Для самоназвавшейся "интеллектуальной элиты страны" пришла пора действий
17.08.2018 08:40:00
Андрей МУКОВОЗЧИК
Знаете, нечто подобное истории с паролями БЕЛТА должно было случиться. Хотя бы для того, чтобы четко различить, «кто есть тут кто». Или даже — «кто есть тут».
Договоримся об определениях. Считать себя «интеллигентом» для достаточно большой группы населения у нас стало модно, а потом и жизненно необходимо (в плане поиска ее, жизни, смысла) уже лет 50 назад. Такое «кухонное» самоощущение (а не реальные дела) выделяет «из толпы», поднимает, так сказать, ввысь. В последнее время это стало еще и легко: хочешь считать себя «литератором» — заведи блог и пиши. «Аналитиком» или там «методологом» — полно сайтов, которые твои анализы будут печатать за неимением похожих своих. «Журналистом» тоже стать можно, причем таким — с правами и без обязанностей.
Можно даже стать «общественным деятелем», непрерывно тыкая пальцем в недостатки и генерируя непосильное для остальных количество писем, запросов, петиций и прочего (опять же выраженного исключительно с помощью написанных букв) потока. Пришли и закрепились эвфемизмы: поток всего вот этого стали называть контентом, графоманию — блогерством, желчное недержание речи — имманентным качеством «активистов гражданского общества».
На ресурсах — потоком статьи в стиле «да там и тырить–то было нечего!» и «надо бы извиниться перед задержанными». Кучи «прогнозов», на любой вкус и кошелек заказчика. Эссе о перенесенных страданиях. Но никто из них, образованных, буквы складно складывающих, никто (!) не рискнул сказать ничего похожего на «закон не нарушен», «под не своими паролями не заходили», «чужого не брали». О чем же тогда и для чего весь этот «интеллигентский» шум?
В интернете, где стесняться не требуется, — сплошные проклятия, перемежаемые редкими здравомыслящими «но ведь реально–то за дело, разве нет?». К слову: забавно смотреть, как желание непременно высказаться конфликтует с необходимой самокритичностью. Экономист Романчук пускается в литературщину: «вызов обществу, честь мундира, назло соседу уши отморожу». Писатель же Мартинович смотрит в калькулятор: «каждый час подрывает позиции Беларуси в торговле с Россией». Ведь в чем в чем, а уж в экономике литератор разбирается, будьте покойны. В общем, «интеллектуальная элита» дождалась своего часа, не зря собирали.
«Интеллигенция — обслуживающий элемент, не общественный класс, — сказал Иосиф Виссарионович Сталин, беседуя с Лионом Арон–Мейеровичем Фейхтвангером. — Есть такая группа интеллигенции, которая не связана с производством, как литераторы, работники культуры. Они мнят себя «солью земли», командующей силой, стоящей над общественными классами». Есть у нас ТУТ интеллектуалы уровня Фейхтвангера, чтобы с грохотом опровергнуть? Он–то со Сталиным спорить не стал.
Не оспаривая ни слова, продолжу мысль. Уверен, что самые умные из «героев публичной сферы», в определенном смысле создатели и совладельцы «интеллектуальной элиты страны», — отлично сформулированное осознают. Понимают, какие (и соответственно чьи) интересы они — руками своих присных, отбитыми о клавиатуру, — обслуживают. Присные же свято верят (и кухонная тусовка их в этой убежденности не устает до поры поддерживать), что именно они — это «усе, хто можа зрабiць нешта прыгожае». Других — нет. Что же сказать про остальных, «хто не дахiлiўся»? — «Усё, што яны робяць, — гэта пачварны калгас».
Я далек от мысли, что белорусская интеллигенция вся такая или что в стране нет интеллектуалов. Не вся, и достаточно. Тут все дело в самоназвании. Скажем, из знакомых ученых, мыслителей, общественных деятелей, успешных бизнесменов и т.д. — никто не назовет себя «интеллектуалом». Потому что хорошо понимают (нутром чуют) — «не это поднимает ввысь». Точно так же, как учителя или врачи обычно не кичатся «интеллигентностью». Настоящие журналисты — тоже такие, классные зоотехники, опытные инженеры такие... Речь сейчас именно о тех, кому самоназвание и тонны написанных букв, хоть на сайтах, хоть «в комментах», дают «самоопределение» и точку опоры.
И чтобы без недомолвок: да, я обслуживаю (не выдергивайте полцитаты, пожалуйста) ту идею, что Беларусь стала суверенным государством. И должна таковым остаться. Что белорусам надо сохранить ту мораль, ту «памяркоўнасць ды разважлiвасць» и даже ту «абыякавасць да жыцця» — короче говоря, тот менталитет, что есть. А не бежать, «задрав штаны», — теперь почему–то за поляками, за литовцами, за немцами да голландцами. Что диким законам капитализма на этой земле не место. А если место — то в загородках. Что мы победили страшного врага — страшного для очень и очень многих, пусть даже эти многие забывчивы. После вероломного внезапного нападения. Огромной ценой. Но победили. Мы.
Вот такие идеи обслуживаю я — и еще очень–очень многие. Гораздо больше людей на эти идеи работают — в полях и в цехах, в кабинетах и в коридорах, на своих предприятиях и на государственных. И мне искренне обидно, когда неглупые и даже небесталанные люди говорят и пишут дурости. Часто просто потому, что своих идей–то у них толком и нет. А чужие им не торопятся сформулировать. «Ганьба! — Так а что сделать–то надо? — Поломать тут все, разбурить этот колхоз! — Сломаем, дальше что? — Само наладится! — А если нет? — Не знаю. Тошно мне тут, душно, огня дайте, огня!..» — это разговор гражданина с гражданином? Да. Небезразличного с неравнодушным? Допустим. При этом очевидно: думающего с почему–то принципиально тупящим.
Мне за таких сограждан обидно. А вот им, «интеллигентной элите», им вкус и талант — и правда, данные с рождения (а может, воспитанные ненавидимой ими школой, книгами, фильмами?), — не устают напоминать, что тупость — это тупик. И тогда прорывается нутро. Не те люди вокруг, не тот народ (опять) достался. Вот такой почти что манифест появился «по итогам задержаний» в сети: «Iм трэба на добры лад проста ўзяць i здохнуць. Бо з iх нiчога не будзе. З iх пустымi бошкамi, маленькiмi вочкамi, тоўстымi пальчыкамi. З iх туфлямi i пiнжакамi. З iх яб...мi мiнiстэрствамi i планамi на продаж бульбы». Этот искренний, абсцессный прорыв ненависти даже собрал свои «лайки». И не думайте, что сказано в сердцах, — это позиция: «Я вас ненавiджу, бо вы — бессэнсоўныя нiкчэмныя безыдэйныя кавалкi тухлага мяса».
Так что недавнее «общественное возбуждение» (и в первую, и в главную очередь — по поводу TUT.by) позволило с холодной головой оценить достаточную часть «интеллектуальной элиты». Что имеем: «интеллектуальный клуб» создан, есть совладельцы и управляющие, ниже несколько бурлящих интеллектом «кухонь», у каждой — кружок своих заранее согласных «интеллигентов». Те, правда, ни писать, ни даже внимательно читать не умеют, но «комменты» в сетях лупить один за одним — лучше их не найдешь. И все это любовно пропитано ненавистью. До степени «здохнiце вы ўсе». Осталось лишь собрать где–то по куче камней — так, что ли? Или кто–то оповестит, когда подвезут? Не самой же «элите» руки марать...
Закончу, чтобы кого до истерики довести, а кого и поддержать, цитатой из той же беседы тех же действительно интеллигентных людей. «Роль интеллигенции — служебная, довольно почетная, но служебная. Чем лучше интеллигенция распознает интересы господствующих классов и чем лучше она их обслуживает, тем большую роль она играет. В этих рамках и на этой базе ее роль серьезная».
Восемьдесят лет назад сказано. А ведь — не поспоришь.