Скоро в Минске появится целый музейный квартал
18.11.2019 06:24:00
Людмила МИНКЕВИЧ
— Владимир Иванович, музей — не просто хранилище ценных экспонатов. Это «сердце» туризма любого региона. Но чтобы не ослабевала сила притяжения музея, его нужно развивать. Откуда брать на это силы и средства?
— Музейным сотрудникам и руководителям прежде всего стоит настроиться на активную работу. Не быть иждивенцами. Государство строит новые здания, вкладывает большие деньги в музеефикацию объектов... Например, в прошлом году был открыт после реставрации наш филиал в Могилеве — Музей В.К. Бялыницкого-Бирули. На него было потрачено 1,5 миллиона долларов! Но не стоит ждать, что государство будет полностью обеспечивать деятельность учреждения. Задача руководителей и сотрудников музеев — активно привлекать посетителей. Но не с одной лишь целью заработать деньги. Главная миссия музея, любого — и большого национального, и маленького районного или школьного — эстетическое, нравственное воспитание, причем обязательно на высоких образцах искусства. Музей не должен идти на поводу у толпы: «Чего изволите? Вам сегодня нравится Никас Сафронов? Сделаем». Мы должны держаться самого высокого уровня. Национальный художественный музей работает честно и принципиально. Часто это вызывает нарекания у многих белорусских художников и не только. Но чтобы дорасти до выставки в нашем музее, нужно иметь соответствующее имя, высокий профессионализм. Попсы не было и не будет в Национальном художественном музее, пока я его директор.
— И как сегодня можно завлечь посетителей в музей, который до сих пор некоторые воспринимают как нечто скучное и архаичное?
— Во-первых, важно не забывать про рекламу. Музей должен выходить за стены здания. К примеру, приглашение в Национальный художественный музей можно увидеть и на ступеньках подземного перехода, и в метро — два вагона оформлены репродукциями картин из нашей коллекции. А во-вторых, нужно готовить интересные и качественные проекты. Это не должны быть одни выставки картин. Можно устраивать музыкальные вечера, мастер-классы, творческие программы для самых разных возрастов. Чтобы и бабушка с внуком могла заглянуть в музей, и студентам было не скучно, и зарубежным туристам было чему удивиться… Тщетно надеяться на наплыв посетителей, просто развесив по стенам картины.
— А как развивается государственно-частное партнерство в музейной сфере?
— Есть меценаты, которые помогают, но хотелось бы, чтобы бизнес проявлял больше интереса к культурным проектам. Руководителям и сотрудникам музеев надо активнее работать со спонсорами, заинтересовывать их коллекциями и выставками. Не обязательно, чтобы они помогали живыми деньгами. Спонсоры могут оказать содействие в организации какого-то конкретного проекта, закупить оборудование или приобрести картины. Важно работать с коллекционерами, которые могут подарить музею какие-то произведения. Выходец из Беларуси, российский коллекционер Александр Володчинский, подарил работу Витольда Бялыницкого-Бирули. Два натюрморта Осипа Любича для нас приобрел Почетный консул Беларуси в Цюрихе Атанасиос Акратос, три произведения нашей соотечественницы, известной французской художницы Нади Леже, а также по одной работе Кикоина, Кременя, Глюкмана передал Почетный консул Беларуси в Лозанне Андрей Нажескин. Таких случаев немало. К юбилею открылась выставка подарков музею за последние 20 лет «Прошу принять в дар...». Среди экспонатов есть работы и от частных коллекционеров, и от простых граждан. Например, Леонид Новак передал музею икону XVIII века. Поэтому работа по привлечению спонсорской помощи должна проводиться с различными категориями граждан.
Вскоре экспозиционные площади музея значительно увеличатся.
— Этому учат будущих музейных сотрудников?
— Этому учит жизнь. Никакой университет этому не научит. Я 20 лет директор музея и каждый день учусь. Хотя давно мог забронзоветь и почивать на лаврах. Но учусь. Потому что как только ты потерял темп — ты отстал. Жизнь не стоит на месте, открываются новые технологические возможности, и ты должен внедрять современные формы работы, смотреть, что делается у твоих соседей, перенимать лучшее и переносить на свою почву. Ведущий музей страны должен соответствовать ожиданиям посетителей и даже на несколько шагов опережать их.
— Но новейшие технические средства, я так понимаю, не панацея? Вряд ли приобретение аудио-гидов делает музей современным и востребованным?
— Никакие современные гаджеты не заменят живых глаз экскурсовода. Говорили, что с появлением телевидения умрут театры, но этого не случилось. Люди приходят в театр, чтобы видеть эмоции актеров и переживать вместе с ними. Не изменится роль и музейного экскурсовода. Только он по-настоящему может увлечь посетителя, ответить на дополнительные вопросы. Поэтому сегодня очень остро стоит вопрос подготовки кадров. С десяти студентов получается один-два хороших музейных сотрудника. Их надо мотивировать, учить, вывозить за границу, показывать, как работают зарубежные коллеги.
Одним из ярких проектов музея в этом году стала выставка скульптур Сальвадора Дали.
— Национальный художественный музей известен яркими международными проектами. Как прогнозируется их востребованность? Ведь сегодня мир открыт, многие активно путешествуют, посещают зарубежные музеи и выставки…
— Берясь за очередной международный проект, оцениваем не только интерес зрителей, но и свои возможности. Чтобы организовать международную выставку, нужны большие деньги — слишком дорогостоящие страховки. Как правило, организовываем обменные выставки. Например, графика швейцарского художника из Лихтенштейна Иоганна Людвига Блойлера экспонировалась у нас в этом году в ответ на нашу выставку икон. Причем представленные у нас работы впервые за 200 лет покинули стены музея Лихтенштейна. В следующем году будем отмечать 150-летие со дня рождения Фердинанда Рущица. Активно ведем переговоры с польскими и литовскими музеями по поводу выставок и конференций. Привезем выставку известного румынского художника Карнелиу Бабы из Бухарестского национального художественного музея. Есть договоренности с Арменией, Узбекистаном, Украиной… Активно работаем с российскими музеями.
Каждый международный проект готовится минимум два года. На организацию уникальной выставки наших икон в музее Ватикана в 2016-м и вовсе потратили лет пять. И делать выставки за границей, и привозить международные проекты к нам непросто. Но это важно. Как бы там ни было, не все имеют возможность посетить зарубежные музеи.
Национальный художественный музей давно перестал быть местом, где просто выставляются картины. То музыка в залах звучит, то аромат кофе из арт-кафе доносится, то кино крутят, то квесты устраивают… Музей приобретает поистине полифоническое звучание.
— Подходит к концу юбилейный, 80-й сезон Национального художественного музея. Какими проектами он особенно запомнится?
— Я уже упоминал выставку работ Иоганна Людвига Блойлера. В рамках подготовки к II Европейским играм проходила выставка скульптур Сальвадора Дали. Вместе с Францией организовали совместную выставку, посвященную Наде Леже. Недавно открылась выставка «Русский импрессионизм». Яркой получилась выставка наших реставраторов — показали, что было сделано ими за 20 лет. Сегодня у нас в музее работает 21 реставратор. Это самый большой коллектив таких специалистов в стране. Мы сейчас реставрируем любые произведения искусства — от слуцкого пояса до картины Айвазовского. И не прибегаем к помощи Третьяковской галереи и других учреждений. Экспонировались работы народных художников Владимира Товстика и Василия Шаранговича. Стараемся выставлять в стенах музея самых видных художников. Отходим от принципа картинной галереи. У нас большие музейные собрания, которые нам важно показать зрителю. В фонде — более 33 тысяч единиц хранения. Работаем с ними.
— Каким образом презентуете их зрителям?
— Делаем на основе коллекций тематические проекты, выставляя рядом и картины, и скульптуры как белорусских, так и зарубежных авторов. Такие миксы очень интересны посетителям. В прошлом году показали «RELAX, или 6 практик глубокого расслабления глазами художников». Организовывали выставочный проект «Айвазовский и маринисты». Помимо живописи и графики Ивана Айвазовского, были представлены работы его учеников и современников, которые работали по теме моря. Удачная выставка — «Гульні. Игры. Games». Она объединила произведения и советского периода из наших фондов, и работы современных художников. Такие выставки, как правило, длятся несколько месяцев, что дает нам возможность организовывать интерактивные программы — лекционные, музыкальные, экскурсионные.
Уже в следующем году будет открыта первая очередь музейного квартала — здание на улице Карла Маркса, 24.
— С открытием музейного квартала, строительство которого ведется не один год, возможностей для экспонирования национальных коллекций станет еще больше?
— Безусловно. Музейный квартал строится под патронатом Президента. Во второй половине 2020 года планируем открытие первой очереди — здания на улице Карла Маркса, 24. Позже — здания на улице Карла Маркса, 25. В дальнейшем будут реконструированы главное и административное здания музея. Все они будут соединены между собой переходными галереями и пристройками. В центре комплекса появится уютный дворик, который станет парком скульптуры. Через пять лет, надеюсь, завершим весь квартал. Общая экспозиционная площадь увеличится на 3263 квадратных метра, или на 43 процента по сравнению с нынешней. И если сегодня на широкое обозрение выставлено всего 3 процента фондов, то в скором времени музей сможет показать около 8 процентов. Это очень высокие цифры. Больше и не надо, так как необходимо работать с фондами, реставрировать объекты.
К слову, на базе музейного квартала впервые в Беларуси будет сформирован крупный реставрационный центр, где мы будем не только восстанавливать работы из нашей коллекции, но и оказывать услуги по реставрации произведений из других музеев страны. В регионах много ценных шедевров, но высокопрофессиональных специалистов, которые смогли бы их «подлечить», нет. Кроме реставрационных мастерских и собственно выставочных залов с новейшими технологиями, климат-контролем, хорошим освещением, в квартале предусмотрены арт-кафе, киоски по продаже сувенирной продукции. Они появятся у нас уже в следующем году. Сегодня музей должен зарабатывать деньги, и не только на выставочных проектах. На наших сувенирах, каталогах, альбомах… Почему это так важно? Из внебюджетных денег выделяем премии сотрудникам, оплачиваем часть коммунальных услуг, расходы на музейный автотранспорт.
— Каким вы видите Национальный художественный музей через пять лет?
— После завершения реставрации и приспособления всех объектов музейного комплекса и внешне, и внутренне он будет соответствовать званию храма высокого искусства. Это будет место для самых разных возрастов посетителей, в том числе для людей с ограниченными возможностями, для которых предусмотрен специальный лифт. Место для самых высокохудожественных экспозиций, международных проектов и других форм музейной активности. Место, где каждый сможет открыть для себя мир высокого искусства. Интересно, легко и доступно.
mila@sb.by