Беларусь на пороге глобальных перемен в сфере автоматизации управленческих процессов
20.12.2017 07:15:00
Развитие в Беларуси цифровой экономики как части амбициозного проекта построения IT–страны — одна из приоритетных задач. Граждане и бизнес, в свою очередь, ждут от государства простого, быстрого и эффективного диалога. Его способно обеспечить электронное правительство. Хотя к этому термину не все до конца привыкли, понятно, что речь о новых формах взаимодействия государственных органов, оптимизации предоставления услуг, поддержке и расширении возможностей самообслуживания граждан... На каком мы сейчас этапе?
Трудно поверить, но всего 15 лет назад у нас практически отсутствовали механизмы взаимодействия в электронном виде органов государственного управления как между собой, так и с юридическими и физическими лицами. Необходимые сведения люди получали, обивая пороги различных организаций либо ведя изнурительную переписку. Проблема требовала решения, и в конце концов были созданы общегосударственная автоматизированная информационная система, система межведомственного электронного документооборота государственных органов и госсистема управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи. Оператором этих межведомственных систем стал открытый в 2012 году Оперативно–аналитическим центром при Президенте Национальный центр электронных услуг. И сейчас не проблема в режиме онлайн заполнить или предоставить электронные формы, произвести оплату. Более того, для получения нужных бумаг можно совершить всего один визит в государственный орган либо вовсе без него обойтись — необходимый документ, обладающий всеми полномочиями бумажного собрата, оформят и в электронном виде. Новые грани потенциала электронного правительства проявляются регулярно. Директор РУП «Национальный центр электронных услуг» (НЦЭУ, •ces.by) Андрей Ильин (на снимке) убежден, что мы стоим на пороге глобальных перемен в сфере автоматизации управленческих процессов, и главная задача сейчас — вовремя научиться пользоваться предоставляемыми возможностями:
— Наше предприятие — тот межведомственный оператор, который помогает юридическим и физическим лицам получать данные из органов госуправления. На основе этих сведений формируется перечень соответствующих электронных услуг и административных процедур. По состоянию на середину декабря в стране доступно 90 электронных услуг от 12 государственных органов. Кроме того, с ноября идет переход на использование второй очереди системы «Одно окно», 250 административных процедур переводятся в электронный вид. Конечно, хочется большего, и работа в этом направлении ведется.
Центральная платформа для получения электронных услуг гражданами и бизнесом — Единый портал электронных услуг (ЕПЭУ, portal.gov.by). Это точка доступа к различным сервисам и источник информации об административных процедурах. Здесь используется технология дистанционного заказа, а результаты выполнения видны в режиме реального времени. Уже более 2.000.000 электронных услуг оказано, и еженедельно наблюдается положительная динамика еще в 100.000. Резкий прирост пользователей происходит, когда ведомства переводят ту или иную процедуру в электронный вид. К примеру, МВД недавно предоставило возможность передавать информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства через ЕПЭУ, и этим сервисом уже пользуются большинство гостиниц, агроусадьбы, индивидуальные предприниматели.
Разумеется, далеко не все услуги бесплатны, но ведь за ценную информацию, как и за новые возможности, надо раскошелиться. Возьмем, к примеру, электронный документооборот. В стране более 8.600 участников такого обмена имеют возможность отправлять и получать на 100% юридически значимые электронные документы. Еще один плюс — можно использовать программное обеспечение от различных производителей. В электронном обороте еженедельно находятся около 60.000 документов, тогда как в 2013–м было всего 300 (!). Это гигантский шаг вперед. Андрей Ильин вспоминает:
— На заре электронного документооборота многие не понимали, зачем тратить деньги на саму систему, на компьютерную технику, оплату труда инженеров. Сейчас слово «зачем» потихоньку исчезает из лексикона организаций, особенно тех, кто активно переходит на электронный документооборот, более эффективный и менее затратный. Все больше субъектов хозяйствования понимают, что иначе рано или поздно столкнешься с кризисом. Так что неудивительно, что, к примеру, ключи электронной цифровой подписи (ЭЦП), используемые для работы в 20 информационных системах, уже обрели более 250.000 владельцев. Ежедневно их количество увеличивается от 500 до 1.500. В стране создана сеть из 34 регистрационных центров, где оказывают весь спектр услуг по регистрации пользователей, выпуску сертификатов открытого ключа, выдаче средств ЭЦП.
Пока ключи ЭЦП используют в основном представители госструктур, крупного и малого бизнеса, индивидуальные предприниматели для решения ежедневных производственных задач. Оно и понятно: нынче стоимость ЭЦП — около 70 рублей. Все большую популярность этот электронный инструмент аутентификации набирает и среди физических лиц. Ожидается, что массово его использовать начнут уже в ближайшем будущем — тогда, когда значимое количество повседневных житейских задач, где требуется идентифицировать личность, можно будет решать посредством Единого портала электронных услуг или интернета в целом. Но и сейчас уже есть чем похвастаться: в Беларуси мобильные операторы МТС и velcom, а также НЦЭУ оказывают услугу по предоставлению электронной цифровой подписи на сим–картах. Осталось выстроить грамотную тарифную политику, потому что цена такого электронного ключа примерно идентична стоимости ЭЦП. Уже в начале 2018 года поклонников IT–технологий ожидает акция, призванная заинтересовать население в получении мобильных ключей. И не за горами тот день, когда ими будут открываться множество дверей в отечественном электронном правительстве.
ТОП–5 ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ ЕДИНОГО ПОРТАЛА ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ
• Передача информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства.
• Подтверждение операторами электросвязи сведений об абонентах.
• Информация о размере получаемой пенсии.
• Включение сведений в реестр бытовых услуг, торговый реестр.
• Информация о принадлежащих конкретному физическому лицу правах на объекты недвижимого имущества.
ШТРИХИ К ПРОБЛЕМЕ
Электронные услуги и административные процедуры давно перешагнули границы интернета. Для тех, кто крайне далек от IT–технологий, в Беларуси существует институт информационных посредников в составе РУП «Белпочта» и РУП «Белтелеком». Однако их возможности пока ограничены небольшим количеством услуг. Наша страна не настроена слепо копировать опыт Москвы или Тбилиси, где аналогичные функции возложены на финансируемые из бюджета многофункциональные центры обслуживания населения. Есть предложение использовать иную модель работы: расширить институт информационных посредников за счет сети нотариусов, пунктов Национального кадастрового агентства и ряда других организаций, активно работающих с населением. Это менее затратно, зато удобно для граждан.
СПРАВКА «СБ»
РУП «Национальный центр электронных услуг» выступает инфраструктурным оператором базовых компонентов электронного правительства — важнейших межведомственных информационных систем, а также систем и сервисов идентификации. Это:
• система межведомственного документооборота государственных органов;
• общегосударственная автоматизированная информационная система;
• интегрированная информационная система ЕАЭС;
• единая информационная система контроля за выполнением поручений Президента;
• система защищенной электронной почты Mailgov;
• удостоверяющие и регистрационные центры Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи (ГосСУОК);
• сервис доверенной третьей стороны.
ЦИФРЫ «СБ»
Доля административных процедур и государственных услуг, оказываемых в электронном виде в Беларуси, в 2022 году должна составить не менее 75%.
ФАКТ
ООН раз в два года проводит глобальное исследование в области электронного правительства. По результатам 2016 года, Беларусь заняла 49–е место из 193 стран в рейтинге готовности к нему. Для сравнения: в 2010–м у нас было 64–е место, в 2014–м — 55–е.
nesterov@sb.by
P.S. «СБ» и РУП «Национальный центр электронных услуг» готовы ответить на любые вопросы читателей, касающиеся развития в стране электронного правительства — системы информационно–коммуникационных технологий, обеспечивающих взаимодействие граждан, бизнеса, различных ветвей государственной власти и госслужащих при оказании государственных услуг. Ждем ваших писем и предложений.
Трудно поверить, но всего 15 лет назад у нас практически отсутствовали механизмы взаимодействия в электронном виде органов государственного управления как между собой, так и с юридическими и физическими лицами. Необходимые сведения люди получали, обивая пороги различных организаций либо ведя изнурительную переписку. Проблема требовала решения, и в конце концов были созданы общегосударственная автоматизированная информационная система, система межведомственного электронного документооборота государственных органов и госсистема управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи. Оператором этих межведомственных систем стал открытый в 2012 году Оперативно–аналитическим центром при Президенте Национальный центр электронных услуг. И сейчас не проблема в режиме онлайн заполнить или предоставить электронные формы, произвести оплату. Более того, для получения нужных бумаг можно совершить всего один визит в государственный орган либо вовсе без него обойтись — необходимый документ, обладающий всеми полномочиями бумажного собрата, оформят и в электронном виде. Новые грани потенциала электронного правительства проявляются регулярно. Директор РУП «Национальный центр электронных услуг» (НЦЭУ, •ces.by) Андрей Ильин (на снимке) убежден, что мы стоим на пороге глобальных перемен в сфере автоматизации управленческих процессов, и главная задача сейчас — вовремя научиться пользоваться предоставляемыми возможностями:
— Наше предприятие — тот межведомственный оператор, который помогает юридическим и физическим лицам получать данные из органов госуправления. На основе этих сведений формируется перечень соответствующих электронных услуг и административных процедур. По состоянию на середину декабря в стране доступно 90 электронных услуг от 12 государственных органов. Кроме того, с ноября идет переход на использование второй очереди системы «Одно окно», 250 административных процедур переводятся в электронный вид. Конечно, хочется большего, и работа в этом направлении ведется.
Центральная платформа для получения электронных услуг гражданами и бизнесом — Единый портал электронных услуг (ЕПЭУ, portal.gov.by). Это точка доступа к различным сервисам и источник информации об административных процедурах. Здесь используется технология дистанционного заказа, а результаты выполнения видны в режиме реального времени. Уже более 2.000.000 электронных услуг оказано, и еженедельно наблюдается положительная динамика еще в 100.000. Резкий прирост пользователей происходит, когда ведомства переводят ту или иную процедуру в электронный вид. К примеру, МВД недавно предоставило возможность передавать информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства через ЕПЭУ, и этим сервисом уже пользуются большинство гостиниц, агроусадьбы, индивидуальные предприниматели.
Разумеется, далеко не все услуги бесплатны, но ведь за ценную информацию, как и за новые возможности, надо раскошелиться. Возьмем, к примеру, электронный документооборот. В стране более 8.600 участников такого обмена имеют возможность отправлять и получать на 100% юридически значимые электронные документы. Еще один плюс — можно использовать программное обеспечение от различных производителей. В электронном обороте еженедельно находятся около 60.000 документов, тогда как в 2013–м было всего 300 (!). Это гигантский шаг вперед. Андрей Ильин вспоминает:
— На заре электронного документооборота многие не понимали, зачем тратить деньги на саму систему, на компьютерную технику, оплату труда инженеров. Сейчас слово «зачем» потихоньку исчезает из лексикона организаций, особенно тех, кто активно переходит на электронный документооборот, более эффективный и менее затратный. Все больше субъектов хозяйствования понимают, что иначе рано или поздно столкнешься с кризисом. Так что неудивительно, что, к примеру, ключи электронной цифровой подписи (ЭЦП), используемые для работы в 20 информационных системах, уже обрели более 250.000 владельцев. Ежедневно их количество увеличивается от 500 до 1.500. В стране создана сеть из 34 регистрационных центров, где оказывают весь спектр услуг по регистрации пользователей, выпуску сертификатов открытого ключа, выдаче средств ЭЦП.
Пока ключи ЭЦП используют в основном представители госструктур, крупного и малого бизнеса, индивидуальные предприниматели для решения ежедневных производственных задач. Оно и понятно: нынче стоимость ЭЦП — около 70 рублей. Все большую популярность этот электронный инструмент аутентификации набирает и среди физических лиц. Ожидается, что массово его использовать начнут уже в ближайшем будущем — тогда, когда значимое количество повседневных житейских задач, где требуется идентифицировать личность, можно будет решать посредством Единого портала электронных услуг или интернета в целом. Но и сейчас уже есть чем похвастаться: в Беларуси мобильные операторы МТС и velcom, а также НЦЭУ оказывают услугу по предоставлению электронной цифровой подписи на сим–картах. Осталось выстроить грамотную тарифную политику, потому что цена такого электронного ключа примерно идентична стоимости ЭЦП. Уже в начале 2018 года поклонников IT–технологий ожидает акция, призванная заинтересовать население в получении мобильных ключей. И не за горами тот день, когда ими будут открываться множество дверей в отечественном электронном правительстве.
ТОП–5 ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ ЕДИНОГО ПОРТАЛА ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ
• Передача информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства.
• Подтверждение операторами электросвязи сведений об абонентах.
• Информация о размере получаемой пенсии.
• Включение сведений в реестр бытовых услуг, торговый реестр.
• Информация о принадлежащих конкретному физическому лицу правах на объекты недвижимого имущества.
ШТРИХИ К ПРОБЛЕМЕ
СПРАВКА «СБ»
РУП «Национальный центр электронных услуг» выступает инфраструктурным оператором базовых компонентов электронного правительства — важнейших межведомственных информационных систем, а также систем и сервисов идентификации. Это:
• система межведомственного документооборота государственных органов;
• общегосударственная автоматизированная информационная система;
• интегрированная информационная система ЕАЭС;
• единая информационная система контроля за выполнением поручений Президента;
• система защищенной электронной почты Mailgov;
• удостоверяющие и регистрационные центры Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи (ГосСУОК);
• сервис доверенной третьей стороны.
ЦИФРЫ «СБ»
ФАКТ
ООН раз в два года проводит глобальное исследование в области электронного правительства. По результатам 2016 года, Беларусь заняла 49–е место из 193 стран в рейтинге готовности к нему. Для сравнения: в 2010–м у нас было 64–е место, в 2014–м — 55–е.
nesterov@sb.by
P.S. «СБ» и РУП «Национальный центр электронных услуг» готовы ответить на любые вопросы читателей, касающиеся развития в стране электронного правительства — системы информационно–коммуникационных технологий, обеспечивающих взаимодействие граждан, бизнеса, различных ветвей государственной власти и госслужащих при оказании государственных услуг. Ждем ваших писем и предложений.