Как проектировали и создавали Государственный музей истории Великой Отечественной войны
30.01.2020 23:08:17
Юлия УЩЕНЧИК
Новое здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны распахнуло двери в канун 70-летия освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков. Сегодня это крупнейшее в стране хранилище памяти о тех тяжелых и героических годах. Бесценный фонд насчитывает более 154 000 предметов. Уникальные экспозиции в мельчайших деталях передают атмосферу военного времени. Во многом прочувствовать ее помогает архитектурное решение Виктора Крамаренко. Автору проекта удалось создать здание, в стенах которого приходит отчетливое понимание того, сколько бед приносит с собой война и как важно сохранять мир. Архитектор рассказал «Р» о своем творении.
Здание как символ
Виктор Крамаренко — один из создателей главных архитектурных произведений страны: минского железнодорожного вокзала, Национальной библиотеки и многих других значимых объектов, которые стали визитными карточками Беларуси. Он берется за проектирование сложных зданий: музей истории ВОВ из их числа. Автор проекта вспоминает о том, как создавалось уникальное для мировой архитектуры здание, символ Великой Победы, на алтарь которой положено 60 миллионов человеческих жизней.
— Место для строительства музея мною было предложено на проспекте Победителей, рядом с парком Победы, на возвышенности у обелиска «Минск — город-герой», в создании которого я также участвовал, — с заслуженным архитектором Беларуси поднимаемся по ступеням и оказываемся у главного фасада здания, который выглядит очень динамичным: пилоны-лучи из нержавеющей стали расходятся мощным взрывом. Они символизируют силу народного гнева и военную мощь, направленную против фашистских оккупантов. А также праздничный салют, который очень похож на знаменитое изображение лучей прожекторов, зажженных в Москве в мае 1945 года в честь Победы, если судить по документальным фотографиям. Трагедия и Победа слились в металле в едином порыве, призывая к миру.
Минуем фонтан-каскад из струй, которые символизируют населенные пункты страны, освобожденные советскими войсками во время войны. Попадаем к «Фасаду мира», где расположен один из главных входов в музей. В зеркальных стенах отражаются парк Победы, облака, наше мирное небо. Далее видим «Фасад войны» — чувство тревоги вызывают специальные архитектурные элементы здания: наклоненные стены, которые передают трагедию, вероломно вторгшуюся в нашу мирную жизнь, а также боль и разруху.
Виктор Крамаренко — один из создателей главных архитектурных произведений страны.
— Образ музея родился за считаные дни, а его детальное проектирование и строительство длилось четыре года. Команда специалистов по различным направлениям работала в режиме плотного графика. Сотни чертежей, документов, расчетов — как автор архитектурного решения и главный архитектор проекта здания я выступал одним из дирижеров этого большого оркестра, — собеседник вспоминает годы кропотливого труда.
Виктор Крамаренко приглашает внутрь музея — посмотреть, как дороги военных лет изображены с помощью языка современной архитектуры:
— Мы тесно сотрудничали с ветеранами войны: советовались, старались учесть их замечания и предложения. Бок о бок работали с сотрудниками музея, которые внесли колоссальный вклад в тематическое формирование экспозиции. Исходя из этого и проектировалось здание: разрабатывалась драматургия интерьеров помещений под каждую определенную коллекцию раритетов, всего их 28. Все это формировалось в единую картину тех страшных военных лет — создавалось пространство, которое ни на минуту не дает посетителям отвлечься и заставляет их сопереживать, стирает границы времени и переносит нас в эпоху пережитых лет.
По проекту музей состоит из четырех основных блоков — по числу военных лет и фронтов, участвующих в освобождении Беларуси. Общая площадь — более 15 000 квадратных метров. Современное здание впечатляет не только своими масштабами, но и символизмом, который наглядно отражает вехи истории непростых для народа 1941—1945 годов.
Бесценный фонд насчитывает более 154 000 предметов.
Хранить вечно
Во внешнем и внутреннем облике музея истории ВОВ нет лишних деталей. Это просматривается уже в первом зале: попадая туда, тут же отходишь от повседневной городской суеты и сосредотачиваешься на теме войны. Последующие помещения хронологически повествуют о тех годах — от мирной жизни к войне, от полной разрухи и беспощадной борьбы к счастливым моментам великого майского праздника 1945-го.
— Здесь мы видим спокойную и размеренную жизнь народа, а дальше разворачиваются контрастные, очень страшные события. Экспозиция и архитектурная среда способствуют смене эмоций и впечатлений. Мы находимся то в небольших помещениях, то в огромных залах, у каждого свои особенности. Благодаря этому посетитель не устает и может полностью погрузиться в атмосферу войны, сконцентрироваться на главных многочисленных экспонатах, — объясняет Виктор Крамаренко.
Попадаем в зал «Дорога войны»: специальный ход архитектора — создать у зрителя ощущение масштабных драматичных военных действий: стены здания изломанные, падающие — будто вот-вот рухнут после бомбардировки. Они мощным монументальным протестным движением наклонены в сторону Запада, откуда пришла к нам беда. Стены выкрашены в дымчатый цвет, имеют неровности и шероховатости — это создает ощущение трагичности, обреченности и скорби, атмосферу мужества и подвига.
На восприятие посетителей музея работает буквально все: от планировки помещения до стен, потолков, полов и красок интерьера.
Военная техника выставлена не в ряд, а располагается как бы хаотично — создается впечатление боя. На земле стоят танки, идут в бой люди, стреляют пушки, над всем этим нависли самолеты. Кстати, архитектурное решение предусматривает, что летательные аппараты времен ВОВ можно рассмотреть ближе, поднявшись на специальный мост, находящийся на уровне самолетов.
— Когда вы перемещаетесь по музею, внимание привлекают переходы из блока в блок, выполненные с помощью стеклянных мостиков, проходящих через узкие зажатые пространства между массивными стенами. Они создают ощущение тревоги и вместе с тем надежды. Через эти стеклянные расщелины в стенах и потолке из интерьера всегда виден обелиск — как символ Победы, к которой так стремились советские и союзнические войска. С противоположной стороны просматриваются интерьеры зала «Дороги войны» с театром военных действий. Между самыми различными залами есть пространственная и психологическая смысловая связь. Через узкие проемы в стенах виден парк Победы. Военный самолет, расположенный в парке, зрительно расширяет масштаб экспозиции. В архитектурном плане все продольные стены построены необычно: направлены точно к центру стелы «Минск — город-герой». Это тоже очень символично и отражает стремление к Победе, — автор проекта поясняет свою нестандартную задумку.
Виктор Крамаренко также сделал акцент на игре света и теней — продумал все до мельчайших деталей. Расположение окон, витражи, светоотражатели — все работает на усиление эмоционального восприятия посетителя музея. В тандеме с современными приемами архитектуры и технической поддержкой можно как будто прожить ту войну от самого начала до конца. С помощью интерактивных мультимедийных устройств виртуально побывать в партизанском отряде, на основных сражениях, в подполье. Благодаря достигнутому эффекту личного присутствия можно ощутить себя участником тех исторических событий.
Особенно впечатляют работы военных художников студии им. М. Грекова «Оборона Минска 25—28 июня 1941 г.» и «Минский котел». Архитектор предусмотрительно проектировал помещения так, чтобы диорамы органично вписались в интерьер.
Экспозицию завершает великолепный зал Победы, оформленный в виде стеклянного купола, потолком которого, по сути, является мирное небо.
Победа. Одна на всех
У автора архитектурного проекта стояла довольно сложная задача — грамотно вписать здание в местный холмистый рельеф. Получилось! Причем сочетание чередующихся возвышенностей оказались на руку — строение запроектировано так, что, проходя десять экспозиционных залов, мы постоянно движемся вверх. Большая часть здания спрятана под землю. Это позволило выполнить сооружение зрительно небольшим по масштабу, не задавить своей массой обелиск и ландшафт парка. Экспозицию завершает великолепный зал Победы, оформленный в виде стеклянного купола, потолком которого, по сути, является мирное небо.
Красный флаг бывшего Советского Союза реет над зданием музея. Кстати, этот стяг не развевается на ветру больше ни в одном из городов СНГ. Еще один флаг, только на цифровом мониторе, находится внутри купола. Виктор Крамаренко добавляет:
— Когда на улице темнеет, то знамя Победы через прозрачные стекла купола видно жителям и гостям города. Создается впечатление, будто оно бьется как сердце музея.
В большом, наполненном светом помещении зала Победы увековечены имена Героев Советского Союза — белорусов, уроженцев нашей страны и тех, кто получил это звание за мужество и героизм, проявленные на белорусской земле, а также названия воинских частей, отличившихся при освобождении республики, партизанских бригад и отрядов. На белоснежных мраморных стенах золотыми буквами написан трагический факт: «На территории Беларуси было уничтожено более 2 357 000 мирных жителей и военнопленных».
Главный фасад здания выглядит очень динамичным: пилоны-лучи из нержавеющей стали расходятся мощным взрывом.
Изображение лучей прожекторов, зажженных в Москве в мае 1945 года.
Финальный и очень мощный архитектурный аккорд музея — алтарь Победы, который создает возвышенную атмосферу. В него вошел витраж, выполненный белорусским художником Валерием Довгяло. Сам алтарь состоит из 18 пилонов, которые символизируют 15 республик СССР и три страны-союзницы — США, Великобританию и Францию. К слову, на право проектирования интерьера этого зала объявляли конкурс, в котором участвовали 10 лучших архитектурных коллективов страны. Честь продолжить работу по своему проекту для главного помещения музея истории ВОВ также выпала сотрудникам творческой мастерской Виктора Крамаренко, во главе с автором архитектурного проекта музея.
— Я родился в июне 1945 года, и с первых дней жизни меня окружали люди, которые еще вчера рисковали своей жизнью на поле ожесточенного боя. Я с детства впечатлялся их жуткими рассказами, печальными историями, трагическими моментами той страшной войны. И я не понаслышке знаю, что значила для них Победа. Я чувствовал ту неимоверную радость, которую всей душой испытывали люди. Они оплакивали погибших близких, но было и утешение — в тяжелой кровопролитной борьбе народ отстоял свой национальный суверенитет, защитил Родину. Как архитектор, я решил воплотить это настроение в зале Победы и сделать его священным местом.
Пройдя все экспозиции музея истории ВОВ, которые отражают величайшую трагедию, погружают посетителей в ту глубочайшую боль, мы выходим к светлому залу — он вызывает эмоциональный прилив, сильнейшее чувство гордости за тех людей, которые одержали Победу. Виктор Крамаренко приглашает подняться на обзорную площадку зала Победы и взглянуть на город — за стеклами купола музея открывается великолепная панорама на проспект Победителей, реку Свислочь и парк Победы. Мы смотрим на живописный центр столицы, мирное небо и мысленно благодарим тех, кто в тяжелых боях отстоял эту красоту, а после войны буквально поднял из руин наш город-герой.
…Современное здание музея истории Великой Отечественной войны стало сокровищницей знаний для тех, кто желает и умеет извлекать мудрые уроки из прошлого. Этот объект был и всегда будет местом живой народной памяти. Цифры скажут все: каждый год самый популярный музей в нашей стране посещает около 570 000 человек! За последние пять лет там побывали представители более чем 100 государств.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий МАМЛИН, белорусский архитектор, профессор Международной академии архитектуры (IAA), академик Международной академии архитектуры в Москве (МААМ):
— Современное здание музея истории ВОВ — очень достойная работа Виктора Крамаренко. Это объект, где все собрано воедино: место для строительства, образное и архитектурное решение. На мой взгляд, это самый интересный проект Виктора Владимировича — равнодушным здание никого не оставляет. Здание сильно отличается от традиционного музея. Использованы нестандартные, но очень уместные решения и приемы. Все архитектурные элементы работают, чтобы максимально погрузить нас в тему войны: для нашей страны это очень больная и страшная страница в истории, но про нее должен знать каждый. То, как реализован проект музея, по заслугам превосходно оценивает все наше профессиональное сообщество. Как посетитель скажу так: однажды я повел на экскурсию туда своего 12-летнего внука, он был в полном восторге! Школьник сильно впечатлился увиденным и не хотел уходить — это ли не показатель?
КОМПЕТЕНТНО
Олег РОМАНОВ, заслуженный архитектор России, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, профессор, кандидат архитектуры:
— Очень высоко оцениваю работу архитектора Виктора Крамаренко. И я знаю, о чем говорю. Во-первых, я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Архитектура военно-исторических музеев, посвященных ВОВ», во-вторых, я тоже работаю в направлении современной музейной архитектуры. Мне посчастливилось побывать в современном здании Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске. Хочу сказать, что это выдающееся сооружение! Поражают пространственно-архитектурные решения автора проекта, символизм, тесная взаимосвязь всех элементов здания. Наклоненные стены, стремящиеся в сторону обелиска, стеклянные элементы, многоуровневость залов и многое другое — все это усиливает впечатление от экспозиции музея.
Я знаком со всеми знаковыми работами Виктора Крамаренко — поражен красотой Национальной библиотеки, минского железнодорожного вокзала.
МНЕНИЕ
Владимир ВОРОПАЕВ, директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны:
— Музей истории Великой Отечественной войны, один из старейших в Беларуси, бережно хранит память о мужестве и героизме советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Новое современное здание поражает красотой и масштабностью — в комплексе с обелиском «Минск — город-герой» составляет единый архитектурный ансамбль.
Сегодня музей переживает вторую молодость — благодаря работе известного архитектора Виктора Крамаренко у сотрудников музея появилась возможность расширить экспозиционные площади, использовать инновационные технологии, новые методы работы. Это позволило нам соответствовать лучшим мировым стандартам в организации музейного дела. Новое здание только способствует этому.
Строительство хранилища ценнейших реликвий войны началось 24 апреля 2010 года с закладки Президентом капсулы с посланием потомкам во время проведения Республиканского субботника. Объект торжественно открыли 2 июля 2014 года Президент Беларуси Александр Лукашенко и Президент России Владимир Путин.
Архитектурный проект Виктора Крамаренко воплотился в жизнь и нашел только положительный отклик у посетителей музея. В подтверждение этому приведу некоторые цитаты из отзывов наших посетителей: «Интересное архитектурное решение. Просторно и светло, вмещается большое количество экспонатов», «Понравился музей! Впечатляют большие пространства — выразительные с архитектурной точки зрения», «Отличное расположение, достойная архитектура, строгие интерьеры», «Очень масштабно. Как снаружи, так и изнутри»…
ypopko@sb.by
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ, Юрия МОЗОЛЕВСКОГО и из личного архива Виктора КРАМАРЕНКО.
Здание как символ
Виктор Крамаренко — один из создателей главных архитектурных произведений страны: минского железнодорожного вокзала, Национальной библиотеки и многих других значимых объектов, которые стали визитными карточками Беларуси. Он берется за проектирование сложных зданий: музей истории ВОВ из их числа. Автор проекта вспоминает о том, как создавалось уникальное для мировой архитектуры здание, символ Великой Победы, на алтарь которой положено 60 миллионов человеческих жизней.
— Место для строительства музея мною было предложено на проспекте Победителей, рядом с парком Победы, на возвышенности у обелиска «Минск — город-герой», в создании которого я также участвовал, — с заслуженным архитектором Беларуси поднимаемся по ступеням и оказываемся у главного фасада здания, который выглядит очень динамичным: пилоны-лучи из нержавеющей стали расходятся мощным взрывом. Они символизируют силу народного гнева и военную мощь, направленную против фашистских оккупантов. А также праздничный салют, который очень похож на знаменитое изображение лучей прожекторов, зажженных в Москве в мае 1945 года в честь Победы, если судить по документальным фотографиям. Трагедия и Победа слились в металле в едином порыве, призывая к миру.
Минуем фонтан-каскад из струй, которые символизируют населенные пункты страны, освобожденные советскими войсками во время войны. Попадаем к «Фасаду мира», где расположен один из главных входов в музей. В зеркальных стенах отражаются парк Победы, облака, наше мирное небо. Далее видим «Фасад войны» — чувство тревоги вызывают специальные архитектурные элементы здания: наклоненные стены, которые передают трагедию, вероломно вторгшуюся в нашу мирную жизнь, а также боль и разруху.
Виктор Крамаренко — один из создателей главных архитектурных произведений страны.
— Образ музея родился за считаные дни, а его детальное проектирование и строительство длилось четыре года. Команда специалистов по различным направлениям работала в режиме плотного графика. Сотни чертежей, документов, расчетов — как автор архитектурного решения и главный архитектор проекта здания я выступал одним из дирижеров этого большого оркестра, — собеседник вспоминает годы кропотливого труда.
Виктор Крамаренко приглашает внутрь музея — посмотреть, как дороги военных лет изображены с помощью языка современной архитектуры:
— Мы тесно сотрудничали с ветеранами войны: советовались, старались учесть их замечания и предложения. Бок о бок работали с сотрудниками музея, которые внесли колоссальный вклад в тематическое формирование экспозиции. Исходя из этого и проектировалось здание: разрабатывалась драматургия интерьеров помещений под каждую определенную коллекцию раритетов, всего их 28. Все это формировалось в единую картину тех страшных военных лет — создавалось пространство, которое ни на минуту не дает посетителям отвлечься и заставляет их сопереживать, стирает границы времени и переносит нас в эпоху пережитых лет.
По проекту музей состоит из четырех основных блоков — по числу военных лет и фронтов, участвующих в освобождении Беларуси. Общая площадь — более 15 000 квадратных метров. Современное здание впечатляет не только своими масштабами, но и символизмом, который наглядно отражает вехи истории непростых для народа 1941—1945 годов.
Бесценный фонд насчитывает более 154 000 предметов.
Хранить вечно
Во внешнем и внутреннем облике музея истории ВОВ нет лишних деталей. Это просматривается уже в первом зале: попадая туда, тут же отходишь от повседневной городской суеты и сосредотачиваешься на теме войны. Последующие помещения хронологически повествуют о тех годах — от мирной жизни к войне, от полной разрухи и беспощадной борьбы к счастливым моментам великого майского праздника 1945-го.
— Здесь мы видим спокойную и размеренную жизнь народа, а дальше разворачиваются контрастные, очень страшные события. Экспозиция и архитектурная среда способствуют смене эмоций и впечатлений. Мы находимся то в небольших помещениях, то в огромных залах, у каждого свои особенности. Благодаря этому посетитель не устает и может полностью погрузиться в атмосферу войны, сконцентрироваться на главных многочисленных экспонатах, — объясняет Виктор Крамаренко.
Попадаем в зал «Дорога войны»: специальный ход архитектора — создать у зрителя ощущение масштабных драматичных военных действий: стены здания изломанные, падающие — будто вот-вот рухнут после бомбардировки. Они мощным монументальным протестным движением наклонены в сторону Запада, откуда пришла к нам беда. Стены выкрашены в дымчатый цвет, имеют неровности и шероховатости — это создает ощущение трагичности, обреченности и скорби, атмосферу мужества и подвига.
На восприятие посетителей музея работает буквально все: от планировки помещения до стен, потолков, полов и красок интерьера.
Военная техника выставлена не в ряд, а располагается как бы хаотично — создается впечатление боя. На земле стоят танки, идут в бой люди, стреляют пушки, над всем этим нависли самолеты. Кстати, архитектурное решение предусматривает, что летательные аппараты времен ВОВ можно рассмотреть ближе, поднявшись на специальный мост, находящийся на уровне самолетов.
— Когда вы перемещаетесь по музею, внимание привлекают переходы из блока в блок, выполненные с помощью стеклянных мостиков, проходящих через узкие зажатые пространства между массивными стенами. Они создают ощущение тревоги и вместе с тем надежды. Через эти стеклянные расщелины в стенах и потолке из интерьера всегда виден обелиск — как символ Победы, к которой так стремились советские и союзнические войска. С противоположной стороны просматриваются интерьеры зала «Дороги войны» с театром военных действий. Между самыми различными залами есть пространственная и психологическая смысловая связь. Через узкие проемы в стенах виден парк Победы. Военный самолет, расположенный в парке, зрительно расширяет масштаб экспозиции. В архитектурном плане все продольные стены построены необычно: направлены точно к центру стелы «Минск — город-герой». Это тоже очень символично и отражает стремление к Победе, — автор проекта поясняет свою нестандартную задумку.
Виктор Крамаренко также сделал акцент на игре света и теней — продумал все до мельчайших деталей. Расположение окон, витражи, светоотражатели — все работает на усиление эмоционального восприятия посетителя музея. В тандеме с современными приемами архитектуры и технической поддержкой можно как будто прожить ту войну от самого начала до конца. С помощью интерактивных мультимедийных устройств виртуально побывать в партизанском отряде, на основных сражениях, в подполье. Благодаря достигнутому эффекту личного присутствия можно ощутить себя участником тех исторических событий.
Особенно впечатляют работы военных художников студии им. М. Грекова «Оборона Минска 25—28 июня 1941 г.» и «Минский котел». Архитектор предусмотрительно проектировал помещения так, чтобы диорамы органично вписались в интерьер.
Экспозицию завершает великолепный зал Победы, оформленный в виде стеклянного купола, потолком которого, по сути, является мирное небо.
Победа. Одна на всех
У автора архитектурного проекта стояла довольно сложная задача — грамотно вписать здание в местный холмистый рельеф. Получилось! Причем сочетание чередующихся возвышенностей оказались на руку — строение запроектировано так, что, проходя десять экспозиционных залов, мы постоянно движемся вверх. Большая часть здания спрятана под землю. Это позволило выполнить сооружение зрительно небольшим по масштабу, не задавить своей массой обелиск и ландшафт парка. Экспозицию завершает великолепный зал Победы, оформленный в виде стеклянного купола, потолком которого, по сути, является мирное небо.
Красный флаг бывшего Советского Союза реет над зданием музея. Кстати, этот стяг не развевается на ветру больше ни в одном из городов СНГ. Еще один флаг, только на цифровом мониторе, находится внутри купола. Виктор Крамаренко добавляет:
— Когда на улице темнеет, то знамя Победы через прозрачные стекла купола видно жителям и гостям города. Создается впечатление, будто оно бьется как сердце музея.
В большом, наполненном светом помещении зала Победы увековечены имена Героев Советского Союза — белорусов, уроженцев нашей страны и тех, кто получил это звание за мужество и героизм, проявленные на белорусской земле, а также названия воинских частей, отличившихся при освобождении республики, партизанских бригад и отрядов. На белоснежных мраморных стенах золотыми буквами написан трагический факт: «На территории Беларуси было уничтожено более 2 357 000 мирных жителей и военнопленных».
Главный фасад здания выглядит очень динамичным: пилоны-лучи из нержавеющей стали расходятся мощным взрывом.
Изображение лучей прожекторов, зажженных в Москве в мае 1945 года.
Финальный и очень мощный архитектурный аккорд музея — алтарь Победы, который создает возвышенную атмосферу. В него вошел витраж, выполненный белорусским художником Валерием Довгяло. Сам алтарь состоит из 18 пилонов, которые символизируют 15 республик СССР и три страны-союзницы — США, Великобританию и Францию. К слову, на право проектирования интерьера этого зала объявляли конкурс, в котором участвовали 10 лучших архитектурных коллективов страны. Честь продолжить работу по своему проекту для главного помещения музея истории ВОВ также выпала сотрудникам творческой мастерской Виктора Крамаренко, во главе с автором архитектурного проекта музея.
— Я родился в июне 1945 года, и с первых дней жизни меня окружали люди, которые еще вчера рисковали своей жизнью на поле ожесточенного боя. Я с детства впечатлялся их жуткими рассказами, печальными историями, трагическими моментами той страшной войны. И я не понаслышке знаю, что значила для них Победа. Я чувствовал ту неимоверную радость, которую всей душой испытывали люди. Они оплакивали погибших близких, но было и утешение — в тяжелой кровопролитной борьбе народ отстоял свой национальный суверенитет, защитил Родину. Как архитектор, я решил воплотить это настроение в зале Победы и сделать его священным местом.
Пройдя все экспозиции музея истории ВОВ, которые отражают величайшую трагедию, погружают посетителей в ту глубочайшую боль, мы выходим к светлому залу — он вызывает эмоциональный прилив, сильнейшее чувство гордости за тех людей, которые одержали Победу. Виктор Крамаренко приглашает подняться на обзорную площадку зала Победы и взглянуть на город — за стеклами купола музея открывается великолепная панорама на проспект Победителей, реку Свислочь и парк Победы. Мы смотрим на живописный центр столицы, мирное небо и мысленно благодарим тех, кто в тяжелых боях отстоял эту красоту, а после войны буквально поднял из руин наш город-герой.
…Современное здание музея истории Великой Отечественной войны стало сокровищницей знаний для тех, кто желает и умеет извлекать мудрые уроки из прошлого. Этот объект был и всегда будет местом живой народной памяти. Цифры скажут все: каждый год самый популярный музей в нашей стране посещает около 570 000 человек! За последние пять лет там побывали представители более чем 100 государств.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий МАМЛИН, белорусский архитектор, профессор Международной академии архитектуры (IAA), академик Международной академии архитектуры в Москве (МААМ):
— Современное здание музея истории ВОВ — очень достойная работа Виктора Крамаренко. Это объект, где все собрано воедино: место для строительства, образное и архитектурное решение. На мой взгляд, это самый интересный проект Виктора Владимировича — равнодушным здание никого не оставляет. Здание сильно отличается от традиционного музея. Использованы нестандартные, но очень уместные решения и приемы. Все архитектурные элементы работают, чтобы максимально погрузить нас в тему войны: для нашей страны это очень больная и страшная страница в истории, но про нее должен знать каждый. То, как реализован проект музея, по заслугам превосходно оценивает все наше профессиональное сообщество. Как посетитель скажу так: однажды я повел на экскурсию туда своего 12-летнего внука, он был в полном восторге! Школьник сильно впечатлился увиденным и не хотел уходить — это ли не показатель?
КОМПЕТЕНТНО
Олег РОМАНОВ, заслуженный архитектор России, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, профессор, кандидат архитектуры:
— Очень высоко оцениваю работу архитектора Виктора Крамаренко. И я знаю, о чем говорю. Во-первых, я защитил кандидатскую диссертацию на тему «Архитектура военно-исторических музеев, посвященных ВОВ», во-вторых, я тоже работаю в направлении современной музейной архитектуры. Мне посчастливилось побывать в современном здании Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в Минске. Хочу сказать, что это выдающееся сооружение! Поражают пространственно-архитектурные решения автора проекта, символизм, тесная взаимосвязь всех элементов здания. Наклоненные стены, стремящиеся в сторону обелиска, стеклянные элементы, многоуровневость залов и многое другое — все это усиливает впечатление от экспозиции музея.
Я знаком со всеми знаковыми работами Виктора Крамаренко — поражен красотой Национальной библиотеки, минского железнодорожного вокзала.
МНЕНИЕ
Владимир ВОРОПАЕВ, директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны:
— Музей истории Великой Отечественной войны, один из старейших в Беларуси, бережно хранит память о мужестве и героизме советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Новое современное здание поражает красотой и масштабностью — в комплексе с обелиском «Минск — город-герой» составляет единый архитектурный ансамбль.
Сегодня музей переживает вторую молодость — благодаря работе известного архитектора Виктора Крамаренко у сотрудников музея появилась возможность расширить экспозиционные площади, использовать инновационные технологии, новые методы работы. Это позволило нам соответствовать лучшим мировым стандартам в организации музейного дела. Новое здание только способствует этому.
Строительство хранилища ценнейших реликвий войны началось 24 апреля 2010 года с закладки Президентом капсулы с посланием потомкам во время проведения Республиканского субботника. Объект торжественно открыли 2 июля 2014 года Президент Беларуси Александр Лукашенко и Президент России Владимир Путин.
Архитектурный проект Виктора Крамаренко воплотился в жизнь и нашел только положительный отклик у посетителей музея. В подтверждение этому приведу некоторые цитаты из отзывов наших посетителей: «Интересное архитектурное решение. Просторно и светло, вмещается большое количество экспонатов», «Понравился музей! Впечатляют большие пространства — выразительные с архитектурной точки зрения», «Отличное расположение, достойная архитектура, строгие интерьеры», «Очень масштабно. Как снаружи, так и изнутри»…
ypopko@sb.by
Фото Татьяны СТОЛЯРОВОЙ, Юрия МОЗОЛЕВСКОГО и из личного архива Виктора КРАМАРЕНКО.