Покойный Збигнев Бжезинский, советник президентов США, автор бестселлера «Великая шахматная доска», характеризуя отношения между США и ЕС, выразился так: «Западная Европа, а также… и Центральная Европа остаются в значительной степени американским протекторатом, при этом союзные государства напоминают древних вассалов и подчиненных». Сегодня в информационной войне слова, идеи, принципы играют очень важную роль. Президент США Рональд Рейган, например, в холодной войне с СССР использовал термин «империя зла», хотя по сути все было наоборот. Сейчас словарный запас политиков и идеологов Запада невелик. В оправдание дубины санкций против Беларуси, России и Китая идут в ход «демократия», «свобода» и «права человека».
Начнем с демократии. Это власть абсолютного большинства народа, используемая в его интересах. Как уже писал, в западных странах правит один процент богатых, меньшинство. У нас 9 августа прошлого года Александр Лукашенко набрал голосов избирателей в восемь раз больше пани Ти и заслуженно победил. Именно он представляет большинство избирателей и выражает национальные интересы.
На втором, пожалуй, месте по затуманиванию сознания людей находится слово «свобода». Кто может быть против нее? Но любая свобода ограничена рамками. О внутренней не будем, а вот внешняя обусловлена наличием у человека соответствующих ресурсов. Это могут быть деньги, природные богатства, средства производства, энергия, информация. Так, у американской овчарки была полная свобода сесть в самолет в Кабуле, заняв место для сидения. А у отчаявшихся тысяч афганцев, бросившихся на взлетную полосу и цеплявшихся за шасси, ее не было. Жуткие кадры падения и гибели людей обошли весь мир. У малыша, оставшегося в корзине для овощей возле колючки аэропорта, также явно не было никаких ресурсов для получения хваленой «свободы». Возможно, его родители погибли от пуль тех, кто нес «демократию».
Другой пример. В США во время избирательной кампании по выборам президента существенно ограничили свободу слова самого президента Трампа. В соцсетях закрыли его аккаунты, СМИ выступили против. Это пример свободы слова по-американски.
Повод для вмешательства во внутренние дела других государств у США и ЕС, как правило, права человека. Запад присвоил себе функции прокурора и судьи. Самый яркий пример нарушения прав беженцев — в Литве и на белорусско-литовской границе. Но их руководство со стороны Брюсселя никаким санкциям не подвергается. Срабатывает принцип «руководители Литвы, конечно, сукины дети, но это свои сукины дети». Еще более цинично сообщение о том, что все прошения об убежище литовцы изучат за три месяца. Первые 200 уже рассмотрели: всем отказ. «Если случаи будут такими, какими были до сих пор, то темп будет достаточно быстрым», — пояснила, не смущаясь, литовская чиновница.
У стран Запада и Беларуси — существенные цивилизационные отличия. Там, как правило, исходят из принципов «каждый сам за себя — один Бог за всех» и «только деньги имеют значение». Положение человека в обществе определяется главным образом тем, «сколько он стоит» (зарплатами, капиталом). Их заповедь: ничего личного — это бизнес. Подходит ли нам такая модель общества? Думаю, что нет! Надо жить своим умом, руководствоваться другими принципами.
Нашей республике, по-моему, больше подходит модель общества, которая предполагает коллективизм, а не индивидуализм, народное единство, а не конкуренцию. В основе отношений между людьми должны лежать равноправие, сотрудничество и взаимопомощь. В этой модели государство — это мы, и поэтому оно выражает национальные интересы. А чем плох принцип «кто может работать, но не работает, тот и не ест»? В настоящее время главное — сохранить единство народа в противостоянии с США и ЕС. И наши подлинные ценности.
Валерий ЯНЧУК, доцент ВГУ имени П. М. Машерова.