Кочанова: следует осмысленно, целенаправленно, планомерно формировать союзную культуру инновационного развития
28.06.2024 14:05:00
Максим ОСИПОВ
За последние годы Беларусь и Россия реализовали целый ряд стратегически важных задач, благодаря чему добились прорывных успехов, а союзная интеграция вышла на новый этап развития. Однако сама суть нынешней эпохи состоит в том, чтобы не останавливаться на достигнутом. Об этом заявила в своем выступлении на пленарном заседании XI Форума регионов Беларуси и России, который проходит 27–28 июня в Витебске, Полоцке и Новополоцке, председатель Совета Республики Национального собрания Беларуси Наталья Кочанова.
Председатель Совета Республики отметила, что о готовности наших стран взаимодействовать еще интенсивнее свидетельствуют Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства до 2026 года, где сделан акцент на совместном развитии отраслей реального сектора экономики:
— Это означает, что ближайшие годы станут прорывными по целому ряду направлений, таких как станкостроение, машиностроение, самолетостроение. Вместе с тем еще требует глубокого осмысления и совместной практической проработки ряд концептуальных вопросов, от решения которых напрямую зависит успешность инновационного развития Союзного государства.
Наталья Кочанова тезисно перечислила их:
— Первое. Создание инновационной продукции — многосложный непрерывный процесс, который требует глубокой вовлеченности всех заинтересованных — государственных органов и организаций, бизнеса, научных и экспертных учреждений, общественных объединений, средств массовой информации. Благоприятствовать этому должно прежде всего формируемое единое научно-технологическое пространство Беларуси и России, предполагающее обеспечение взаимного доступа к исследовательской инфраструктуре, формирование эффективной системы коммуникации между научными коллективами, гармонизацию нормативно-правовой базы. Стратегию научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года следует наполнить конкретными мероприятиями, обеспеченными необходимыми правовыми, организационными, финансовыми инструментами. Несомненно, определение в качестве головных научных организаций по реализации стратегии — Национальной академии наук Беларуси и научно-исследовательского центра «Курчатовский институт», где сконцентрированы основные научные компетенции наших стран, — даст свой результат.
Второе. Мы должны больше знать инновационный потенциал и фактические возможности друг друга, объединять наши преимущества и вместе создавать эксклюзивные, востребованные рынком товары и услуги, передовые ресурсосберегающие и экологичные промышленные технологии, повышающие конкурентоспособность союзной экономики. Прекрасным примером демонстрации инновационных достижений служат выставки и презентации, организованные в дни проведения Форума.
Третье. Сфера науки и высоких технологий не может существовать сама по себе, а должна быть хорошо интегрирована в реальный сектор экономики. Но и промышленность в свою очередь обязана формировать четкий запрос на конкретные новшества, наращивать инвестиции в исследования и разработки, задавать вектор технологического развития. Бизнес и государство должны нести солидарную ответственность за поддержку прикладной науки. У наших стран огромные перспективы сотрудничества в сфере развития атомной энергетики, производства накопителей энергии, микроэлектроники, лазерной техники, ядерной медицины, биотехнологий, генной инженерии, разработки вакцин. Большие перспективы у нас в сфере создания космического оборудования и кораблестроения, искусственного интеллекта и информационных технологий, больших данных, виртуальной дополненной реальности и по многим другим направлениям, где у нас уже есть серьезный задел и мы обязаны его в полной мере использовать на благо прогресса.
Говоря о четвертом аспекте, Наталья Кочанова сформулировала его так:
— Инфраструктурная система создания, внедрения, реализации и утилизации инновационной продукции нуждается в постоянном совершенствовании. Сегодня сотрудничество между регионами Беларуси и России развивается весьма продуктивно. Активно поддерживаются контакты. Проактивность руководителей на местах может служить примером для многих органов республиканского и федерального уровня, министерств и комитетов. Непосредственно заинтересованными напрямую решаются вопросы заключения соглашений, подписания коммерческих контрактов, реализации совместных проектов в самых различных сферах.
Также спикер Совета Республики обратила внимание участников форума на тот факт, что инновационная экономика является достаточно капиталоемкой, требует значительных инвестиционных вложений. Однако наряду с финансовой составляющей для их успешной реализации не менее важен человеческий потенциал. Инновационное развитие надо развернуть лицом к обычным людям, сделать инновационную экономику по-настоящему народной, не потеряв за инновациями самого человека.
Наталья Кочанова уверена, что на внешнем контуре Союзного государства основными задачами инновационных белорусских и российских компаний в сотрудничестве с зарубежными организациями, прежде всего по линии ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АСЕАН, являются развитие многосторонней научной дипломатии, содействие исследовательской деятельности, обеспечение реализации межправительственных соглашений, создание совместных инновационных научно-технологических центров, разработка и реализация совместных программ инновационного развития:
— И главное — нам следует осмысленно, целенаправленно, планомерно формировать союзную культуру инновационного развития в условиях постглобального мира.
Председатель Совета Республики отметила, что о готовности наших стран взаимодействовать еще интенсивнее свидетельствуют Основные направления реализации положений Договора о создании Союзного государства до 2026 года, где сделан акцент на совместном развитии отраслей реального сектора экономики:
— Это означает, что ближайшие годы станут прорывными по целому ряду направлений, таких как станкостроение, машиностроение, самолетостроение. Вместе с тем еще требует глубокого осмысления и совместной практической проработки ряд концептуальных вопросов, от решения которых напрямую зависит успешность инновационного развития Союзного государства.
Наталья Кочанова тезисно перечислила их:
— Первое. Создание инновационной продукции — многосложный непрерывный процесс, который требует глубокой вовлеченности всех заинтересованных — государственных органов и организаций, бизнеса, научных и экспертных учреждений, общественных объединений, средств массовой информации. Благоприятствовать этому должно прежде всего формируемое единое научно-технологическое пространство Беларуси и России, предполагающее обеспечение взаимного доступа к исследовательской инфраструктуре, формирование эффективной системы коммуникации между научными коллективами, гармонизацию нормативно-правовой базы. Стратегию научно-технологического развития Союзного государства на период до 2035 года следует наполнить конкретными мероприятиями, обеспеченными необходимыми правовыми, организационными, финансовыми инструментами. Несомненно, определение в качестве головных научных организаций по реализации стратегии — Национальной академии наук Беларуси и научно-исследовательского центра «Курчатовский институт», где сконцентрированы основные научные компетенции наших стран, — даст свой результат.
Второе. Мы должны больше знать инновационный потенциал и фактические возможности друг друга, объединять наши преимущества и вместе создавать эксклюзивные, востребованные рынком товары и услуги, передовые ресурсосберегающие и экологичные промышленные технологии, повышающие конкурентоспособность союзной экономики. Прекрасным примером демонстрации инновационных достижений служат выставки и презентации, организованные в дни проведения Форума.
Третье. Сфера науки и высоких технологий не может существовать сама по себе, а должна быть хорошо интегрирована в реальный сектор экономики. Но и промышленность в свою очередь обязана формировать четкий запрос на конкретные новшества, наращивать инвестиции в исследования и разработки, задавать вектор технологического развития. Бизнес и государство должны нести солидарную ответственность за поддержку прикладной науки. У наших стран огромные перспективы сотрудничества в сфере развития атомной энергетики, производства накопителей энергии, микроэлектроники, лазерной техники, ядерной медицины, биотехнологий, генной инженерии, разработки вакцин. Большие перспективы у нас в сфере создания космического оборудования и кораблестроения, искусственного интеллекта и информационных технологий, больших данных, виртуальной дополненной реальности и по многим другим направлениям, где у нас уже есть серьезный задел и мы обязаны его в полной мере использовать на благо прогресса.
Говоря о четвертом аспекте, Наталья Кочанова сформулировала его так:
— Инфраструктурная система создания, внедрения, реализации и утилизации инновационной продукции нуждается в постоянном совершенствовании. Сегодня сотрудничество между регионами Беларуси и России развивается весьма продуктивно. Активно поддерживаются контакты. Проактивность руководителей на местах может служить примером для многих органов республиканского и федерального уровня, министерств и комитетов. Непосредственно заинтересованными напрямую решаются вопросы заключения соглашений, подписания коммерческих контрактов, реализации совместных проектов в самых различных сферах.
Также спикер Совета Республики обратила внимание участников форума на тот факт, что инновационная экономика является достаточно капиталоемкой, требует значительных инвестиционных вложений. Однако наряду с финансовой составляющей для их успешной реализации не менее важен человеческий потенциал. Инновационное развитие надо развернуть лицом к обычным людям, сделать инновационную экономику по-настоящему народной, не потеряв за инновациями самого человека.
Наталья Кочанова уверена, что на внешнем контуре Союзного государства основными задачами инновационных белорусских и российских компаний в сотрудничестве с зарубежными организациями, прежде всего по линии ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АСЕАН, являются развитие многосторонней научной дипломатии, содействие исследовательской деятельности, обеспечение реализации межправительственных соглашений, создание совместных инновационных научно-технологических центров, разработка и реализация совместных программ инновационного развития:
— И главное — нам следует осмысленно, целенаправленно, планомерно формировать союзную культуру инновационного развития в условиях постглобального мира.