспериментальной ботаники имени В.Ф. Купревича НАН Ирина Вознячук.
Андрей Кузьмич.
Анжелика Пузанкова.
Ирина Вознячук.
Города зеленого цвета
|
|
Ирина Вознячук. |
— Как известно, ситуация с озелененностью во многих городах и районах разная. По информации, которую недавно озвучивало Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, две трети городов, райцентров и городских поселков — а изучалась ситуация в 127 из них — нормативам не соответствуют. По уровню озеленения в целом проигрывают 80 населенных пунктов страны, по уровню озеленения жилых районов — 36. Несмотря на то что информация эта предварительная, расклад в целом ясен. Давайте попробуем обозначить, какие именно проблемы с озеленением есть в регионах и в Минске?
А. Кузьмич: На самом деле задачи, поставленные нам недавним поручением Президента и Правительства, на протяжении многих лет были прописаны существующими нормативами озелененности. Поэтому сказать, что перед исполкомами стоит какая-то запредельная с точки зрения сложности исполнения задача, нельзя. Но что мы имеем? Конечно, ситуация в регионах неоднородная, проблемы ведь везде разные. Во многом это обусловлено исторически сложившейся застройкой городов, наличием или отсутствием генпланов, согласно которым населенные пункты развиваются. Сейчас мы эти данные свели, направляем предложения в областные и Минский городской исполкомы, чтобы уже в этом году они актуализировали информацию. В том числе с учетом весенних мероприятий по высадке деревьев и других зеленых насаждений. Важно, чтобы эти данные стали некой отправной точкой для движения вперед.
И. Вознячук: Я уверена: предварительные данные, которые сегодня нам предоставлены, — цифра очень условная. Анализируя подобную информацию, мы столкнулись с проблемой, когда ответственные за ее подготовку на местах, как минимум, не имеют представления о категориях зеленых насаждений. К примеру, «общего пользования» — это парки, скверы, бульвары, «ограниченного назначения» — сюда в том числе относятся и дворовые территории, а «специального назначения» — это озеленение улиц и дорог. У всех этих категорий разный землепользователь. Пока у нас не будет проведен учет объектов растительного мира по единой методике, с привлечением ГИС-технологий, создан единый информационный центр, куда бы стекались такие сведения, мы не сможем получить данные о площадях озеленения и об их состоянии. А сегодня вторая информационная составляющая попросту отсутствует. Это означает, что, даже имея парк определенной площади, мы не можем гарантировать, что он полностью выполняет возложенные на него функции.
— Многие регионы страны уже обозначили себе достаточно амбициозные цели, включив вопросы озеленения в генпланы своего развития. В частности, Минск до 2030 года планирует достичь показателя озелененности до 55 процентов в высокоплотной и смешанной многоквартирной застройке, от 30 до 70 процентов — в усадебной. У Бреста план 45 процентов до 2030 года, у Витебска — 43 процента до 2025 года, у Гомеля — 41 процент до 2025 года, у Гродно — 40,3 процента до 2030 года, у Могилева — 41 процент до 2025 года. Каким образом планируется достижение этих показателей?
А. Кузьмич: Эти цифры пре-дусмотрены генпланами областных центров, которыми в свою очередь определена разработка градостроительных проектов специального и детального планирования. При подготовке этих градостроительных проектов нужно будет учитывать общегородские перспективные показатели озелененности. Кстати, с 2017 года с внесением изменений в Закон «О растительном мире» у нас появился новый вид градостроительных проектов специального планирования — схемы озелененных территорий общего пользования. В их разработке пионером стал Минск, утвердивший схемы в начале этого года, за ним подтягиваются и другие.
А. Пузанкова: Поскольку задача была поставлена, комитет архитектуры и градостроительства Мингорисполкома выступил заказчиком, УП «Минскградо» разработало схемы озелененных территорий общего пользования столицы. Для этого все территории подверглись серьезному анализу. С учетом прохождения сетей, теплотрасс, мест планируемой застройки под объекты социальной структуры. К слову, без учета площадей, подведомственных Минобразования, Минздраву, промышленным предприятиям, процент озелененности территорий ЖКХ, УП «Минскзеленстрой» и зеленстроев административных районов уже превышает 40. То есть для столицы мы нужного показателя достигли. Но это не значит, что ничего делать больше не нужно. Ведь во всех районах города ситуация отличается. С этой целью определено более 360 площадок, где в будущем появятся новые деревья и кустарники. Как и где это будет происходить — вся информация содержится на пилотном сайте проекта «Зеленый двор вместе». Но важно понимать: не каждый пустырь, тем более если здесь, к примеру, планируется строительство детского сада или школы, можно засаживать растениями. Тем не менее есть площадки, которые зарезервированы именно под зеленые зоны. На них законодательно запрещено строительство любых других объектов. Так, в соответствии с генпланом парки и скверы появятся вдоль рек Лошица, Мышка, зелеными станут территории на Громова и Есенина. Осенью эти работы будут продолжаться. Сделан акцент на внутридворовых территориях, где ЖКХ вместе с жителями осенью в рамках субботников смогут высадить новые зеленые насаждения при технологическом сопровождении районных зеленстроев.
Палки из земли
— Вместе с весенним теплом в городах начинаются плановые работы служб ЖКХ по обрезке насаждений. Куцые столбики, которые они оставляют вместо деревьев, понятное дело, пугают. Такую обрезку в нормативных документах почему-то принято называть омолаживающей. Почему так происходит и уместны ли вообще такие процедуры?
И. Вознячук: Два года назад институт не согласовал проект Правил содержания озелененных территорий, который инициировало Министерство жилищно-коммунального хозяйства. В документе акцент был сделан на обрезке как основном уходе за деревьями, с чем мы категорически не согласны. Есть ряд других мероприятий, позволяющих содержать зеленые насаждения в надлежащем состоянии.
Сегодня, к большому сожалению, у отдельных землепользователей весь уход свелся к радикальной обрезке крон, которая проводится без учета породы и возраста насаждения, зачастую зимой, на фоне низких температур и без должной обработки ран. Мы считаем, эти действия не имеют ничего общего с омоложением деревьев и категорически недопустимы.
— Существуют ли исследования о последствиях такого «ухода»?
И. Вознячук: По наблюдениям, после обрезки до 10 процентов деревьев не дают побегов, а количество погибших в течение последующих пяти лет доходит до 50 процентов. Если в Минске топингованию подвержены насаждения территорий специального и ограниченного пользования, то в отдельных городах страны — Могилеве, Городке, Толочине и других населенных пунктах — таким образом «омолаживают» целые центральные парки и скверы. Проблема еще и в том, что такую обрезку проводят неспециалисты. Выигравшим тендер организациям достаточно иметь лицензию на пользование пилой.
А. Пузанкова: «Омолаживающие» обрезки на дворовых территориях — наша многолетняя боль. Мы неоднократно инициировали, чтобы они проходили только при наличии комиссионного согласования, чтобы было основание, что такая процедура для деревьев жизненно необходима. Например, это тополь, имеющий большое количество сухих ветвей, с опасностью их падения на проезжую часть, детскую площадку. Комиссия этот факт установила, обрезка проведена.
Мы тоже получаем очень много обращений граждан, по которым выезжаем совместно с представителями Минприроды. Главный критерий, по которому выбирают подрядчика на обрезку, — это стоимость. Если бы была необходима специальная лицензия на обрезку, таких нарушений не было бы. А при несоблюдении правил предприятие, которое работало с нарушением, лишалось бы возможности трудиться на этом рынке. Только специалист знает, какое дерево можно обрезать, а какое — нет.
— Выходит, четких правил по уходу за зелеными насаждениями на сегодня не существует? И осуществлять такой уход фактически может кто угодно?
А. Кузьмич: Вопрос с точки зрения нормативно-правового урегулирования правил содержания озелененных территорий, которые были бы четкими и понятными для всех, нужно решать. Документ должен разъяснять в том числе правила обрезки. Компетенция на установление таких правил, согласно Закону «О растительном мире», у Минжилкомхоза есть. В ожидании правил Минприроды рассматривает возможность установить некоторые минимальные требования, позволяющие не допустить вреда деревьям при их обрезке, например, определить, какие породы деревьев обрезать нельзя в принципе, а для других установить допустимые уровни. Если НАН нам в этом поможет, мы готовы распространить эту информацию на местные органы власти в регионы, на наши территориальные органы природных ресурсов и охраны окружающей среды. Тогда тех, кто нарушает требования, можно будет привлечь к ответственности. К слову, уже сегодня в обновленном Законе «О растительном мире» прописано, что обрезка в целях повышения эстетической привлекательности может осуществляться только специалистами в области озеленения.
Сады и крыши
— При строительстве нового жилья предусматриваются зеленые зоны. Но, как известно, сегодня многие новые дворы скорее напоминают каменные джунгли. Виноваты в этом застройщики, игнорирующие нормы озеленения, или кто-то иной?
А. Пузанкова: Норматив озелененности, заложенный Минстройархитектуры, в целом соблюдается. Без этого ни один проект не пройдет согласование. В этом году, когда вышло поручение Правительства о соблюдении норм озелененности территорий, мы рассматривали ситуацию в части зеленых насаждений, в частности, по микрорайону Каменная Горка в Минске. Выезжали на объекты и выяснили: все нормы соблюдены. Но дереву нужно время, чтобы вырасти. Притом что ниже второй группы саженцы сегодня не высаживаются. А это не просто семечко, не прутик, а дерево высотой не менее 2,5 метра, от 2,5 сантиметра в диаметре, в возрасте от 12 лет. Нельзя забывать, что такие районы — это бывшие сельхозугодья, присоединенные к городу. Там не было садов, нужно время, чтобы они выросли. Просто строительство жилья идет быстрее, чем растут деревья.
А. Кузьмич: Дом построен — застройщик переехал на новое место. Дальше ситуация зависит от землепользователя, который принимает новые посадки по акту. И если он не обеспечил надлежащий уход, растения гибнут. Все очень просто. Именно поэтому некоторые новые дворы не столь зеленые, как нам всем хотелось бы. Но изначально, при строительстве объектов и их приемке в эксплуатацию, все требования по проектам соблюдаются.
— Как быть, если зеленых территорий все равно недостаточно? Мир пошел по пути альтернативного озеленения, когда зелеными становятся, например, крыши домов. Какие планы у нас?
А. Пузанкова: Давайте начнем с того, что «зеленые» крыши в Минске начали появляться в 1980-х годах. Например, на проспекте Независимости напротив Национальной библиотеки было крышное озеленение, которое в процессе никак себя, увы, не показало. Во-первых, у нас очень сильные ветра, а во-вторых, насаждениям там не был обеспечен достаточный уход. Никто не говорит о том, что это плохой опыт и впредь так не нужно делать. Пожалуйста, делайте! Но нужен четкий расчет проекта, чтобы не получилось, как в Риге: крыша, где создавали зеленый сад, обвалилась. Следует просчитывать нагрузку, ведь земля, растения, полив — все это имеет вес. Важно подобрать растения, которые выживут в таких условиях. Продумать полив и предусмотреть уход. Если качественные проекты «зеленых» крыш будут, убеждена, их поддержат.
А. Кузьмич: Потом важно понимать, что жилищный кооператив, товарищество собственников должны взять на себя уход за таким садом. Препятствий для этого нет. Другое дело, что еще и на земле у нас достаточно территорий, где необходимо озеленение.
Баш на баш
— Как известно, есть такое понятие, как компенсационные посадки. Погибло дерево во дворе, удалили его — должны высадить взамен другое. Но где оно высаживается? Граждане зачастую новых деревьев не видят.
И. Вознячук: Зачастую посадки производятся на окраинах города. И качество посадочного материала при их осуществлении оставляет желать лучшего. Пока единственное требование — расположить насаждение на территории города. А он, как известно, большой.
А. Пузанкова: В ближайшее время для Минска появится новый документ, который будет содержать требование: насаждение высаживается максимально близко к месту, где было прежнее. Если это невозможно, поскольку дерево удалялось из-за нарушения противопожарных проектов, близости теплотрассы и т.д., а высажено было в нарушение требований, тогда подбираются другие участки. Но все они согласованы с архитекторами районов.
А. Кузьмич: Недавно прошло первое рассмотрение этого проекта указа. Конечно, он еще будет дорабатываться, в том числе и по результатам замечаний общественности. Есть предложение проводить компенсационные посадки в Минске на расстоянии не более 200 метров от места удаления, конечно, при наличии таких возможностей. Если их нет, в первую очередь посадки проводить на площадях, определенных схемами озелененных территорий общего пользования в качестве перспективных. Кроме того, проектом документа определено проводить компенсационные посадки крупномерными деревьями — это 3—5-я группы.
А. Пузанкова: Из нашего опыта: хорошо приживаются и деревья второй группы. Но не забывайте, что чем старше дерево, тем дороже оно будет стоить. А это отразится на общей стоимости проекта застройки, в том числе социального — больницы, детского сада. Это наши налоги. Однако есть еще один момент. Лучше всего дерево будет чувствовать себя в зеленой зоне, во дворе, хуже — вдоль проезжей части. На то есть объективные причины. Влияние выхлопных газов, воздействие зимних противогололедных смесей.
Дерево в «рассоле»
— Зная проблемы деревьев вдоль дорог, может быть, стоит отказаться от такой зеленой защиты? Есть ли смысл высаживать дерево, где оно потенциально не выживет? Или стоит пересмотреть используемые реагенты в пользу более экологичных?
А. Пузанкова: Существует перечень деревьев, устойчивых к воздействию агрессивной среды. Хотя, конечно, в этом вопросе против природы не пойдешь: ни одно дерево не будет жить в «рассоле». Методами проб и ошибок мы выяснили, что с такими нагрузками, например, ясень справляется лучше других деревьев. Возможно, потому, что он распускается позднее и у специалистов «Минскзеленстроя» есть больше времени провести необходимый уход, промыть растение, защитить его от агрессивной среды. На зиму мы закрываем стволы таких деревьев спанбондом. Весной снимаем, стволы моем, начинаем подкормку. Сейчас можно увидеть в городе гидроимпульсные машины, подающие под большим напором питательные вещества напрямую в зону корней, поскольку просто полив здесь не работает. За счет этого пойдет питание к кронам. После этого мы работаем со стимуляторами роста, чтобы пробудить спящие почки, потому что чаще всего ближе к середине апреля на таких деревьях они поражены солью. К концу мая — началу июня деревья уже имеют зеленую крону. Да, это большой труд. Но иначе нельзя.
И.Вознячук: Без деревьев никак. Ведь они берут на себя всю агрессивную нагрузку окружающей среды. Тем не менее, возможно, стоит подсчитать целесообразность таких затрат. Может быть, есть смысл сразу покупать более дорогие, но менее агрессивные реагенты.
А. Кузьмич: Этот вопрос периодически поднимает комитет природных ресурсов Минска. Благодаря его усилиям проводились эксперименты по использованию добавок к антигололедным смесям, приобретена снегоплавильная станция, позволяющая уменьшить поступление реагентов и других химических веществ в окружающую среду. Определенное движение здесь есть. Но полностью отказаться от дешевых, проверенных десятилетиями песчано-солевых смесей город пока, увы, не может. Нужно просто продолжать искать варианты и считать экономику. Если муниципальные власти увидят, что использование других реагентов даст экономию, в том числе по уходу за зеленью, это станет толчком к тому, чтобы рассмотреть другие варианты.
А. Пузанкова: Не нужно забывать, что смеси используются на дорогах, не в парках и скверах, поэтому большой экономии может и не быть. Лет пять назад мы с комитетом природных ресурсов города делали такие расчеты. Пока затраты на безопасность движения и наш уход несопоставимы.
И. Вознячук: Тем не менее даже после комплексного ухода без смены реагентов мы пока видим ряды деревьев-мучеников, которые с трудом выживают в таких условиях. По разным причинам количество деревьев вдоль дорог сокращается, а качество оставшихся остается неудовлетворительным. Если в былые времена в дождь можно было, прячась под кронами, добежать с работы до дома, сейчас это лишь воспоминание. Деревья нужно спасать!
ЭТО ФАКТ
В этом году более 240 000 деревьев и кустарников высадят в населенных пунктах страны.
ВАЖНО
Правительство уже поставило задачу перед руководством областей: ежегодно по весне утверждать и реализовывать планы по озеленению населенных пунктов, обращая особое внимание на территории новостроек. Пока минимальные значения нормативов для регионов страны составляют от 9 до 20 квадратных метров на человека в жилой застройке и 40 процентов площади застроенной части города.