В музее могилевской школы соединились прошлое и настоящее
24.06.2023 17:28:00
Павел МИНЧЕНКО
Музей средней школы № 1 Могилева, на первый взгляд, мало чем отличается от других школьных музеев. Стенды, которые знакомят с историей учреждения образования, могилевскими подпольщиками: фотографии, копии документов, экспонаты, сделанные руками детей. Но выходишь за двери музея — и не покидает ощущение, будто экскурсия продолжается. Пожалуй, даже не экскурсия. Скорее погружение в историю, которую только что услышал. Или в реальность, отнюдь не виртуальную. Просто далекую… Рассказали тебе про юного подпольщика Леню Лорченко, который подорвал себя гранатой вместе с окружившими его фашистами. Леня, кстати, единственный из членов подпольных организаций Могилева, кто был удостоен звания Героя Советского Союза, — а вот, буквально через 20 метров, класс, где учился юный (на тот момент будущий) герой. Или Таня Карпинская, вместе с мамой казненная оккупантами… Мелькнула тень за углом — будто пробежала молоденькая девчонка, не собиравшаяся погибать, но отдавшая жизнь за свободу своей страны…
Варвара Солодкова и Алиса Федорцева с учителем истории, руководителем музея Еленой Денисовой.
В музее не просто повествуется о героизме подростков-подпольщиков. По сути, речь идет о ряде подпольных организаций, сражавшихся с оккупантами: «Комитете содействия Красной армии», «Советском патриоте», «Непокоренных». И о том, что каждый из подпольщиков сделал ради сегодняшнего мирного неба.
Экспозиция — безусловно, важная составляющая музея. Но есть еще один, не менее значимый фактор — это школьники, которые входят в состав совета музея и ведут огромную работу. Уточняют информацию в архивах, ходят в гости к ветеранам. И не позволяют сверстникам не знать трагическую и героическую историю родной Беларуси.
Члены совета музея Варвара Солодкова, в этом году окончившая школу, и перешедшая в выпускной класс Алиса Федорцева рассказывали мне, как вместе с другими школьниками ездили в расположенную неподалеку от Могилева деревню Дубинку, в годы Великой Отечественной сожженную оккупантами. Там слушали воспоминания местной жительницы, которая, будучи ребенком, своими глазами видела зверства нацистов. Приехали под сильнейшим впечатлением. А еще говорили о том, как накануне 9 Мая ходили поздравлять ветеранов. Пришли к Михаилу Антоновичу Титову, посидели, попили чай. А Титов, уже перед Новым годом, сам «в ответ» пришел в школу с конфетами. Послушать ветерана собралась толпа мальчишек и девчонок. И Михаил Антонович поведал им о той войне…
Экспозиция музея.
Смотрел я на Варю с Алисой и вспоминал себя юного. Так же, как девчата, я 45 лет назад, будучи членом совета музея, проводил здесь экскурсии. Рассказывал, к примеру, о «Комитете содействия Красной армии», в состав которого входила Таня Карпинская. И только недавно благодаря проекту «Партизаны Беларуси» узнал, что членом этой подпольной организации был и мой дед, погибший в подполье в Могилеве. Получается, сам того не подозревая, я и про него говорил…
Руководитель музея Елена Денисова может многое поведать о том, как воспринимают юные посетители экспозиции:
— У детей, которые приходят сюда, буквально на глазах меняется отношение к нашей истории. Многие раньше думали, будто подпольщики — это взрослые дяди и тети, которые боролись с оккупантами. А тут, оказывается, фашистов били, посредством листовок сообщали о положении дел на фронтах подростки. По сути, почти сверстники тех, кто приходит в музей. И когда ребята осознают это, то задумываются. Не говорят прямо, но видно, что задают себе вопрос: «А как бы поступил я?»
Елена Денисова подчеркивает:
— Останавливаться на том, что уже сделано, мы не собираемся. Ребята все чаще для своих исследовательских работ по истории выбирают тему Великой Отечественной войны. Собирают свидетельства очевидцев, работают с архивами. Это большая кропотливая работа. И очень важная. Учащиеся помогают в сохранении исторической памяти — и эта помощь бесценна.
minchenko@sb.by
Варвара Солодкова и Алиса Федорцева с учителем истории, руководителем музея Еленой Денисовой.
В музее не просто повествуется о героизме подростков-подпольщиков. По сути, речь идет о ряде подпольных организаций, сражавшихся с оккупантами: «Комитете содействия Красной армии», «Советском патриоте», «Непокоренных». И о том, что каждый из подпольщиков сделал ради сегодняшнего мирного неба.
Экспозиция — безусловно, важная составляющая музея. Но есть еще один, не менее значимый фактор — это школьники, которые входят в состав совета музея и ведут огромную работу. Уточняют информацию в архивах, ходят в гости к ветеранам. И не позволяют сверстникам не знать трагическую и героическую историю родной Беларуси.
Члены совета музея Варвара Солодкова, в этом году окончившая школу, и перешедшая в выпускной класс Алиса Федорцева рассказывали мне, как вместе с другими школьниками ездили в расположенную неподалеку от Могилева деревню Дубинку, в годы Великой Отечественной сожженную оккупантами. Там слушали воспоминания местной жительницы, которая, будучи ребенком, своими глазами видела зверства нацистов. Приехали под сильнейшим впечатлением. А еще говорили о том, как накануне 9 Мая ходили поздравлять ветеранов. Пришли к Михаилу Антоновичу Титову, посидели, попили чай. А Титов, уже перед Новым годом, сам «в ответ» пришел в школу с конфетами. Послушать ветерана собралась толпа мальчишек и девчонок. И Михаил Антонович поведал им о той войне…
Экспозиция музея.
Смотрел я на Варю с Алисой и вспоминал себя юного. Так же, как девчата, я 45 лет назад, будучи членом совета музея, проводил здесь экскурсии. Рассказывал, к примеру, о «Комитете содействия Красной армии», в состав которого входила Таня Карпинская. И только недавно благодаря проекту «Партизаны Беларуси» узнал, что членом этой подпольной организации был и мой дед, погибший в подполье в Могилеве. Получается, сам того не подозревая, я и про него говорил…
Руководитель музея Елена Денисова может многое поведать о том, как воспринимают юные посетители экспозиции:
— У детей, которые приходят сюда, буквально на глазах меняется отношение к нашей истории. Многие раньше думали, будто подпольщики — это взрослые дяди и тети, которые боролись с оккупантами. А тут, оказывается, фашистов били, посредством листовок сообщали о положении дел на фронтах подростки. По сути, почти сверстники тех, кто приходит в музей. И когда ребята осознают это, то задумываются. Не говорят прямо, но видно, что задают себе вопрос: «А как бы поступил я?»
Одними экскурсиями работа в музее для детей не ограничивается. Они разрабатывают экскурсионные маршруты, рассказывающие об истории Могилева. Причем их можно пройти как виртуально, не отходя от компьютера, так и вживую, прошагав по городу.Один из таких маршрутов, кстати, появился после того, как в областной центр по делам приехал советник департамента управления Президента Российской Федерации по внешней политике Иван Жудро — родственник Тани Карпинской. Поинтересовался, где можно узнать подробности о ее жизни. Ему порекомендовали обратиться в школу, где когда-то училась девушка. Ивана Сергеевича провели по городу, показали, где была улица, на которой стоял дом Карпинских, другие места, где могла она бывать. Единственное, не смогли показать, где похоронены казненные дочь и мать Карпинские: место это до сих пор неизвестно.
Елена Денисова подчеркивает:
— Останавливаться на том, что уже сделано, мы не собираемся. Ребята все чаще для своих исследовательских работ по истории выбирают тему Великой Отечественной войны. Собирают свидетельства очевидцев, работают с архивами. Это большая кропотливая работа. И очень важная. Учащиеся помогают в сохранении исторической памяти — и эта помощь бесценна.
minchenko@sb.by