Различать полевые культуры и разбираться в технике. Чему учат в агроклассах
15.11.2018 15:09:35
Диана ШЕСТАКЕВИЧ
С сентября десятиклассники 202 школ наравне с математикой, историей и белорусским языком изучают породы крупного рогатого скота и пытаются понять принцип работы тракторного двигателя. А все потому, что они ученики агроклассов. Ребята, выбравшие для себя такой профиль, на углубленном уровне постигают физику, химию, биологию или географию, а также раз в неделю посещают факультатив курса «Введение в аграрные специальности». Как проходят такие занятия? Хорошо ли составлена учебная программа? И пригодятся ли знания, полученные на факультативе, в реальной жизни? «Знаменка» попыталась разобраться.
Новинка года
Средняя школа № 1 имени В. Марцинкевича в Крупках – одно из самых прогрессивных учебных заведений района: здесь перешли на электронные дневники и журналы, реализуется инновационный проект по энергосбережению. А с этого учебного года в школе начали заниматься профессиональной подготовкой секретарей и каменщиков. Но главным нововведением директор Елена Бомберова называет открытие агрокласса:
– Мы много лет сотрудничаем с факультетом довузовской подготовки Белорусского государственного аграрного технического университета. А когда весной услышали об идее создания агроклассов, решились на эксперимент.
Попасть в класс с приставкой «агро» получили шанс школьники, чей средний балл в свидетельстве об общем базовом образовании – не ниже пяти. А по профильным предметам (школы сами выбирают, какие дисциплины будут изучаться на повышенном уровне. – Прим. «ЗН») нужно иметь оценки от шести и выше. Директор вспоминает, что, прежде чем объявить набор в агрокласс, для будущих десятиклассников и их родителей провели собрание, на котором рассказали о плюсах нововведения:
– Агроклассы воспринимали с осторожностью, как и все новое. Мы объяснили, что посещение факультатива не обязывает детей поступать в вузы сельскохозяйственного профиля. Но знания, которые ребята получат, им точно пригодятся.
А как же тритикале?
В кабинете № 11 педагога дожидается группа десятиклассников. На занятия в шестой школьный день никто не опаздывает, и, несмотря на раннее пробуждение, все внимательны, собраны и готовы получить новую порцию знаний.
Учитель географии Елена Денисова начинает урок с повторения пройденного материала
Первую встречу после осенних каникул учитель географии и по совместительству преподаватель факультатива Елена Денисова начинает с повторения пройденного. Для разминки Елена Галактионовна предлагает угадать сельскохозяйственную культуру по описанию:
– Одна из основных культур мирового земледелия. По урожайности превосходит все зерновые, уступает только рису. В мировом производстве зерна занимает третье место после пшеницы и риса. Что же это?
Не успевает педагог закончить вопрос, как поднимается сразу несколько рук. Конечно же, речь идет о кукурузе. Так же безошибочно ребята определяют пшеницу, овес, рис.
– Елена Галактионовна, а почему не было загадки про тритикале? – интересуется Яна Костина. – Это ведь тоже очень интересная и распространенная культура.
– Молодец, Яна! Это был тест на внимательность. Что ты знаешь о тритикале?
– Это гибрид ржи и пшеницы, который вывели совсем недавно. Он неприхотлив к погодным условиям и дает урожай больше, чем «родители». Эту злаковую культуру выращивают и в нашем Крупском районе. Летом пойду работать на зерносушилку и увижу тритикале.
От теории переходим к практике. Елена Денисова делит учеников по парам и раздает таблицы с заданиями: кому-то нужно составить график, как по годам изменялся валовый сбор основных сельскохозяйственных культур в нашей стране, кому-то – изобразить в столбчатых диаграммах динамику увеличения и уменьшения посевных площадей. Ядвига Дрозд берет в правую руку цветной карандаш, в левую – линейку и принимается за работу:
– Строить графики не сложно. Главное – внимательно переносить данные из таблицы к себе в тетрадь и не ошибиться в клеточках: в нашем случае один сантиметр – это тысяча гектаров.
Будущие аграрии должны отличать горох от перловки и лен от риса
Без практики никак
В заключение урока учитель предлагает будущим аграриям любопытное задание – по внешнему виду отличить перловку от гороха, лен от риса и манку от пшеницы. Первым это сделать вызвался Юрий Ермаков. Парень быстро и точно назвал все культуры и определил, к каким группам они относятся:
– Когда с мамой ходим за покупками, удивляю ее интересными фактами о содержимом нашей продуктовой корзины. Например, ежегодно в стране выращивается около 8 000 000 тонн картошки, это три процента от мирового сбора.
– Папа ремонтирует технику. С детства наблюдаю, как ловко он орудует гаечными ключами. Когда я подрос, начал ему помогать. После учебы хочу вернуться в родные Крупки и работать с большими машинами.
Трудиться на своей малой родине после университета мечтает и Карина Жданович. Школьница грезит о карьере менеджера и не исключает, что в будущем станет председателем СПК:
– Почему бы и нет! В Крупском районе есть куда устроиться.
Учитель Елена Денисова рада, что ее уроки помогают ребятам определиться и найти свое место в жизни:
– Программа факультатива охватывает несколько школьных предметов: собраны темы по химии, биологии, физике, географии. Учебников пока нет, но преподаватели БГАТУ составили конспекты, поэтому материалов достаточно.
К каждому занятию Елена Денисова подбирает картинки и видеоролики. Со следующего факультатива школьники начинают изучать животноводство, а в этой теме без примеров сложно:
– Вместе с управлением по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома организованы экскурсии на сельхозпредприятия района. Теория из конспекта – хорошо, но без практики никак.
shestakevich@sb.by
Фото автора
Новинка года
Средняя школа № 1 имени В. Марцинкевича в Крупках – одно из самых прогрессивных учебных заведений района: здесь перешли на электронные дневники и журналы, реализуется инновационный проект по энергосбережению. А с этого учебного года в школе начали заниматься профессиональной подготовкой секретарей и каменщиков. Но главным нововведением директор Елена Бомберова называет открытие агрокласса:
– Мы много лет сотрудничаем с факультетом довузовской подготовки Белорусского государственного аграрного технического университета. А когда весной услышали об идее создания агроклассов, решились на эксперимент.
Попасть в класс с приставкой «агро» получили шанс школьники, чей средний балл в свидетельстве об общем базовом образовании – не ниже пяти. А по профильным предметам (школы сами выбирают, какие дисциплины будут изучаться на повышенном уровне. – Прим. «ЗН») нужно иметь оценки от шести и выше. Директор вспоминает, что, прежде чем объявить набор в агрокласс, для будущих десятиклассников и их родителей провели собрание, на котором рассказали о плюсах нововведения:
– Агроклассы воспринимали с осторожностью, как и все новое. Мы объяснили, что посещение факультатива не обязывает детей поступать в вузы сельскохозяйственного профиля. Но знания, которые ребята получат, им точно пригодятся.
На следующий день после собрания на столе уже лежали первые заявления от желающих.Разговор с директором прерывает гулкий звонок, пора на урок.
А как же тритикале?
В кабинете № 11 педагога дожидается группа десятиклассников. На занятия в шестой школьный день никто не опаздывает, и, несмотря на раннее пробуждение, все внимательны, собраны и готовы получить новую порцию знаний.
Учитель географии Елена Денисова начинает урок с повторения пройденного материала
Первую встречу после осенних каникул учитель географии и по совместительству преподаватель факультатива Елена Денисова начинает с повторения пройденного. Для разминки Елена Галактионовна предлагает угадать сельскохозяйственную культуру по описанию:
– Одна из основных культур мирового земледелия. По урожайности превосходит все зерновые, уступает только рису. В мировом производстве зерна занимает третье место после пшеницы и риса. Что же это?
Не успевает педагог закончить вопрос, как поднимается сразу несколько рук. Конечно же, речь идет о кукурузе. Так же безошибочно ребята определяют пшеницу, овес, рис.
– Елена Галактионовна, а почему не было загадки про тритикале? – интересуется Яна Костина. – Это ведь тоже очень интересная и распространенная культура.
– Молодец, Яна! Это был тест на внимательность. Что ты знаешь о тритикале?
– Это гибрид ржи и пшеницы, который вывели совсем недавно. Он неприхотлив к погодным условиям и дает урожай больше, чем «родители». Эту злаковую культуру выращивают и в нашем Крупском районе. Летом пойду работать на зерносушилку и увижу тритикале.
От теории переходим к практике. Елена Денисова делит учеников по парам и раздает таблицы с заданиями: кому-то нужно составить график, как по годам изменялся валовый сбор основных сельскохозяйственных культур в нашей стране, кому-то – изобразить в столбчатых диаграммах динамику увеличения и уменьшения посевных площадей. Ядвига Дрозд берет в правую руку цветной карандаш, в левую – линейку и принимается за работу:
– Строить графики не сложно. Главное – внимательно переносить данные из таблицы к себе в тетрадь и не ошибиться в клеточках: в нашем случае один сантиметр – это тысяча гектаров.
Будущие аграрии должны отличать горох от перловки и лен от риса
Без практики никак
В заключение урока учитель предлагает будущим аграриям любопытное задание – по внешнему виду отличить перловку от гороха, лен от риса и манку от пшеницы. Первым это сделать вызвался Юрий Ермаков. Парень быстро и точно назвал все культуры и определил, к каким группам они относятся:
– Когда с мамой ходим за покупками, удивляю ее интересными фактами о содержимом нашей продуктовой корзины. Например, ежегодно в стране выращивается около 8 000 000 тонн картошки, это три процента от мирового сбора.
Школьник уверен, что знания, полученные в агроклассе, обязательно пригодятся.После школы планирует поступать в БГАТУ на инженера-механика и продолжить дело отца:
– Папа ремонтирует технику. С детства наблюдаю, как ловко он орудует гаечными ключами. Когда я подрос, начал ему помогать. После учебы хочу вернуться в родные Крупки и работать с большими машинами.
Трудиться на своей малой родине после университета мечтает и Карина Жданович. Школьница грезит о карьере менеджера и не исключает, что в будущем станет председателем СПК:
– Почему бы и нет! В Крупском районе есть куда устроиться.
Учитель Елена Денисова рада, что ее уроки помогают ребятам определиться и найти свое место в жизни:
– Программа факультатива охватывает несколько школьных предметов: собраны темы по химии, биологии, физике, географии. Учебников пока нет, но преподаватели БГАТУ составили конспекты, поэтому материалов достаточно.
К каждому занятию Елена Денисова подбирает картинки и видеоролики. Со следующего факультатива школьники начинают изучать животноводство, а в этой теме без примеров сложно:
– Вместе с управлением по образованию, спорту и туризму Крупского райисполкома организованы экскурсии на сельхозпредприятия района. Теория из конспекта – хорошо, но без практики никак.
shestakevich@sb.by
Фото автора