«Хорошие «доски» выкупали прямо с завода». Репортаж из «Скейт-Музея СССР»
24.04.2017 18:21:07
Этот факт скорее относится к малоизвестным страницам истории СССР - советская молодежь увлекалась скейтбордингом. Более того, катались не только на самодельных «досках» - скейты в промышленных масштабах выпускали крупные предприятия Советского союза. Увидеть эти модели, а также узнать о том, как жилось советским скейтерам, можно было на выставке «Мотовелоэкспо» в Минске, где представили экспозицию уникального «Скейт-Музея СССР».
Этот павильон разительно отличается от других – только здесь можно увидеть соседство советских плакатов с атрибутикой, казалось бы, весьма капиталистического хобби – скейтбординга. И это не элемент декора. Приглядевшись, даже далекий от темы посетитель заметит: «доски» - раритет. Под стеклом разместились сопутствующие артефакты: вымпелы, сувенирная продукция, вырезки из газет, фотографии, самоучители, методическая литература. Вывод очевиден – в Советском союзе скейтбординг был.
У стенда замирает 18-летняя Алена. На выставку «Мотовелоэкспо» ее позвал брат, увлекающийся мотоциклами. К павильону «Скейт-музея СССР» она подошла случайно, но уходит под впечатлением:
- Я и не думала, что у наших родителей тоже была возможность «катать». Конечно, из художественных фильмов, к примеру, «Короли Догтауна», знала, что скейты – давняя тема, но то ведь было в США. Скейтбординг СССР для меня – настоящее открытие. Рядом стенд с современными досками, так, даже не катаясь, очень интересно посмотреть, сравнить, что было 30-40 лет назад и что есть сейчас.
Встречает посетителей создатель и владелец музея – скейтер с многолетним стажем, руководитель ОО «Белорусскоая федерация скейтбординга» Глеб Бенциовский. Собственно говоря, как раз просвещение молодежи и было его изначальной целью:
- Идея появилась где-то на рубеже 2004-2005 года: собрать коллекцию досок, выпускавшихся в СССР, чтобы показывать молодому поколению, с чего все начиналось. Позже это вылилось в огромное собрание не только скейтов, но и артефактов по теме.
Конечно, советский скейтбординг имел свою специфику. Информации было немного и поступала она дозировано, но все же по материалам специализированной советской прессы люди знали, что существуют некие асфальтовые серферы, роликовые самокаты. К середине 1980-х в СССР было налажено производство скейтбордов. Но здесь были свои нюансы, говорит Глеб Бенциовский:
- Советский скейтбординг довольно специфичен. Во-первых, потому что советская промышленность, в большинстве своем, предлагала скейтборды морально устаревшей конструкции, заточенные под слалом (в СССР культивировался этот вид спорта), в то время как во всем мире уже катались на досках для стрит-стайла, верт-стайла. Во-вторых, по этой причине достаточно сильно было развито «самоделостроение». Скейтеры модернизировали и дорабатывали скейтборды под свои нужды. В том числе, чтобы достигать результатов, которые, например, были увидены в фильме «Достигая невозможного» (его показывали в кинотеатрах СССР). Из него мы узнали о легендарных скейтерах Тони Хоуке, Стиве Кабаллеро, которые катались на настоящих американских «досках».
Сегодня в «Скейт-музее СССР» насчитывается свыше 120 «асфальтовых серфов». Артефактов – огромное количество, сложно оценить в цифрах и объем фото-видеоархива. Экспозиция постоянно пополняется. На выставке сейчас представлена лишь некоторая часть собрания. В музей артефакты попадают разными путями – что-то изначально было у Глеба, что-то передали ему знакомые из Минска, а также, Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Саратова, Калининграда, Прибалтики – ключевых точек советской скейтерской «тусовки».
– Есть люди, которые, узнав о музее, сами передают в дар либо отдают на определенных условиях своих артефакты, чтобы они сохранились.
В центре экспозиции, представленной на «Мотовело», -- самые популярные советские скейтборды «Скат». Они выпускались в середине 1980-ых годов и были практически полной репликой американской доски Powell-Peralta 1975-го года, подвеска – повтор подвесок Bennett. Этим «Скат» и обязан своей популярности: у «доски» был киктейл (то есть загнутый «хвост»), что позволяло на ней маневрировать.
- Среди известных досок и таллиннские Rula – их было несколько моделей, в том числе и «рыба». Знаю людей, которые специально ездили за ними в Эстонскую ССР и покупали прямо с завода, - проводит экскурсию создатель музея. - Еще одна легенда – латвийские Ripo, которые имели и киктэйл, и рыбообразую форму.
Сам Глеб первой «доской» обзавелся в 1988 году – правда, в экспозиции ее нет. История в своем роде уникальная: инициатором покупки была бабушка. Глеб хотел велосипед, но желаемого в спорттоварах не нашлось – были только дорогие модели. Зато на полках стояли коробки с яркой надписью «роликовая доска». «То, что нужно», - решила бабушка и, несмотря не возражения внука, отправилась на кассу. Первый скейт был довольно примитивным, но это было только начало: позже под ногами Глеба стали появляться более удобные и современные модели.
На экспонаты то и дело заглядываются посетители выставки. Те, кто помладше, издали заворожено рассматривают устройства, на которых «катали» их родители, а те, кто застал эпоху советского скейтбординга, без стеснения подходят поближе: узнают свои прежние «доски». Среди почетных гостей музея – старшие товарищи Глеба – «первая волна» минского скейтбординга Эдуард, по кличке «Седой», и Николай Садовский. Эдуард подходит к доскам Rula и берет в руки один из экземпляров:
- Это скейт моего друга. Такими были первые доски, которые покупались в Риге. Я тоже с такой начинал. Хотя самый первый скейт я и мои друзья сделали благодаря отцу, который работал сварщиком. Он сварил нам подвески, мы выпилили деки. Пошли на горку учиться «катать». Падали – сдирали локти и коленки. Тогда и поняли: первое, чему будем учиться – это падать. Собрали кучу свежескошенной травы и репетировали падения. Потихоньку втянулись. Потом стали приобщать и других ребят – собирали компанию по дворам, предлагали собраться в одном месте.
К слову, одной из ключевых точек сбора минских скейтеров советской эпохи была «Академка» -- площадка возле Академии наук. Одновременно там могли кататься до 100 человек. Еще одним легендарным местом были Раубичи.
Где можно было купить доску в СССР? Тема дефицита была актуальна и для скейтеров. Более-менее хорошие скейты стоили достаточно дорого - от 29 до 55 рублей – и были редкостью, рассказывает Глеб Бенциовский:
- Нужно было держать руку на пульсе. У каждого здравомыслящего скейтера всегда лежало в «загашнике» 30 рублей, чтобы, когда в спорттоварах «выкинули» скейтборды, быстро сбегать и купить. В силу того, что комплектующих, как правило, не продавалось, приходилось заниматься «самодельничеством» – на подвески и колеса делать другие деки, потому что они быстро приходили в негодность.
Выпускали скейты довольно серьезные заводы. По словам Глеба Бенциовского, легендарные скейты АПОМ, например, производило Андроповское производственное объединение моторостроения – это был оборонный завод, который делал турбины для самолетов. Киевские (были еще ленинградские) доски «Вираж» – судоремонтный завод. Борды «ЛУАЗ» выпускал Луцкий автозавод -- предприятие, изготовлявшее маленькие утилитарные внедорожники военного назначения:
- Время от времени советским заводам удавалось делать достойные экземпляры. Но порой модели были крайне неудачными.
Глеб берет один из скейтов – на первый взгляд вполне обычный – и протягивает мне. Доска оказывает очень тяжелой – удержать одной рукой не получается. Выясняется, что это - металлический скейтборд «Роллинг». Как на таком кататься, не говоря уже о выполнении трюков - сложный вопрос.
Выпускали скейты и в Беларуси – производство было налажено в Житковичах (Житковичский моторный завод), Пинске (завод «Кузлитмаш») и Могилеве (завод «Техноприбор»). На могилевском предприятии изготовление скейтов было весьма специфичным -- иногда делали хорошие борды с качественными полиуретановыми колесами, иногда выпускали неудачные модели с тяжелыми колесами с металлическим сердечником.
Среди экспонатов выставки замечаю обувь. Помимо привычных кедов (популярны были «Кросс» и «Два мяча») встречается необычная заграничная модель. Как она сюда попала? Глеб вспоминает:
- Это одна из «загадок природы». Vision - очень серьезная американская компания, которая производит скейтборды и сопутствующие аксессуары. В 1992 году некий бизнесмен привез в Москву огромную партию этих кедов 1989 года выпуска. Продавались они за какие-то символические деньги. В итоге вся Москва каталсь в фирменной обувке, а мы просто с ума сходили – у нас-то были обычные кеды. Этот экземпляр, отлично сохранившийся, передала в дар музею Наталья Бондаренко.
Помимо советских раритетов в музее можно увидеть и зарубежные редкости. К примеру, первый промышленно выпущенный скейтборд США – Roller Derby 1959 года, первый немецкий - RollBrettl, а также оригинальный американский Zippies Surf Board - скейт с уникальной формой. Это стало возможным благодаря тому, что Глеб ведет плотное общение с коллегами из США и Берлина. Происходит обмен экспонатами – так, в экспозициях скейт-музеев США и Германии теперь можно увидеть советские экземпляры.
Пока «Скейт-музей СССР» не имеет собственного помещения, куда мог бы прийти любой желающий. Коллекция хранится дома у ее владельца – иногда к Глебу Бенциовскому приезжают гости из США, Японии, ЕС, чтобы взглянуть на уникальное собрание. Остальным остается посещать выставки, на которых экспозиция временно размещается. К слову, через месяц предстоит еще одна – в этот раз акцент будет сделан на самодельных скейтах СССР.
Этот павильон разительно отличается от других – только здесь можно увидеть соседство советских плакатов с атрибутикой, казалось бы, весьма капиталистического хобби – скейтбординга. И это не элемент декора. Приглядевшись, даже далекий от темы посетитель заметит: «доски» - раритет. Под стеклом разместились сопутствующие артефакты: вымпелы, сувенирная продукция, вырезки из газет, фотографии, самоучители, методическая литература. Вывод очевиден – в Советском союзе скейтбординг был.
У стенда замирает 18-летняя Алена. На выставку «Мотовелоэкспо» ее позвал брат, увлекающийся мотоциклами. К павильону «Скейт-музея СССР» она подошла случайно, но уходит под впечатлением:
- Я и не думала, что у наших родителей тоже была возможность «катать». Конечно, из художественных фильмов, к примеру, «Короли Догтауна», знала, что скейты – давняя тема, но то ведь было в США. Скейтбординг СССР для меня – настоящее открытие. Рядом стенд с современными досками, так, даже не катаясь, очень интересно посмотреть, сравнить, что было 30-40 лет назад и что есть сейчас.
Встречает посетителей создатель и владелец музея – скейтер с многолетним стажем, руководитель ОО «Белорусскоая федерация скейтбординга» Глеб Бенциовский. Собственно говоря, как раз просвещение молодежи и было его изначальной целью:
- Идея появилась где-то на рубеже 2004-2005 года: собрать коллекцию досок, выпускавшихся в СССР, чтобы показывать молодому поколению, с чего все начиналось. Позже это вылилось в огромное собрание не только скейтов, но и артефактов по теме.
Конечно, советский скейтбординг имел свою специфику. Информации было немного и поступала она дозировано, но все же по материалам специализированной советской прессы люди знали, что существуют некие асфальтовые серферы, роликовые самокаты. К середине 1980-х в СССР было налажено производство скейтбордов. Но здесь были свои нюансы, говорит Глеб Бенциовский:
- Советский скейтбординг довольно специфичен. Во-первых, потому что советская промышленность, в большинстве своем, предлагала скейтборды морально устаревшей конструкции, заточенные под слалом (в СССР культивировался этот вид спорта), в то время как во всем мире уже катались на досках для стрит-стайла, верт-стайла. Во-вторых, по этой причине достаточно сильно было развито «самоделостроение». Скейтеры модернизировали и дорабатывали скейтборды под свои нужды. В том числе, чтобы достигать результатов, которые, например, были увидены в фильме «Достигая невозможного» (его показывали в кинотеатрах СССР). Из него мы узнали о легендарных скейтерах Тони Хоуке, Стиве Кабаллеро, которые катались на настоящих американских «досках».
Сегодня в «Скейт-музее СССР» насчитывается свыше 120 «асфальтовых серфов». Артефактов – огромное количество, сложно оценить в цифрах и объем фото-видеоархива. Экспозиция постоянно пополняется. На выставке сейчас представлена лишь некоторая часть собрания. В музей артефакты попадают разными путями – что-то изначально было у Глеба, что-то передали ему знакомые из Минска, а также, Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Саратова, Калининграда, Прибалтики – ключевых точек советской скейтерской «тусовки».
– Есть люди, которые, узнав о музее, сами передают в дар либо отдают на определенных условиях своих артефакты, чтобы они сохранились.
В центре экспозиции, представленной на «Мотовело», -- самые популярные советские скейтборды «Скат». Они выпускались в середине 1980-ых годов и были практически полной репликой американской доски Powell-Peralta 1975-го года, подвеска – повтор подвесок Bennett. Этим «Скат» и обязан своей популярности: у «доски» был киктейл (то есть загнутый «хвост»), что позволяло на ней маневрировать.
- Среди известных досок и таллиннские Rula – их было несколько моделей, в том числе и «рыба». Знаю людей, которые специально ездили за ними в Эстонскую ССР и покупали прямо с завода, - проводит экскурсию создатель музея. - Еще одна легенда – латвийские Ripo, которые имели и киктэйл, и рыбообразую форму.
Сам Глеб первой «доской» обзавелся в 1988 году – правда, в экспозиции ее нет. История в своем роде уникальная: инициатором покупки была бабушка. Глеб хотел велосипед, но желаемого в спорттоварах не нашлось – были только дорогие модели. Зато на полках стояли коробки с яркой надписью «роликовая доска». «То, что нужно», - решила бабушка и, несмотря не возражения внука, отправилась на кассу. Первый скейт был довольно примитивным, но это было только начало: позже под ногами Глеба стали появляться более удобные и современные модели.
На экспонаты то и дело заглядываются посетители выставки. Те, кто помладше, издали заворожено рассматривают устройства, на которых «катали» их родители, а те, кто застал эпоху советского скейтбординга, без стеснения подходят поближе: узнают свои прежние «доски». Среди почетных гостей музея – старшие товарищи Глеба – «первая волна» минского скейтбординга Эдуард, по кличке «Седой», и Николай Садовский. Эдуард подходит к доскам Rula и берет в руки один из экземпляров:
- Это скейт моего друга. Такими были первые доски, которые покупались в Риге. Я тоже с такой начинал. Хотя самый первый скейт я и мои друзья сделали благодаря отцу, который работал сварщиком. Он сварил нам подвески, мы выпилили деки. Пошли на горку учиться «катать». Падали – сдирали локти и коленки. Тогда и поняли: первое, чему будем учиться – это падать. Собрали кучу свежескошенной травы и репетировали падения. Потихоньку втянулись. Потом стали приобщать и других ребят – собирали компанию по дворам, предлагали собраться в одном месте.
К слову, одной из ключевых точек сбора минских скейтеров советской эпохи была «Академка» -- площадка возле Академии наук. Одновременно там могли кататься до 100 человек. Еще одним легендарным местом были Раубичи.
Где можно было купить доску в СССР? Тема дефицита была актуальна и для скейтеров. Более-менее хорошие скейты стоили достаточно дорого - от 29 до 55 рублей – и были редкостью, рассказывает Глеб Бенциовский:
- Нужно было держать руку на пульсе. У каждого здравомыслящего скейтера всегда лежало в «загашнике» 30 рублей, чтобы, когда в спорттоварах «выкинули» скейтборды, быстро сбегать и купить. В силу того, что комплектующих, как правило, не продавалось, приходилось заниматься «самодельничеством» – на подвески и колеса делать другие деки, потому что они быстро приходили в негодность.
Выпускали скейты довольно серьезные заводы. По словам Глеба Бенциовского, легендарные скейты АПОМ, например, производило Андроповское производственное объединение моторостроения – это был оборонный завод, который делал турбины для самолетов. Киевские (были еще ленинградские) доски «Вираж» – судоремонтный завод. Борды «ЛУАЗ» выпускал Луцкий автозавод -- предприятие, изготовлявшее маленькие утилитарные внедорожники военного назначения:
- Время от времени советским заводам удавалось делать достойные экземпляры. Но порой модели были крайне неудачными.
Глеб берет один из скейтов – на первый взгляд вполне обычный – и протягивает мне. Доска оказывает очень тяжелой – удержать одной рукой не получается. Выясняется, что это - металлический скейтборд «Роллинг». Как на таком кататься, не говоря уже о выполнении трюков - сложный вопрос.
Выпускали скейты и в Беларуси – производство было налажено в Житковичах (Житковичский моторный завод), Пинске (завод «Кузлитмаш») и Могилеве (завод «Техноприбор»). На могилевском предприятии изготовление скейтов было весьма специфичным -- иногда делали хорошие борды с качественными полиуретановыми колесами, иногда выпускали неудачные модели с тяжелыми колесами с металлическим сердечником.
Среди экспонатов выставки замечаю обувь. Помимо привычных кедов (популярны были «Кросс» и «Два мяча») встречается необычная заграничная модель. Как она сюда попала? Глеб вспоминает:
- Это одна из «загадок природы». Vision - очень серьезная американская компания, которая производит скейтборды и сопутствующие аксессуары. В 1992 году некий бизнесмен привез в Москву огромную партию этих кедов 1989 года выпуска. Продавались они за какие-то символические деньги. В итоге вся Москва каталсь в фирменной обувке, а мы просто с ума сходили – у нас-то были обычные кеды. Этот экземпляр, отлично сохранившийся, передала в дар музею Наталья Бондаренко.
Помимо советских раритетов в музее можно увидеть и зарубежные редкости. К примеру, первый промышленно выпущенный скейтборд США – Roller Derby 1959 года, первый немецкий - RollBrettl, а также оригинальный американский Zippies Surf Board - скейт с уникальной формой. Это стало возможным благодаря тому, что Глеб ведет плотное общение с коллегами из США и Берлина. Происходит обмен экспонатами – так, в экспозициях скейт-музеев США и Германии теперь можно увидеть советские экземпляры.
Пока «Скейт-музей СССР» не имеет собственного помещения, куда мог бы прийти любой желающий. Коллекция хранится дома у ее владельца – иногда к Глебу Бенциовскому приезжают гости из США, Японии, ЕС, чтобы взглянуть на уникальное собрание. Остальным остается посещать выставки, на которых экспозиция временно размещается. К слову, через месяц предстоит еще одна – в этот раз акцент будет сделан на самодельных скейтах СССР.