Бонус за быструю уплату штрафов, общественные работы и особый подход к детям-нарушителям. В Генпрокуратуре рассказали о предложениях по изменению КоАП
15.04.2020 22:43:22
Светлана ИСАЕНОК
Генеральная прокуратура подготовила свои предложения по изменению КоАП и ПИКоАП. Перед этим прокуроры изучили практику применения законодательства, собрали мнения от прокуроров областей, ознакомились с учеными трудами юристов нашей и других стран. Владимир Круковский, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры, рассказал, какие изменения могли бы быть внесены в кодексы.
Перед прокурором объемная папка. Все предложения с обоснованиями, которые направили в специальную межведомственную комиссию, созданную специально для выработки новых редакций кодексов, разместились на 54 листах. Предложения, выдвинутые ведомством, касаются совершенно разных аспектов кодексов. В процессе интервью мы остановились на самых интересных.
О лишних статьях
Сегодня в КоАП немало статей, которые вовсе не применяются. «Например, — рассказывает прокурор, — статья о наказании за неоплаченный провоз ручной клади в общественном транспорте. Она предусматривает ответственность в виде штрафа в размере двух базовых величин. Она вообще ни разу не использовалась». При выявлении подобных нарушений должностные лица транспортной инспекции, как правило, предлагают просто оплатить стоимость провоза вещей. Это быстрее и менее трудозатратно, чем привлекать человека к ответственности.
Вот еще пример — с 2009 года ни разу в стране не применялась статья, которая определяет ответственность за уничтожение или повреждение посевов. «Возможно, — рассуждает прокурор, — это связано с тем, что в КоАП есть сопредельная статья — уничтожение или повреждение имущества».
Никогда не применялась и статья, которая предусматривает ответственность за нецелевое использование средств, заработанных на республиканских субботниках или за невыдачу архивного документа. «В прошлом году по 88 составам статей КоАП не был привлечен ни один человек. По 13 статьям никто не привлекался с 2010 года, — рассказывает прокурор. — Безусловно, это не значит, что статьи нужно просто взять и упразднить. Ведь цель наказания в том числе воспитание и предупреждение нарушения. Возможно, граждане не нарушают эти правила, зная, что за это грозит ответственность». Тем не менее прокуроры предлагают серьезно подумать, нужны ли нам такие статьи, как «Незаконное проведение кастингов», «Нарушение порядка приобретения печатного оборудования», «Нарушение установленного порядка рассылки обязательных бесплатных экземпляров документов». Ведь фактически они попросту занимают место в КоАП.
Нет дохода, чтобы уплатить штраф? Отработай на благо общества
Сегодня КоАП предусматривает применение такой меры ответственности, как исправительные работы. По мнению Круковского, так как исправительные работы могут назначаться лишь правонарушителю, имеющему место работы, мера не так эффективна, как могла бы быть: «Назначение штрафа лицам с невысоким уровнем доходов либо не имеющим постоянной работы и постоянного заработка, нецелесообразно и заведомо неисполнимо. Применение же административного ареста как наиболее суровой меры наказания не во всех случаях является обоснованным». Поэтому прокуроры предлагают установить новый тип ответственности — общественные работы, пусть нарушитель потрудится бесплатно на пользу общества. Так наказывают в России, Украине и других странах. По мнению Круковского, введение такого типа ответственности поможет уменьшить задолженности по невзысканным штрафам, а также будет иметь значительный профилактический эффект, особенно в небольших населенных пунктах: «Например, вынужденное выполнение работ по благоустройству территории, восстановлению испорченного общественного имущества «на глазах общественности» если и не послужит воспитанию правонарушителя, то будет способствовать его воздержанию в дальнейшем от совершения противоправных действий в целях избежания такого вида наказания и общественного резонанса».
К детям-нарушителям — особый подход
Прокурор считает, что в КоАП должна появиться отдельная часть, которая устанавливает особенности привлечения к административной ответственности детей. «Также необходимо уменьшить для несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности, срок, по истечении которого он считается не подвергшимся административному взысканию. Мы предлагаем определить его в 6 месяцев. Нужно понимать, что дети не осознают в равной степени со взрослыми степень общественной опасности своего поведения. Также дети при правильной организации воспитательной работы легче меняют свои психологические установки и поведение», — считает Владимир Круковский. По его мнению, также следует определить максимальный предел административного штрафа для несовершеннолетнего с условием наличия дохода у подростка — не более 10 базовых величин.
И самое главное, предлагается увеличить возраст, с кото-рого несовершеннолетний может нести административную ответственность, — с 14 до 16 лет.
Право на правосудие
Одна из причин для масштабного редактирования КоАП, которая ранее называлась специалистами, — слишком большое количество тех, кто имеет право вести процесс. Сегодня это могут делать в том числе и негосударственные организации. «За нарушения правил пользования жилыми помещениями — товарищества собственников, жилищно-строительные и потребительские кооперативы могут налагать взыскания. За нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и правил охоты — представители организаций, ведущих рыболовецкое и охотничье хозяйство. На наш взгляд, это не совсем правильно», — по мнению прокурора, административное преследование и решение вопроса о применении мер ответственности должно осуществляться только уполномоченными государственными органами. Это будет согласовываться с публичным, государственно-властным характером административного процесса. Еще один интересный момент. Некоторые организации хоть и обладают правом привлечения к административной ответственности нарушителей, не пользуются им. В пример Владимир Круковский приводит, в частности, Министерство культуры, Министерство информации, Государственный комитет по науке и технологиям: «Данные органы на протяжении 2017 — 2019 годов эти полномочия не реализовывали и протоколы не составляли. В связи с этим полагаем возможным исключить названные органы из числа органов, наделенных правом составления протоколов об административных правонарушениях».
Заплатил вовремя — получай скидку
Самое интересное, что предлагает прокуратура, касается стимулов для оперативной уплаты штрафов.
«Мы предлагаем, — говорит прокурор, — добавить норму о том, что штраф, оплаченный не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления, уплачивается в размере половины суммы наложенного взыскания».
А это значит, что нарушители, которые не станут затягивать с уплатой, получат своеобразный бонус за дисциплинированность. Что в конечном итоге может положительно повлиять на правовую культуру граждан.
Кроме этого, Генеральная прокуратура предлагает расширить перечень правонарушений, по которым ответственность наступает по требованию потерпевшего. Ведь только при поступлении соответствующего заявления от потерпевшего, уверен Круковский, предлагается начинать административный процесс за обман потребителей, самоуправство, воспрепятствование проведению митинга и демонстрации, нарушение права на свободу объединений и др.
Прокуроры также предлагают сократить неоправданно увеличенные сроки наложения административного взыскания по ряду административных правонарушений, не представляющих большой общественной опасности. «Есть также идея с 3 лет до 2 месяцев сократить сроки наложения административного взыскания за такие правонарушения, как нарушение законодательства о книге замечаний и предложений, нарушение порядка заготовления грибов, ягод, нарушение правил рыболовства и охоты и другие», — говорит Владимир Круковский. За правонарушения, которые связаны с законодательством об обращении граждан, административных процедурах, и другие административную ответственность предлагается также смягчить.
isaenok@sb.by
Перед прокурором объемная папка. Все предложения с обоснованиями, которые направили в специальную межведомственную комиссию, созданную специально для выработки новых редакций кодексов, разместились на 54 листах. Предложения, выдвинутые ведомством, касаются совершенно разных аспектов кодексов. В процессе интервью мы остановились на самых интересных.
О лишних статьях
Сегодня в КоАП немало статей, которые вовсе не применяются. «Например, — рассказывает прокурор, — статья о наказании за неоплаченный провоз ручной клади в общественном транспорте. Она предусматривает ответственность в виде штрафа в размере двух базовых величин. Она вообще ни разу не использовалась». При выявлении подобных нарушений должностные лица транспортной инспекции, как правило, предлагают просто оплатить стоимость провоза вещей. Это быстрее и менее трудозатратно, чем привлекать человека к ответственности.
Вот еще пример — с 2009 года ни разу в стране не применялась статья, которая определяет ответственность за уничтожение или повреждение посевов. «Возможно, — рассуждает прокурор, — это связано с тем, что в КоАП есть сопредельная статья — уничтожение или повреждение имущества».
Никогда не применялась и статья, которая предусматривает ответственность за нецелевое использование средств, заработанных на республиканских субботниках или за невыдачу архивного документа. «В прошлом году по 88 составам статей КоАП не был привлечен ни один человек. По 13 статьям никто не привлекался с 2010 года, — рассказывает прокурор. — Безусловно, это не значит, что статьи нужно просто взять и упразднить. Ведь цель наказания в том числе воспитание и предупреждение нарушения. Возможно, граждане не нарушают эти правила, зная, что за это грозит ответственность». Тем не менее прокуроры предлагают серьезно подумать, нужны ли нам такие статьи, как «Незаконное проведение кастингов», «Нарушение порядка приобретения печатного оборудования», «Нарушение установленного порядка рассылки обязательных бесплатных экземпляров документов». Ведь фактически они попросту занимают место в КоАП.
Нет дохода, чтобы уплатить штраф? Отработай на благо общества
Сегодня КоАП предусматривает применение такой меры ответственности, как исправительные работы. По мнению Круковского, так как исправительные работы могут назначаться лишь правонарушителю, имеющему место работы, мера не так эффективна, как могла бы быть: «Назначение штрафа лицам с невысоким уровнем доходов либо не имеющим постоянной работы и постоянного заработка, нецелесообразно и заведомо неисполнимо. Применение же административного ареста как наиболее суровой меры наказания не во всех случаях является обоснованным». Поэтому прокуроры предлагают установить новый тип ответственности — общественные работы, пусть нарушитель потрудится бесплатно на пользу общества. Так наказывают в России, Украине и других странах. По мнению Круковского, введение такого типа ответственности поможет уменьшить задолженности по невзысканным штрафам, а также будет иметь значительный профилактический эффект, особенно в небольших населенных пунктах: «Например, вынужденное выполнение работ по благоустройству территории, восстановлению испорченного общественного имущества «на глазах общественности» если и не послужит воспитанию правонарушителя, то будет способствовать его воздержанию в дальнейшем от совершения противоправных действий в целях избежания такого вида наказания и общественного резонанса».
К детям-нарушителям — особый подход
Прокурор считает, что в КоАП должна появиться отдельная часть, которая устанавливает особенности привлечения к административной ответственности детей. «Также необходимо уменьшить для несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности, срок, по истечении которого он считается не подвергшимся административному взысканию. Мы предлагаем определить его в 6 месяцев. Нужно понимать, что дети не осознают в равной степени со взрослыми степень общественной опасности своего поведения. Также дети при правильной организации воспитательной работы легче меняют свои психологические установки и поведение», — считает Владимир Круковский. По его мнению, также следует определить максимальный предел административного штрафа для несовершеннолетнего с условием наличия дохода у подростка — не более 10 базовых величин.
И самое главное, предлагается увеличить возраст, с кото-рого несовершеннолетний может нести административную ответственность, — с 14 до 16 лет.
Право на правосудие
Одна из причин для масштабного редактирования КоАП, которая ранее называлась специалистами, — слишком большое количество тех, кто имеет право вести процесс. Сегодня это могут делать в том числе и негосударственные организации. «За нарушения правил пользования жилыми помещениями — товарищества собственников, жилищно-строительные и потребительские кооперативы могут налагать взыскания. За нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и правил охоты — представители организаций, ведущих рыболовецкое и охотничье хозяйство. На наш взгляд, это не совсем правильно», — по мнению прокурора, административное преследование и решение вопроса о применении мер ответственности должно осуществляться только уполномоченными государственными органами. Это будет согласовываться с публичным, государственно-властным характером административного процесса. Еще один интересный момент. Некоторые организации хоть и обладают правом привлечения к административной ответственности нарушителей, не пользуются им. В пример Владимир Круковский приводит, в частности, Министерство культуры, Министерство информации, Государственный комитет по науке и технологиям: «Данные органы на протяжении 2017 — 2019 годов эти полномочия не реализовывали и протоколы не составляли. В связи с этим полагаем возможным исключить названные органы из числа органов, наделенных правом составления протоколов об административных правонарушениях».
Заплатил вовремя — получай скидку
Самое интересное, что предлагает прокуратура, касается стимулов для оперативной уплаты штрафов.
«Мы предлагаем, — говорит прокурор, — добавить норму о том, что штраф, оплаченный не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления, уплачивается в размере половины суммы наложенного взыскания».
А это значит, что нарушители, которые не станут затягивать с уплатой, получат своеобразный бонус за дисциплинированность. Что в конечном итоге может положительно повлиять на правовую культуру граждан.
Кроме этого, Генеральная прокуратура предлагает расширить перечень правонарушений, по которым ответственность наступает по требованию потерпевшего. Ведь только при поступлении соответствующего заявления от потерпевшего, уверен Круковский, предлагается начинать административный процесс за обман потребителей, самоуправство, воспрепятствование проведению митинга и демонстрации, нарушение права на свободу объединений и др.
Прокуроры также предлагают сократить неоправданно увеличенные сроки наложения административного взыскания по ряду административных правонарушений, не представляющих большой общественной опасности. «Есть также идея с 3 лет до 2 месяцев сократить сроки наложения административного взыскания за такие правонарушения, как нарушение законодательства о книге замечаний и предложений, нарушение порядка заготовления грибов, ягод, нарушение правил рыболовства и охоты и другие», — говорит Владимир Круковский. За правонарушения, которые связаны с законодательством об обращении граждан, административных процедурах, и другие административную ответственность предлагается также смягчить.
isaenok@sb.by