Электронная доска, стримы с уроков и задания через QR-код. В Минской школе первоклассники уже учатся в будущем
03.02.2018 07:50:50
Тсс! Не шуметь! Прямо сейчас идет урок. Дети только что выполнили тест и подняли свои листки с результатами перед собой. Держат их на уровне груди и замерли. Учитель берет в руки мобильник, запускает приложение и наводит блестящий кругляш объектива на затихший класс. Щелчок, проходит пару секунд, и дальше начинается чудо цифровизации. Загорается зеленый свет — ребенок справился, красный — сделал ошибку. Нет, это не картина из будущего. Это фрагмент урока у Инги Тихоновецкой, который проходит в наши дни. Она преподает в обычной школе — № 111 города Минска. Но ее занятия никак не назовешь заурядными. На уроках педагог проводит видеоконференции, делает онлайн-трансляции уроков на дом, придумывает интернет-викторины и веб-квесты. А на помощь ей приходят современные гаджеты — электронные доска и указка, документ-камера, наборы для робототехники, планшеты, ноутбуки. Корреспондент «Р» побывала в гостях у необычного педагога и своими глазами увидела, как будет выглядеть школа завтрашнего дня.
Завтра начинается сегодня
Кажется, я сейчас не в 2018 году, а где-нибудь в 2028 или 2049-м и все пророческие «электрические сны» фантаста Филиппа К. Дика уже стали реальностью. Похоже, даже первоклассники не так удивляются новой информации, как поражаюсь ей я. Даже внешний вид класса, в котором преподает Инга Тихоновецкая, не совсем обычный. Доска, мел — все это здесь как пережитки прошлого. Привычная школьная доска здесь скорее выполняет функцию выставочного комплекса — на ней висят поделки ребят, а главное место в классе занимает электронная панель. Ничего не скажешь — удобно. Учителю не надо от руки выписывать огромные глыбы текста. На компьютере, он стоит на учительском столе, педагог открывает заранее заготовленный вариант или быстро набирает текст. Один клик — и вся информация уже перед ребятами. Картинки, видео, таблицы — любую тему можно разобрать настолько наглядно, что никаких вопросов не останется.
Мои мысли прерывает звонок. Первый урок — письмо. Ну что, посмотрим, как все это выглядит на самом деле? Инга Тихоновецкая преподает в 1 «Б», поэтому детей надо научить писать не только грамотно, но и красиво.
— Кто пойдет к доске? — совсем не строго спрашивает она.
На вопрос в классе вырастает лес рук. Инга Петровна вызывает Полину Змитрович. Только ученица направляется почему-то не к доске, а к неизвестному мне оборудованию, расположенному на учительском столе. Ох и отстала я от прогресса. Приходится отвлекать учителя и узнавать, что это такое.
— Это документ-камера. С помощью нее можно получить и транслировать в режиме реального времени четкое изображение. Впрочем, сейчас увидите сами, — подмигивает учитель. Полина кладет свою тетрадь под «объектив» камеры и начинает писать. Старательно выводит буковки, потом сливает их в слова. Все, что она пишет, мы видим на электронной доске — камера проецирует изображение на экран.
Здорово! Это я так про себя думаю, вспоминая, сколько раз, когда училась в школе, учителям приходилось отправлять дежурного в школьный туалет, чтобы он там смочил тряпку. А здесь все просто — не надо исписывать мел и натирать доску до блеска.
Тем временем фраза дописана, и Инга Петровна предлагает следующее задание. По бурной реакции детей предчувствую что-то интересное. Учитель тихонько объясняет: «Сейчас проведем викторину». Она запускает программу. На доске высвечивается картинка и предупреждение, что игра вот-вот начнется. Уже интересно. Каждое задание — красивая картинка. Ответил ребенок правильно — тотчас программа говорит слова поощрения: «Молодец, хвалю!» А дети и рады стараться. По очереди подбегают к доске, нажимают на ответы электронной указкой. Им-то и невдомек, что сейчас они в игровой форме проходят сложную тему. По такой системе
обучения сейчас работают многие образовательные порталы. Только за них обычно надо платить деньги. И немалые. А ее ученикам повезло — Инга Петровна все задания разрабатывает и оцифровывает сама. И даже выкладывает их в открытый доступ. Бери — и пользуйся.
Гигабайты знаний
И снова звонок. Но уже на перемену. Класс заполняется разноголосием. Пока дети отдыхают, Инга Петровна завлекает меня новой информацией: открывает дверцу шкафа и показывает несколько коробок:
— Это необычная картотека. Сделала ее сама. Видите эту небольшую стопку карточек. Они занимают немного места, зато в них спрятаны десятки тысяч гигабайт информации.
Инга Петровна протягивает мне одну из них, на ней распечатан QR-код:
— Использую их на каждом уроке. Раздаю всем ученикам. В школе установлен высокоскоростной интернет, а у каждого ученика есть планшет. Дети берут гаджет и наводят его на код. Устройство моментом его считывает и запускает нужное задание. Такие карточки с кодами могу раздать и на дом, чтобы дети сделали с родителями.
С мамами и папами Инга Петровна постоянно на связи. И в прямом, и в переносном смысле этого слова. Они знают буквально о каждом шаге своих детей. В интернете педагог создала закрытый ресурс, где можно посмотреть план уроков, объявления, рекомендации-подсказки, графики контрольных работ. Кроме этого, увлеченный учитель ведет несколько сайтов в открытом доступе, куда выкладывает необычные упражнения. Что в них необычного? Там используется технология перевернутого обучения. Прежде чем проходить новую тему, учитель отправляет в сеть задание на опережение. Ребята изучают его вместе с родителями. А потом в «личном кабинете» Инга Тихоновецкая может проверить, кто сделал задание и как у него это получилось. По ее наблюдениям, новая тема потом гарантированно воспринимается детьми проще и понятнее.
А еще у учеников Инги Петровны всегда есть стимул прочитать новую книгу или сделать поделку. Ведь на сайте они потом выкладывают фотоотчеты. Некоторые вместо стандартных снимков публикуют в интернете даже небольшие видеопрезентации.
Гол забит
Учитель подмигивает:
— Вот почему родители, можно сказать, сами присутствуют на уроках. Хотя почему «можно сказать»? Я активно практикую прямые включения с занятий. Теперь модно снимать прямые эфиры, стримы. Считайте, мы сейчас сделаем то же самое. Следующий урок — чтение и наша традиционная игра «Литературный футбол». Пусть папы и мамы отвлекутся от работы и тоже посмотрят.
Как только дети слышат словосочетание «Литературный футбол», раздается новый шквал эмоций. Это тоже находка педагога. На протяжении всего учебного года команды девочек и мальчиков соревнуются между собой. Правила игры просты: ребятам надо прочесть книгу по тематике внеклассного чтения, а потом записать вопросы по содержанию. В классе команды по очереди задают друг другу вопросы. Нет ответа — гол забит. Поэтому, чем каверзнее вопрос, тем скорее команда соперников проиграет.
Глеб Зюбин гордо заглядывает в планшет. Оказывается, у многих ребят есть электронные читательские дневники и даже онлайн-тетради. Ловлю себя на мыслях, что даже в вузах студенты еще пишут конспекты в обычных тетрадях. И в очередной раз удивляюсь прогрессивности взглядов учителя. Тем временем Инга Петровна уже вышла в прямой эфир. Родители вовсю болеют за своих чад — кто-то ставит лайки, кто-то задает вопрос, кто-то пишет комментарии. Наверное, всем мамам и папам хотелось бы взглянуть на учебный процесс со стороны, а тут такая возможность — грех упустить. Педагог на пару минут отвлекается от съемки:
— Иногда делаю онлайн-трансляцию специально для тех, кто отсутствует — заболел, уехал… Например, сегодня на занятия не смог прийти один из мальчиков. Чтобы родители не переживали, что ребенок отстанет от темы, я могу организовать онлайн-включение прямо из класса. Ребенок не выходя из дома сможет пройти новый материал вместе с нами, уточнить у меня непонятные моменты. А если знаю, что у ученика нет возможности прямо сейчас подключиться к уроку, то нет никаких проблем — сразу после занятий загружаю ролик в интернет. Посмотрят в любое удобное для них время. Иногда в качестве альтернативы делаю аудиозапись, где проговариваю ключевые моменты урока. Все это размещаю в открытом доступе на сайте школы. Практикую и видеоконференции, когда родители прямо дома могут обсуждать с детьми любую тему. Но больше всего ребятам понравилось, когда мы устроили телемост с учениками из Калининграда.
Гаджеты правят классом
«Литературный футбол» завершен. В этот раз девчонки рады победе, а мальчики расстроены. Но учитель успокаивает:
— Мужчины, не грустите. Сейчас запустим скрайбинг.
По эмоциям детей понимаю, что они знают, о чем речь. Чего не скажешь обо мне. Неловкий момент сглаживает педагог, и прежде чем я начинаю спрашивать, объясняет:
— Мы прямо на уроке делаем мультфильмы, используя технику скрайбинга. Это новейшая техника презентации. Речь выступающего иллюстрируется «на лету» рисунками. Получается как бы эффект параллельного следования, когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же. Иногда вместо рисунков используем фотографии и картинки. Любую тему можно преподнести графически, и она станет легкой для восприятия.
— А хотите, проведу опрос класса всего за 30 секунд? И за это время буду знать, как каждый справился с заданием, — педагог умышленно продолжает меня интриговать. В ответ утвердительно киваю головой, но, признаться, сомневаюсь, что такое вообще возможно. Звучит все-таки неправдоподобно. Пока я так мысленно рассуждаю, учитель раздает листки с изображением, напоминающим фигурки из конструктора. На электронной доске высвечивается задание. Дети смотрят на рисунок, вращают листы с фигурками и поднимают их перед собой. Мне пока непонятно, что здесь происходит, поэтому с любопытством наблюдаю дальше. Учитель берет в руки телефон и направляет гаджет на класс. Тридцать секунд — и перед ней результат каждого ученика как на ладони. Не надо собирать тетради, не надо подходить к каждому и заглядывать в ответы.
Инга Петровна смеется, дескать, никакого волшебства:
— Программа работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому ребенку выдается по одной карточке. Она квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задает вопрос, ребенок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. А я потом с помощью приложения сканирую ответы детей в режиме реального времени. Кстати, для считывания использую технологию дополненной реальности. В итоге за каких-то тридцать секунд могу определить, кто и как разобрался в теме. Видите, напротив этой фамилии горит красное табло. Мальчик сделал ошибку. Страшного в этом ничего нет. Я просто еще раз ему объясню проблемный момент. Результаты, между прочим, сохраняю не только себе, но и отправляю родителям — чтобы они могли знать, в каком направлении надо подтянуть своего ученика.
Даже наш фотокорреспондент не удерживается от комментария. Правда, он до смешного похож на тот, который почтальон Печкин в мультике говорил про маму Дяди Федора в телевизоре: «До чего техника дошла!»
Казалось бы, после такого трюка Инге Петровне нас не удивить. Но не тут-то было. Вместе с детьми она показывает интерактивные флеш-карточки с заданиями:
— Методику разработал профессор Шичида, для развития и ускоренного обучения детей. Самым большим успехом и популярностью этот метод пользуется в Японии, где его практикуют уже более 40 лет. Он основан на том, что левое и правое полушария мозга имеют особые возможности — правое умеет много запоминать, а левое — с огромной скоростью обрабатывать информацию, которую получил человек, изображая ее в картинках.
Работа с флеш-карточками на уроке стала одним из любимых заданий у учащихся. Как это происходит? Да очень просто! Под ними стоят значки-оценки правильности ответа. Учащийся нажимает «правильно-неправильно» после каждой проверки. В конце работы интернет-сервис выдает круговую диаграмму в процентах — а это уже информация для обдумывания для учителя.
Старый метод
Когда уроки подходят к концу, Инга наконец присаживается на стул. Но это только у первоклашек рабочий день закончен. Ей надо проверить еще 46 обычных тетрадей. И хотя она работает по стандартной общеобразовательной программе, по собственной инициативе строит урок так, что невозможно отвлечься от процесса даже на секунду — просто потому, что безумно интересно. Любопытно, что Инга Петровна не программист и даже не молодой специалист…
Ее педагогический стаж без малого 30 лет. Но с тех пор, как она узнала, какие технологии можно использовать в образовательном процессе, не может успокоиться. Изучает программирование, следит за новинками, испытывает новые приложения. Все интерактивные задания разрабатывает сама. Большинство выкладывает в открытый доступ.
— Почему я это делаю? Идти в ногу со временем — это хорошо. Но при развитии технологий мы чаще пытаемся запрыгнуть в уезжающий поезд. А я хочу, чтобы мои ученики управляли им. И учу их это делать. Еще я пытаюсь уйти от скучных заданий. Как можно заставить ребенка читать выразительно, если ему неинтересно. Другое дело — предложить им создать аудиоподкаст. И вот уже глаза горят, а дело спорится.
azanovich@sb.by
Завтра начинается сегодня
Кажется, я сейчас не в 2018 году, а где-нибудь в 2028 или 2049-м и все пророческие «электрические сны» фантаста Филиппа К. Дика уже стали реальностью. Похоже, даже первоклассники не так удивляются новой информации, как поражаюсь ей я. Даже внешний вид класса, в котором преподает Инга Тихоновецкая, не совсем обычный. Доска, мел — все это здесь как пережитки прошлого. Привычная школьная доска здесь скорее выполняет функцию выставочного комплекса — на ней висят поделки ребят, а главное место в классе занимает электронная панель. Ничего не скажешь — удобно. Учителю не надо от руки выписывать огромные глыбы текста. На компьютере, он стоит на учительском столе, педагог открывает заранее заготовленный вариант или быстро набирает текст. Один клик — и вся информация уже перед ребятами. Картинки, видео, таблицы — любую тему можно разобрать настолько наглядно, что никаких вопросов не останется.
Мои мысли прерывает звонок. Первый урок — письмо. Ну что, посмотрим, как все это выглядит на самом деле? Инга Тихоновецкая преподает в 1 «Б», поэтому детей надо научить писать не только грамотно, но и красиво.
— Кто пойдет к доске? — совсем не строго спрашивает она.
На вопрос в классе вырастает лес рук. Инга Петровна вызывает Полину Змитрович. Только ученица направляется почему-то не к доске, а к неизвестному мне оборудованию, расположенному на учительском столе. Ох и отстала я от прогресса. Приходится отвлекать учителя и узнавать, что это такое.
— Это документ-камера. С помощью нее можно получить и транслировать в режиме реального времени четкое изображение. Впрочем, сейчас увидите сами, — подмигивает учитель. Полина кладет свою тетрадь под «объектив» камеры и начинает писать. Старательно выводит буковки, потом сливает их в слова. Все, что она пишет, мы видим на электронной доске — камера проецирует изображение на экран.
Здорово! Это я так про себя думаю, вспоминая, сколько раз, когда училась в школе, учителям приходилось отправлять дежурного в школьный туалет, чтобы он там смочил тряпку. А здесь все просто — не надо исписывать мел и натирать доску до блеска.
Тем временем фраза дописана, и Инга Петровна предлагает следующее задание. По бурной реакции детей предчувствую что-то интересное. Учитель тихонько объясняет: «Сейчас проведем викторину». Она запускает программу. На доске высвечивается картинка и предупреждение, что игра вот-вот начнется. Уже интересно. Каждое задание — красивая картинка. Ответил ребенок правильно — тотчас программа говорит слова поощрения: «Молодец, хвалю!» А дети и рады стараться. По очереди подбегают к доске, нажимают на ответы электронной указкой. Им-то и невдомек, что сейчас они в игровой форме проходят сложную тему. По такой системе
Гигабайты знаний
И снова звонок. Но уже на перемену. Класс заполняется разноголосием. Пока дети отдыхают, Инга Петровна завлекает меня новой информацией: открывает дверцу шкафа и показывает несколько коробок:
— Это необычная картотека. Сделала ее сама. Видите эту небольшую стопку карточек. Они занимают немного места, зато в них спрятаны десятки тысяч гигабайт информации.
Инга Петровна протягивает мне одну из них, на ней распечатан QR-код:
— Использую их на каждом уроке. Раздаю всем ученикам. В школе установлен высокоскоростной интернет, а у каждого ученика есть планшет. Дети берут гаджет и наводят его на код. Устройство моментом его считывает и запускает нужное задание. Такие карточки с кодами могу раздать и на дом, чтобы дети сделали с родителями.
С мамами и папами Инга Петровна постоянно на связи. И в прямом, и в переносном смысле этого слова. Они знают буквально о каждом шаге своих детей. В интернете педагог создала закрытый ресурс, где можно посмотреть план уроков, объявления, рекомендации-подсказки, графики контрольных работ. Кроме этого, увлеченный учитель ведет несколько сайтов в открытом доступе, куда выкладывает необычные упражнения. Что в них необычного? Там используется технология перевернутого обучения. Прежде чем проходить новую тему, учитель отправляет в сеть задание на опережение. Ребята изучают его вместе с родителями. А потом в «личном кабинете» Инга Тихоновецкая может проверить, кто сделал задание и как у него это получилось. По ее наблюдениям, новая тема потом гарантированно воспринимается детьми проще и понятнее.
А еще у учеников Инги Петровны всегда есть стимул прочитать новую книгу или сделать поделку. Ведь на сайте они потом выкладывают фотоотчеты. Некоторые вместо стандартных снимков публикуют в интернете даже небольшие видеопрезентации.
Гол забит
Учитель подмигивает:
Как только дети слышат словосочетание «Литературный футбол», раздается новый шквал эмоций. Это тоже находка педагога. На протяжении всего учебного года команды девочек и мальчиков соревнуются между собой. Правила игры просты: ребятам надо прочесть книгу по тематике внеклассного чтения, а потом записать вопросы по содержанию. В классе команды по очереди задают друг другу вопросы. Нет ответа — гол забит. Поэтому, чем каверзнее вопрос, тем скорее команда соперников проиграет.
Глеб Зюбин гордо заглядывает в планшет. Оказывается, у многих ребят есть электронные читательские дневники и даже онлайн-тетради. Ловлю себя на мыслях, что даже в вузах студенты еще пишут конспекты в обычных тетрадях. И в очередной раз удивляюсь прогрессивности взглядов учителя. Тем временем Инга Петровна уже вышла в прямой эфир. Родители вовсю болеют за своих чад — кто-то ставит лайки, кто-то задает вопрос, кто-то пишет комментарии. Наверное, всем мамам и папам хотелось бы взглянуть на учебный процесс со стороны, а тут такая возможность — грех упустить. Педагог на пару минут отвлекается от съемки:
— Иногда делаю онлайн-трансляцию специально для тех, кто отсутствует — заболел, уехал… Например, сегодня на занятия не смог прийти один из мальчиков. Чтобы родители не переживали, что ребенок отстанет от темы, я могу организовать онлайн-включение прямо из класса. Ребенок не выходя из дома сможет пройти новый материал вместе с нами, уточнить у меня непонятные моменты. А если знаю, что у ученика нет возможности прямо сейчас подключиться к уроку, то нет никаких проблем — сразу после занятий загружаю ролик в интернет. Посмотрят в любое удобное для них время. Иногда в качестве альтернативы делаю аудиозапись, где проговариваю ключевые моменты урока. Все это размещаю в открытом доступе на сайте школы. Практикую и видеоконференции, когда родители прямо дома могут обсуждать с детьми любую тему. Но больше всего ребятам понравилось, когда мы устроили телемост с учениками из Калининграда.
Гаджеты правят классом
— Мужчины, не грустите. Сейчас запустим скрайбинг.
По эмоциям детей понимаю, что они знают, о чем речь. Чего не скажешь обо мне. Неловкий момент сглаживает педагог, и прежде чем я начинаю спрашивать, объясняет:
— Мы прямо на уроке делаем мультфильмы, используя технику скрайбинга. Это новейшая техника презентации. Речь выступающего иллюстрируется «на лету» рисунками. Получается как бы эффект параллельного следования, когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же. Иногда вместо рисунков используем фотографии и картинки. Любую тему можно преподнести графически, и она станет легкой для восприятия.
— А хотите, проведу опрос класса всего за 30 секунд? И за это время буду знать, как каждый справился с заданием, — педагог умышленно продолжает меня интриговать. В ответ утвердительно киваю головой, но, признаться, сомневаюсь, что такое вообще возможно. Звучит все-таки неправдоподобно. Пока я так мысленно рассуждаю, учитель раздает листки с изображением, напоминающим фигурки из конструктора. На электронной доске высвечивается задание. Дети смотрят на рисунок, вращают листы с фигурками и поднимают их перед собой. Мне пока непонятно, что здесь происходит, поэтому с любопытством наблюдаю дальше. Учитель берет в руки телефон и направляет гаджет на класс. Тридцать секунд — и перед ней результат каждого ученика как на ладони. Не надо собирать тетради, не надо подходить к каждому и заглядывать в ответы.
Инга Петровна смеется, дескать, никакого волшебства:
— Программа работает по очень простой технологии. Основу составляют мобильное приложение, сайт и распечатанные карточки с QR-кодами. Каждому ребенку выдается по одной карточке. Она квадратная и имеет четыре стороны. Каждой стороне соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке. Учитель задает вопрос, ребенок выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. А я потом с помощью приложения сканирую ответы детей в режиме реального времени. Кстати, для считывания использую технологию дополненной реальности. В итоге за каких-то тридцать секунд могу определить, кто и как разобрался в теме. Видите, напротив этой фамилии горит красное табло. Мальчик сделал ошибку. Страшного в этом ничего нет. Я просто еще раз ему объясню проблемный момент. Результаты, между прочим, сохраняю не только себе, но и отправляю родителям — чтобы они могли знать, в каком направлении надо подтянуть своего ученика.
Казалось бы, после такого трюка Инге Петровне нас не удивить. Но не тут-то было. Вместе с детьми она показывает интерактивные флеш-карточки с заданиями:
— Методику разработал профессор Шичида, для развития и ускоренного обучения детей. Самым большим успехом и популярностью этот метод пользуется в Японии, где его практикуют уже более 40 лет. Он основан на том, что левое и правое полушария мозга имеют особые возможности — правое умеет много запоминать, а левое — с огромной скоростью обрабатывать информацию, которую получил человек, изображая ее в картинках.
Работа с флеш-карточками на уроке стала одним из любимых заданий у учащихся. Как это происходит? Да очень просто! Под ними стоят значки-оценки правильности ответа. Учащийся нажимает «правильно-неправильно» после каждой проверки. В конце работы интернет-сервис выдает круговую диаграмму в процентах — а это уже информация для обдумывания для учителя.
Старый метод
Когда уроки подходят к концу, Инга наконец присаживается на стул. Но это только у первоклашек рабочий день закончен. Ей надо проверить еще 46 обычных тетрадей. И хотя она работает по стандартной общеобразовательной программе, по собственной инициативе строит урок так, что невозможно отвлечься от процесса даже на секунду — просто потому, что безумно интересно. Любопытно, что Инга Петровна не программист и даже не молодой специалист…
Ее педагогический стаж без малого 30 лет. Но с тех пор, как она узнала, какие технологии можно использовать в образовательном процессе, не может успокоиться. Изучает программирование, следит за новинками, испытывает новые приложения. Все интерактивные задания разрабатывает сама. Большинство выкладывает в открытый доступ.
— Почему я это делаю? Идти в ногу со временем — это хорошо. Но при развитии технологий мы чаще пытаемся запрыгнуть в уезжающий поезд. А я хочу, чтобы мои ученики управляли им. И учу их это делать. Еще я пытаюсь уйти от скучных заданий. Как можно заставить ребенка читать выразительно, если ему неинтересно. Другое дело — предложить им создать аудиоподкаст. И вот уже глаза горят, а дело спорится.
azanovich@sb.by