Клавдий–строитель
10.02.2011
Актер «Павлинки» в министерском кресле
Все началось с роли Степана Криницкого в спектакле «Павлинка». Играл Клавдий отца Павлинки на петербургских подмостках, в студенческом театре, организованном белорусами, которых было в ту пору много в Петербурге. Дуж–Душевский учился в престижном горном институте. Тягу к зодчеству Клавдий перенял от отца, который, несмотря на шляхетское происхождение, не чурался работы руками и слыл отличным строителем.
В Петербурге, во время «театральных встреч» с земляками, Дуж–Душевский осознал себя белорусом. А после знакомства с Янкой Купалой, Вацлавом Ластовским стал заметной фигурой в Вильно. Немудрено, что в первые годы после Октябрьской революции он представлял в прибалтийских странах интересы Белорусской Народной Республики.
Прочное положение в обществе, достаток позволяли Дуж–Душевскому жертвовать временем и средствами на поддержку земляков: он создал первую организацию белорусской диаспоры в Литве, затем товарищество белорусско–литовской дружбы, редактировал несколько журналов.
Автограф на «Метрополитене»
В то же время он успел окончить технический факультет каунасского университета Витаутаса Великого, заслужив специальность инженера–строителя (в 1944 — 1946 годах он будет преподавать здесь в статусе доцента). И сразу принялся за дело — строить.
В 1928 — 1929 годах, сразу после окончания университета, Дуж–Душевский работал в проектном бюро Дубенецкого. Затем, до 1940 года, значился референтом по строительству почтового управления министерства связи Литвы.
Не случайно среди работ Клавдия Степановича много почтовых зданий, радиостанций — от Клайпеды до Каунаса, кроме того — проекты заводов, жилых домов. Многие по сей день работают, обжиты. Но многие «неопознаны». Так, Каунасский драмтеатр (бывшее кино «Метрополитен») до недавних пор приписывали Дубенецкому. Только сейчас признано, что известный в Каунасе дом Пурицкиса строил Дуж–Душевский.
Прогулка по Лайсвес аллее
Освобождение принесла Красная Армия в 1944 году. Но несколько лет спокойной работы в университете Витаутаса Великого закончились повторным арестом. Обвиняли инженера в национализме — белорусском, литовском, польском. Стандартная формулировка для деятеля, жившего в межвоенное время в бурной Литве.
Только в 1955–м Дуж–Душевского освободили, потом реабилитировали. В 1959–м он скончался...
В начале 90–х в одной из вильнюсских белорусских газет было напечатано совсем короткое интервью с сыном Клавдия — Степаном Дуж–Душевским. Он, однако, немногое рассказал об отце. Сегодня мы только знаем, что похоронен архитектор в Каунасе на кладбище Пятрашюнай.
Недавно в интернете некий Vyrud опубликовал рассказ о Клавдии Степановиче. Поводом послужило случайное совпадение: на кладбище Пятрашюнай похоронены бабушка и дедушка блоггера. Могила известного белоруса заинтересовала энтузиаста. Он стал собирать информацию об архитекторе и создал галерею творческого наследия нашего земляка. Пожалуй, сегодня это самый подробный «альбом» работ мастера.
Vyrud считает Дуж–Душевского классиком каунасского модернизма начала ХХ века, сравнивая представителей этого стиля с авторами виленского барокко XVIII века. Такая параллель кажется слегка натянутой. Но говорит о достойном человеке из Глубокого в литовской, белорусской, а может, и во всей европейской культуре. Чтобы осмыслить этот феномен, нам еще понадобится время.
Если вам случится вдруг проходить по популярной у туристов каунасской Лайсвес аллее, где жил и работал наш зодчий, задумайтесь об этом, помяните добрым словом Клавдия Степановича Дуж–Душевского.
Прямая речь
— З Каўнаса К.Дуж–Душэўскi прыслаў у музей (Виленский белорусский музей. — В.К.) цэлую пачку школьных падручнiкаў. Некаторыя з iх былi iм самiм перакладзены на беларускую мову i з’яўлялiся каштоўнай дапамогай для моладзi, якая вучылася па старых, даваенных рускiх i польскiх падручнiках. Мова яго перакладаў была без нiякiх спадароўскiх дзiвосаў — жывая, зразумелая, народная. Я запiсаў яго адрас: Каўнас, Лайсвес алея, 72, каб перадаць яго нашым хлопцам. Хай напiшуць яму. Можа, i iм дапаможа сваiмi кнiгамi. К.Дуж–Душэўскi працуе ў Каўнасе галоўным архiтэктарам. Матэрыяльна забяспечаны. Дзякуючы яго дапамозе i музей сяк–так яшчэ можа iснаваць. Апошнi раз, калi ён наведаў Вiльню, здаецца, хацеў знайсцi перакладчыкаў з лiтоўскай на беларускую мову i некаторыя з гэтых кнiг выдаць.