Хранить вечно!
18.03.2008
Чтобы обнаружить клад, иногда достаточно просто оглядеться
Несмотря на расхожее представление о том, что большая часть сокровищ белорусских магнатов была вывезена с территории Беларуси во время многочисленных войн, новый фотоальбом успешного творческого тандема известных тележурналистов демонстрирует, что это все–таки не совсем так. К слову, когда их проект существовал лишь на уровне идеи, даже музейные специалисты не могли удержаться от иронии: мол, вам еще повезет, если найдете что–то достойное для своей книги хотя бы на полсотни страниц... В книге “Спадчына Беларусi. Скарбы” — 320 страниц, и опубликованы здесь далеко не все раритеты из золота и серебра, обнаруженные Олегом и Александром в белорусских музеях и храмах. Теперь даже частные коллекционеры предлагают им сотрудничество. И заметьте, каждый раз фотоальбомы Лукашевича — Алексеева становятся откровением для широкой публики — и ладно бы зарубежной, а то ведь своей, родной, белорусской! И если удивление по поводу драгоценностей, никогда не выставлявшихся в музейных витринах, еще можно понять, то древние замки, собранные в предыдущем альбоме “Спадчына Беларусi”, могут считаться открытием весьма условным. Столетиями эти сооружения оставались там, где были построены, превратившись в настолько привычный элемент того или иного деревенского пейзажа, что... на них перестали обращать внимание. Кстати, всего за каких–то 3 года их первый альбом–каталог старинных храмов, замков, дворцов и усадеб переиздавался 8 раз и уже вышел тиражом 26 тысяч 500 экземпляров. В истории белорусского книгопечатания такого не было никогда. Даже на 100–тысячной купюре Несвижский замок изображен именно таким, каким его увидели Лукашевич и Алексеев. Впрочем, это “денежное” обстоятельство не имеет никакого отношения к полученной ими впоследствии престижной премии “За духовное возрождение”.
— Стереотип о Беларуси как об аграрно–крестьянской стране, легендарное прошлое которой почти не сохранилось, складывался десятилетиями, и опять же только время может изменить ситуацию, — считает Александр. — А мы пытаемся ускорить этот процесс...
Добавлю: не считаясь с личным временем. На создание последней книги у них ушло 4 года — все вошедшие в нее сокровища были не только найдены, сфотографированы и заново атрибутированы (восстанавливать происхождение некоторых раритетов помогали даже специалисты Лувра), изобретались еще и новые способы фотосъемки, и полиграфические формулы, способные полноценно передать тепло золота и прохладу серебра. Скрупулезно продумывалось все: начиная от дизайна и до защиты опубликованных раритетов. Например, где хранятся многие из них, в книге не указывается специально.
— Большинство наших церквей и костелов, как известно, не охраняются, — поясняет Олег. — Но без церковных фондов не получилось бы открытий, и мы счастливы тем доверием, которое нам оказала церковь, — благодаря ему в нашем альбоме появилось более 50 предметов, практически неизвестных даже специалистам.
Замечу, что и первая, и вторая книги из серии “Спадчына Беларусi” получили благословение глав крупнейших конфессий страны — митрополита Филарета и кардинала Казимира Свёнтэка. И дополнительный тираж нового фотоальбома о золотых и серебряных раритетах белорусской истории можно считать вопросом решенным. Не исключено, что во втором издании книги “Спадчына Беларусi. Скарбы” будут опубликованы драгоценности, которым не хватило страниц в первой книге. Словом, начинать гордиться изобилием своего во всех смыслах драгоценного наследия можно уже сейчас. Изобилием и разнообразием — кроме бесценных икон, крестов и кубков, в фотоальбоме еще масса любопытного: килограммовые шейные гривны из золота и серебра XII века, древние деньги в виде рубленых серебряных брусков, монеты Боны Сфорцы, выкупленные в Испании и помеченные личным клеймом королевы, серебряный пояс знаменитого Стефана Батория, умершего в Гродно...
— Только представьте: в XVI веке в одном только Минске работали почти 2 тысячи мастеров золотых и серебряных дел, — продолжает Александр. — И не случайно наша книга завершается работами известного современного ювелира Николая Кузьмича, возродившего технику перегородчатой эмали... В первую очередь мы хотели показать, насколько глубоки корни и традиции белорусского народа. У нас есть все, чтобы привлечь туристов: великолепная природа и история, — не хватает разве что отелей и хорошего сервиса, но и это, полагаю, всего лишь вопрос времени.