Киноманы отмечают 17 декабря День белорусского кино
16.12.2022 18:36:53
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Есть повод запасаться попкорном — завтра День белорусского кино. Причем почетное место в календаре для него было выбрано не случайно. Именно 17 декабря 1924 года правительство БССР приняло решение об организации собственного кинопроизводства. И хотя дата не круглая — до векового юбилея еще два года, телеканал «Беларусь 3» основательно подготовился к профессиональному празднику наших киношников. Впрочем, и мы, зрители, на нем не посторонние, ведь фильмы снимают для нас.
«Сон в зимнюю ночь» режиссера Елены Петкевич — сказочная история, случившаяся под Новый год. Мальчик Март отмечает день рождения своей старшей сестры Алисы. И ему не хочется, чтобы праздник заканчивался. Из рассказа затерявшегося в ели гнома Март узнает о королевстве гномов. Их Королевич страдает от страшных снов. Но есть в этих снах для него и хорошая сторона: в них он встречает свою любовь — принцессу маленьких лесных эльфов Ежевику, которая отвечает ему взаимностью. Все было бы хорошо и безоблачно, но их счастью мешает Король страны снов, который сторожит принцессу в волшебном анемоновом саду и просто так ее не отпустит…
«Классики и шахматы» — посвящение 140-летию со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа. Зритель знакомится с их творчеством через занимательную игру-дуэль в шахматы. При этом фильм постарались сделать веселым и не нравоучительным, говорит режиссер Наталья Костюченко.
Действие еще одной мультпремьеры — «Прелюдия и фуга» — охватывает 50—90-е годы прошлого века. Известный режиссер Игорь Волчек обращается к воспоминаниям детства. На этой основе через преломление реальных исторических событий вырастает история-размышление о поколении, жившем в СССР, и формировании творческой личности.
Также всю эту неделю самых маленьких зрителей «убаюкивает» белорусскими мультиками «Калыханка».
Среди наград народной комедии «Белые росы» специальный приз и диплом в программе художественных фильмов, а также премия за лучшую мужскую роль (Всеволоду Санаеву) и лучший сценарий (Алексею Дудареву) на 17-м Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1984-м. В том же году Алексей Дударев как сценарист получил премию Ленинского комсомола, а сама картина оказалась в числе лидеров советского проката (3-е место, 36,1 млн зрителей) и по опросу журнала «Советский экран» была названа лучшей комедией. В авторской программе Владимира Орлова «Люблю і памятаю» услышим рассказ об одном из актеров «Белых рос» Геннадии Гарбуке.
— Это рассказ о легенде советского кино, — говорит Сергей Катьер. — Анатолий Дмитриевич — талантливый кинооператор, прекрасный фотограф, интересный писатель и человек со сложной судьбой и непростым отношением к искусству. Он работал над лентами, ставшими классикой: «Калина красная», «Печки-лавочки», «Альпийская баллада», «Христос приземлился в Гродно» и многими другими. У него сильный характер, однако он не каждому откроет сердце и душу. Как мы говорим, оператор — не оратор. Представители этой профессии вообще разговаривать не любят, в основном это молчаливые люди. Но нам удалось понять друг друга. Поэтому фильм получился глубоким, наполненным мыслями героя.
Некогда и мне посчастливилось пообщаться с Заболоцким — за кулисами кинофестиваля «Лістапад». Он рассказал о дружбе с режиссером Виктором Туровым (их совместная картина «Через кладбище» в 1995 году была включена ЮНЕСКО в сотню лучших фильмов о войне), оператором Юрием Марухиным, писателем Владимиром Короткевичем. А еще о том, как сложно создавалась картина «Калина красная» Василия Шукшина и что никто в группе не верил в успех будущего шедевра. Анатолий Дмитриевич, проработавший на «Беларусьфильме» около десяти лет, кино давно не снимает. Занимается художественной фотографией, общественной деятельностью, сотрудничает с журналами, пишет и оформляет книги. Одна из самых известных книг его авторства — «Шукшин в кадре и за кадром». В 2020 году мастер презентовал ее на Минской международной книжной выставке-ярмарке. Не зря в свое время Анатолий Заболоцкий общался с писателями Янкой Брылем, Петром Глебкой, Аркадием Кулешовым, Максимом Лужаниным.
В этот же день «Беларусь 3» покажет телефильмы Сергея Катьера «Мастер. Режиссер Виктор Туров» и «Сонеты памяти. Оператор Татьяна Логинова». Последний награжден дипломами XXX Международного кинофорума «Золотой Витязь» в 2020 году и XXIV Кубанского православного кинофестиваля «Вечерний звон» в 2022-м.
Сюжет «Туфелек» разворачивается в 1930—1940-е годы и повествует об истории пары женской обуви, которая начинается в витрине магазина и трагически обрывается в концлагере Освенцим. События в фильме «Брут» (по рассказу Людвика Ашкенази) представлены «глазами собаки». Этот особенный взгляд позволяет по-другому увидеть человеческие ценности. Война, расовые законы, человеческая жестокость разлучают немецкую овчарку по кличке Брут с любимой хозяйкой. Из питомника он в качестве сторожевого пса попадает в концлагерь, где в процессе дрессировки из безобидного домашнего питомца превращается в собаку-убийцу. Новелла «Скрипка» (по рассказу Йосси Тавора) — об удивительной судьбе скрипки, прошедшей через все ужасы войны. История начинается в мастерской Нюрнберга, где в начале XX века создается скрипка, предназначенная в подарок еврейскому мальчику, и заканчивается спустя много лет концертом у Стены Плача в Иерусалиме.
Съемки новелл велись на протяжении пяти лет на территории девяти стран: России, Беларуси, Чехии, Польши, Франции, США, Израиля, Румынии и Украины. Проект получил много наград престижных кинофестивалей. В ролях Оксана Фандера, Владимир Кошевой, Филипп Янковский, Михаил Горевой, Вячеслав Чепурченко и другие актеры.
КСТАТИ
Прозвучат 17 декабря на телеканале «Беларусь 3» и популярные саундтреки. Не пропустите концерт симфонического оркестра Белтелерадиокомпании «Музыка кино».
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
♦ После решения белорусского правительства от 17 декабря 1924 года об организации собственного кинопроизводства и создании специального управления «Белгоскино» весной 1925-го в Минске была оборудована кинолаборатория для выпуска кинохроники. Художественные фильмы в 1926—1927 годах снимались по сложной схеме: натура — на территории Беларуси, павильонные съемки — на базе киностудий Москвы и Ленинграда.
♦ Премьера первого белорусского художественного фильма «Лесная быль» состоялась в 1926 году (режиссер Юрий Тарич).
♦ В 1928 году в Ленинграде была создана студия художественных фильмов «Советская Беларусь». В 1939-м ее перевели в Минск, в 1946-м переименовали в «Беларусьфильм».
♦ На счету Национальной киностудии «Беларусьфильм» более 650 художественных, около 2000 документальных и около 300 анимационных фильмов.
pepel@sb.by
Новые мультики!
Не обойдется праздничный телеэфир и без подарков — обещано сразу несколько премьер. Так, впервые будут показаны три анимационных фильма, созданных Национальной киностудией «Беларусьфильм» в 2022 году.
|
|
|
«Сон в зимнюю ночь» режиссера Елены Петкевич — сказочная история, случившаяся под Новый год. Мальчик Март отмечает день рождения своей старшей сестры Алисы. И ему не хочется, чтобы праздник заканчивался. Из рассказа затерявшегося в ели гнома Март узнает о королевстве гномов. Их Королевич страдает от страшных снов. Но есть в этих снах для него и хорошая сторона: в них он встречает свою любовь — принцессу маленьких лесных эльфов Ежевику, которая отвечает ему взаимностью. Все было бы хорошо и безоблачно, но их счастью мешает Король страны снов, который сторожит принцессу в волшебном анемоновом саду и просто так ее не отпустит…
«Классики и шахматы» — посвящение 140-летию со дня рождения Янки Купалы и Якуба Коласа. Зритель знакомится с их творчеством через занимательную игру-дуэль в шахматы. При этом фильм постарались сделать веселым и не нравоучительным, говорит режиссер Наталья Костюченко.
Действие еще одной мультпремьеры — «Прелюдия и фуга» — охватывает 50—90-е годы прошлого века. Известный режиссер Игорь Волчек обращается к воспоминаниям детства. На этой основе через преломление реальных исторических событий вырастает история-размышление о поколении, жившем в СССР, и формировании творческой личности.
Также всю эту неделю самых маленьких зрителей «убаюкивает» белорусскими мультиками «Калыханка».
Любимая классика
День белорусского кино невозможно представить и без любимой классики. Телеканал «Беларусь 3» собрал золотую коллекцию: «Приключения Буратино» Леонида Нечаева, «Белые росы» Игоря Добролюбова, «Венок сонетов» Валерия Рубинчика, «Альпийская баллада» Бориса Степанова. Эти картины любимы не одним поколением, получили признание на фестивалях.Среди наград народной комедии «Белые росы» специальный приз и диплом в программе художественных фильмов, а также премия за лучшую мужскую роль (Всеволоду Санаеву) и лучший сценарий (Алексею Дудареву) на 17-м Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1984-м. В том же году Алексей Дударев как сценарист получил премию Ленинского комсомола, а сама картина оказалась в числе лидеров советского проката (3-е место, 36,1 млн зрителей) и по опросу журнала «Советский экран» была названа лучшей комедией. В авторской программе Владимира Орлова «Люблю і памятаю» услышим рассказ об одном из актеров «Белых рос» Геннадии Гарбуке.
Знаковые имена
Украсят праздник увлекательные рассказы о тех, кто создавал культовые картины. Некогда кинопространство было общим, представители разных киношных профессий запросто перемещались с одной студии на другую, чтобы воплотить свои самые смелые замыслы. В 19:35 на телеканале «Беларусь 3» рассказ об одном таком мастере — премьера документальной ленты «В кадре и за кадром. Оператор Анатолий Заболоцкий». Над фильмом работал продюсер и режиссер Сергей Катьер в соавторстве с режиссером Юрием Тимофеевым.— Это рассказ о легенде советского кино, — говорит Сергей Катьер. — Анатолий Дмитриевич — талантливый кинооператор, прекрасный фотограф, интересный писатель и человек со сложной судьбой и непростым отношением к искусству. Он работал над лентами, ставшими классикой: «Калина красная», «Печки-лавочки», «Альпийская баллада», «Христос приземлился в Гродно» и многими другими. У него сильный характер, однако он не каждому откроет сердце и душу. Как мы говорим, оператор — не оратор. Представители этой профессии вообще разговаривать не любят, в основном это молчаливые люди. Но нам удалось понять друг друга. Поэтому фильм получился глубоким, наполненным мыслями героя.
Некогда и мне посчастливилось пообщаться с Заболоцким — за кулисами кинофестиваля «Лістапад». Он рассказал о дружбе с режиссером Виктором Туровым (их совместная картина «Через кладбище» в 1995 году была включена ЮНЕСКО в сотню лучших фильмов о войне), оператором Юрием Марухиным, писателем Владимиром Короткевичем. А еще о том, как сложно создавалась картина «Калина красная» Василия Шукшина и что никто в группе не верил в успех будущего шедевра. Анатолий Дмитриевич, проработавший на «Беларусьфильме» около десяти лет, кино давно не снимает. Занимается художественной фотографией, общественной деятельностью, сотрудничает с журналами, пишет и оформляет книги. Одна из самых известных книг его авторства — «Шукшин в кадре и за кадром». В 2020 году мастер презентовал ее на Минской международной книжной выставке-ярмарке. Не зря в свое время Анатолий Заболоцкий общался с писателями Янкой Брылем, Петром Глебкой, Аркадием Кулешовым, Максимом Лужаниным.
В этот же день «Беларусь 3» покажет телефильмы Сергея Катьера «Мастер. Режиссер Виктор Туров» и «Сонеты памяти. Оператор Татьяна Логинова». Последний награжден дипломами XXX Международного кинофорума «Золотой Витязь» в 2020 году и XXIV Кубанского православного кинофестиваля «Вечерний звон» в 2022-м.
Свидетели и судьи
Не оставит никого равнодушным военно-историческая драма Константина Фама «Свидетели» (Беларусь — Израиль — Польша — Россия — Франция — Чехия). Она рассказывает историю Холокоста глазами невольных немых свидетелей тех событий и состоит из трех киноновелл: «Туфельки» (2012), «Брут» (2016) и «Скрипка» (2017).Сюжет «Туфелек» разворачивается в 1930—1940-е годы и повествует об истории пары женской обуви, которая начинается в витрине магазина и трагически обрывается в концлагере Освенцим. События в фильме «Брут» (по рассказу Людвика Ашкенази) представлены «глазами собаки». Этот особенный взгляд позволяет по-другому увидеть человеческие ценности. Война, расовые законы, человеческая жестокость разлучают немецкую овчарку по кличке Брут с любимой хозяйкой. Из питомника он в качестве сторожевого пса попадает в концлагерь, где в процессе дрессировки из безобидного домашнего питомца превращается в собаку-убийцу. Новелла «Скрипка» (по рассказу Йосси Тавора) — об удивительной судьбе скрипки, прошедшей через все ужасы войны. История начинается в мастерской Нюрнберга, где в начале XX века создается скрипка, предназначенная в подарок еврейскому мальчику, и заканчивается спустя много лет концертом у Стены Плача в Иерусалиме.
Съемки новелл велись на протяжении пяти лет на территории девяти стран: России, Беларуси, Чехии, Польши, Франции, США, Израиля, Румынии и Украины. Проект получил много наград престижных кинофестивалей. В ролях Оксана Фандера, Владимир Кошевой, Филипп Янковский, Михаил Горевой, Вячеслав Чепурченко и другие актеры.
КСТАТИ
Прозвучат 17 декабря на телеканале «Беларусь 3» и популярные саундтреки. Не пропустите концерт симфонического оркестра Белтелерадиокомпании «Музыка кино».
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
♦ После решения белорусского правительства от 17 декабря 1924 года об организации собственного кинопроизводства и создании специального управления «Белгоскино» весной 1925-го в Минске была оборудована кинолаборатория для выпуска кинохроники. Художественные фильмы в 1926—1927 годах снимались по сложной схеме: натура — на территории Беларуси, павильонные съемки — на базе киностудий Москвы и Ленинграда.
♦ Премьера первого белорусского художественного фильма «Лесная быль» состоялась в 1926 году (режиссер Юрий Тарич).
♦ В 1928 году в Ленинграде была создана студия художественных фильмов «Советская Беларусь». В 1939-м ее перевели в Минск, в 1946-м переименовали в «Беларусьфильм».
♦ На счету Национальной киностудии «Беларусьфильм» более 650 художественных, около 2000 документальных и около 300 анимационных фильмов.
pepel@sb.by