Как уникальные скульпторы превращают глыбы льда в произведения искусства
10.01.2020 22:04:41
Инна ГОРБАТЕНКО
Хоть январь и не балует нас снегом, ледяные арт-объекты повышают градус зимнего настроения. Так, крупнейшая скульптурная композиция появилась в Могилеве. Ледяная резиденция Деда Мороза расположилась в самом центре города — парке в Подниколье. Материал для нее — а это 14 тонн чистейших озерных кубов — привезли из Екатеринбурга. Преодолев расстояние почти в 2,5 тысячи километров, в руках умелых мастеров он превратился в сказочных персонажей выше человеческого роста. Свои хрупкие шедевры мастера посвятили сказке «Щелкунчик и Мышиный король». Корреспондент «Р» встретилась со скульптором Минской студии ледяного искусства Nice Михаилом Рогатко и приобщилась к редкому искусству.
Хрупкая красота
По образованию Михаил Рогатко — скульптор. Окончил Белорусскую государственную академию искусств и уже десять лет превращает бездушные ледяные блоки в дышащие энергией произведения. С Михаилом знакомимся в холодной мастерской — морозильной камере с необходимым для работы арсеналом. Тут — всевозможные стамески, ножи, резцы, шлифовальные машины, электропила и даже утюг.
— Для изготовления скульптур из природных материалов нужно совсем немного: острая стамеска и умелые руки, — начинает беседу Михаил. — Лед не самый легкий материал, но работать с ним не сложнее, чем с деревом. Нужно учитывать его хрупкость и капризность, заранее смириться с недолговечностью. Один очень большой плюс льда: если какая-то деталь в процессе работы отломилась, ее всегда можно приморозить на место.
Главная особенность льда — прозрачность. Скульптура из него кажется интереснее и многограннее, чем из дерева или глины. В этом же главная сложность работы с таким материалом: начинающим мастерам сложно поймать необходимый объем и линии.
Опытный ледяной волшебник Михаил ловко превращает глыбы льда в скульптуры — барную стойку, подставку под шампанское, ледяную посуду, логотип компании, сердца с именами новобрачных или свадебную арку. Он может реализовать во льду любую идею. Сегодня будем делать самовар. Используем для работы несколько блоков, которые предварительно полили водой, чтобы они склеились в одно целое. Скульптор начинает работу сверху, постепенно снимая слой за слоем лишний объем.
Замечаю, что в каждом углу студии лежат глыбы льда. Пробую поднять — не выходит. Каждая весом по 100 килограммов, а то и больше. Лед предельно прозрачный, на наших водоемах такого не увидишь. Заметив мой интерес, Михаил поясняет:
— На наших водоемах льда еще нет. Даже если бы и был, то он тонкий. Для создания скульптур его не используем. Искусственный лед тоже не панацея, хоть он и прочнее и медленнее тает, процесс его получения долгий и затратный. Блок морозится трое суток. А для одной скульптуры нужно несколько таких блоков.
Оптимальным решением стал лед привозной. Глыбы по 100 килограммов доставляют в специальных холодильниках с уральских озер и Байкала. За водоемами в теплое время года там тщательно ухаживают — очищают от водорослей, чтобы с приходом зимы образовался прозрачный лед. Затем выпиливают блоки нужных размеров, извлекают их кранами и привозят в Беларусь.
Креативная сказка
Мы встретились с Михаилом сразу после его возвращения в Минск из Могилева, где он в составе своих коллег ваял резиденцию Деда Мороза по заказу городской администрации. В этом году креативная площадка вместила еще больше сказочных персонажей. Спустя две недели напряженной работы областной центр украсили Дед Мороз и Снегурочка, трон, ледяной дворец, замковая стена и лошадь с каретой. Отдельное место в ледяной резиденции — главным героям знаменитого произведения Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Во время беседы Михаил не отвлекается от дела ни на минуту. Он тщательно проводит лезвием по льду, слегка наклоняется, присматриваясь, ровная ли вышла линия. Параллельно вспоминает о работе над проектом в Могилеве:
— Одни скульптуры вместе с коллегами Дмитрием Подвойским и Денисом Новицким вырезали на месте. Другие подготовили к экспозиции в морозильной камере, распиливая и упаковывая для удобства транспортировки, доставили в парк и на месте заново собрали.
Доставить работы в парк в Подниколье было непросто. Во время торможения автомобиля хрупкие произведения могут разбиться. Чтобы доставить их в целости и сохранности, ГАИ обеспечила сопровождение.
Потолок ледяной
Один из самых масштабных заказов, которые приходилось ваять моим собеседникам, — скульптура изо льда вышки мобильной связи высотой 4,5 метра в Минске. Не менее крупный проект — первая в Беларуси ледяная комната. Это помещение площадью 25 квадратных метров, внутри которого все сделано изо льда — стены, диван, камин, сундук... Чтобы проявить все грани своего таланта, скульпторам понадобилось 15 тонн льда. От первых эскизов до открытия комнаты прошло около двух месяцев. В помещении, жизнеспособность которого зависела от холода, все время поддерживалась температура минус 10 градусов. Оттого находиться в прозрачных интерьерах можно только в куртках.
Когда разговор заходит о самых сложных проектах, Михаил Рогатко, в чьих руках бесформенная глыба на раз-два превращается в сказочного персонажа, говорит:
— Неважно, просит заказчик медведя или трехглавого дракона. Благодаря крепким академическим знаниям проблем с исполнением не возникает. Пожалуй, сложнее всего придать динамику скульптуре: она должна выглядеть живой. Дракон, например, должен лететь, вокруг него нужно визуализировать порывы ветра...
На создание ажурных ледяных декораций уходит от одного часа до нескольких недель. Все зависит от сложности и объема работ. Ледяную композицию средних размеров мастера создают за полтора-два дня. Нередко глыба капризничает и вносит свои коррективы в задумку автора. Но не сегодня. Не проходит и получаса, как в прямоугольном куске льда я начинаю угадывать очертания самовара.
Я уже изрядно замерзла, а Михаил, не обращая внимания на минусовую температуру, продолжает посвящать меня в тонкости ледяного ремесла. Переминаясь с ноги на ногу, интересуюсь, каково это — работать в условиях вечного мороза.
— Оптимальная температура для работы со льдом — минус 8—10 градусов, — условия, в которых приходится творить, Михаила не смущают. — Работая с деревом или бронзой, можно не спеша подумать, прикинуть, что к чему. Работая в холодильной камере, долго не надумаешься. Процентов 70 скульпторов по этой причине не работают со льдом.
Полный комплект
У каждого профессионала есть свой инструмент. Его изготавливают по индивидуальному заказу с учетом анатомических особенностей кисти руки мастера. Что касается остальных приспособлений, то для работы со льдом используются те же инструменты, что и для работы с деревом.
Процесс создания скульптуры довольно кропотливый. На этапе грубой обработки мастер формирует пилой очертания будущей композиции. Затем в ход идут стамески — круглые, плоские, шероховатые… С их помощью работа приобретает очертания конкретного персонажа или объекта. Жужжание пилы и стук стамесок в мастерской не смолкают ни на минуту. Пару часов спустя наш самовар готов, а на его верхушке красуется сапог!
Скульптор берет в руки раскаленный утюг и начинает «гладить» поверхность, на которой стоит композиция. Оказывается, для выравнивания больших поверхностей утюг — вещь незаменимая. Именно с его помощью выравнивают столешницу ледяной барной стойки, фото которой украшает портфолио мастера. Наблюдаю, как Михаил ловким движением руки превращает шершавую поверхность в идеально ровную гладь. Начинает казаться, что и мне под силу этот этап. Чего там сложного? Бери да гладь. Но не тут-то было. Пару несмелых движений — и я чуть не испортила подставку нашего самовара: она едва не потрескалась под жаром утюга.
Осталось пару финальных штрихов: наносим букву «Р» характерным шрифтом с засечками и снежинку, куда же без нее зимой? Самовар выглядит крайне натурально. Так и хочется открыть кран и налить себе чашку крепкого травяного чая для согрева.
Скучать мастерам не приходится, а в зимний период — особенно. За год скульпторы студии ледяного искусства делают около 50 композиций.
Финальный штрих — наносим букву «Р» характерным шрифтом с засечками.
Вечное временное
Скучать мастерам не приходится, а в зимний период — особенно. За год скульпторы студии ледяного искусства создают около 50 композиций. Это не только украшение улиц и парков города, но и изготовление рекламных конструкций и логотипов компаний, декоративных фигур для торжественных мероприятий и даже барных стоек. Корпоративные заказы выставляются на площадках, где происходят гулянья. Цикл жизни таких композиций — 12 часов. Они стоят на декоративном каплесборном поддоне, где скапливается талая вода.
Подсветка фигуры — не менее важная составляющая композиции. Она монтируется внутри поддонов и отвечает за игру света и цвета. Зачастую именно от цветового освещения зависит то, какой эффект произведет скульптура. Особенно зрелищно произведения смотрятся с небольшого расстояния.
«Хрустальные» творения днем сияют в лучах солнца, а ночью переливаются разноцветными огнями. Любовался бы этими шедеврами круглый год, если бы не одно но — они недолговечны и с приходом тепла растают, как сказочный сон. Оставшееся от уличных композиций обычно ближе к весне разбивают дворники или техника, которая занимается уборкой и вывозом снега. Со скульптурами в помещении сложнее. Нужно распилить их на фрагменты и вынести из здания.
— Уличным композициям страшен только дождь. При плюсовой температуре лед будет истончаться, но понемногу и равномерно, — добавил напоследок Михаил. — Если дождя не будет, то резиденция Деда Мороза в Могилеве, например, сможет простоять до марта.
gorbatenko@sb.by
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО и из архива героя материала.
Хрупкая красота
По образованию Михаил Рогатко — скульптор. Окончил Белорусскую государственную академию искусств и уже десять лет превращает бездушные ледяные блоки в дышащие энергией произведения. С Михаилом знакомимся в холодной мастерской — морозильной камере с необходимым для работы арсеналом. Тут — всевозможные стамески, ножи, резцы, шлифовальные машины, электропила и даже утюг.
— Для изготовления скульптур из природных материалов нужно совсем немного: острая стамеска и умелые руки, — начинает беседу Михаил. — Лед не самый легкий материал, но работать с ним не сложнее, чем с деревом. Нужно учитывать его хрупкость и капризность, заранее смириться с недолговечностью. Один очень большой плюс льда: если какая-то деталь в процессе работы отломилась, ее всегда можно приморозить на место.
Главная особенность льда — прозрачность. Скульптура из него кажется интереснее и многограннее, чем из дерева или глины. В этом же главная сложность работы с таким материалом: начинающим мастерам сложно поймать необходимый объем и линии.
Опытный ледяной волшебник Михаил ловко превращает глыбы льда в скульптуры — барную стойку, подставку под шампанское, ледяную посуду, логотип компании, сердца с именами новобрачных или свадебную арку. Он может реализовать во льду любую идею. Сегодня будем делать самовар. Используем для работы несколько блоков, которые предварительно полили водой, чтобы они склеились в одно целое. Скульптор начинает работу сверху, постепенно снимая слой за слоем лишний объем.
Замечаю, что в каждом углу студии лежат глыбы льда. Пробую поднять — не выходит. Каждая весом по 100 килограммов, а то и больше. Лед предельно прозрачный, на наших водоемах такого не увидишь. Заметив мой интерес, Михаил поясняет:
— На наших водоемах льда еще нет. Даже если бы и был, то он тонкий. Для создания скульптур его не используем. Искусственный лед тоже не панацея, хоть он и прочнее и медленнее тает, процесс его получения долгий и затратный. Блок морозится трое суток. А для одной скульптуры нужно несколько таких блоков.
Оптимальным решением стал лед привозной. Глыбы по 100 килограммов доставляют в специальных холодильниках с уральских озер и Байкала. За водоемами в теплое время года там тщательно ухаживают — очищают от водорослей, чтобы с приходом зимы образовался прозрачный лед. Затем выпиливают блоки нужных размеров, извлекают их кранами и привозят в Беларусь.
Креативная сказка
Мы встретились с Михаилом сразу после его возвращения в Минск из Могилева, где он в составе своих коллег ваял резиденцию Деда Мороза по заказу городской администрации. В этом году креативная площадка вместила еще больше сказочных персонажей. Спустя две недели напряженной работы областной центр украсили Дед Мороз и Снегурочка, трон, ледяной дворец, замковая стена и лошадь с каретой. Отдельное место в ледяной резиденции — главным героям знаменитого произведения Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».
Во время беседы Михаил не отвлекается от дела ни на минуту. Он тщательно проводит лезвием по льду, слегка наклоняется, присматриваясь, ровная ли вышла линия. Параллельно вспоминает о работе над проектом в Могилеве:
— Одни скульптуры вместе с коллегами Дмитрием Подвойским и Денисом Новицким вырезали на месте. Другие подготовили к экспозиции в морозильной камере, распиливая и упаковывая для удобства транспортировки, доставили в парк и на месте заново собрали.
Доставить работы в парк в Подниколье было непросто. Во время торможения автомобиля хрупкие произведения могут разбиться. Чтобы доставить их в целости и сохранности, ГАИ обеспечила сопровождение.
Потолок ледяной
Один из самых масштабных заказов, которые приходилось ваять моим собеседникам, — скульптура изо льда вышки мобильной связи высотой 4,5 метра в Минске. Не менее крупный проект — первая в Беларуси ледяная комната. Это помещение площадью 25 квадратных метров, внутри которого все сделано изо льда — стены, диван, камин, сундук... Чтобы проявить все грани своего таланта, скульпторам понадобилось 15 тонн льда. От первых эскизов до открытия комнаты прошло около двух месяцев. В помещении, жизнеспособность которого зависела от холода, все время поддерживалась температура минус 10 градусов. Оттого находиться в прозрачных интерьерах можно только в куртках.
Когда разговор заходит о самых сложных проектах, Михаил Рогатко, в чьих руках бесформенная глыба на раз-два превращается в сказочного персонажа, говорит:
— Неважно, просит заказчик медведя или трехглавого дракона. Благодаря крепким академическим знаниям проблем с исполнением не возникает. Пожалуй, сложнее всего придать динамику скульптуре: она должна выглядеть живой. Дракон, например, должен лететь, вокруг него нужно визуализировать порывы ветра...
На создание ажурных ледяных декораций уходит от одного часа до нескольких недель. Все зависит от сложности и объема работ. Ледяную композицию средних размеров мастера создают за полтора-два дня. Нередко глыба капризничает и вносит свои коррективы в задумку автора. Но не сегодня. Не проходит и получаса, как в прямоугольном куске льда я начинаю угадывать очертания самовара.
Я уже изрядно замерзла, а Михаил, не обращая внимания на минусовую температуру, продолжает посвящать меня в тонкости ледяного ремесла. Переминаясь с ноги на ногу, интересуюсь, каково это — работать в условиях вечного мороза.
— Оптимальная температура для работы со льдом — минус 8—10 градусов, — условия, в которых приходится творить, Михаила не смущают. — Работая с деревом или бронзой, можно не спеша подумать, прикинуть, что к чему. Работая в холодильной камере, долго не надумаешься. Процентов 70 скульпторов по этой причине не работают со льдом.
Полный комплект
У каждого профессионала есть свой инструмент. Его изготавливают по индивидуальному заказу с учетом анатомических особенностей кисти руки мастера. Что касается остальных приспособлений, то для работы со льдом используются те же инструменты, что и для работы с деревом.
Процесс создания скульптуры довольно кропотливый. На этапе грубой обработки мастер формирует пилой очертания будущей композиции. Затем в ход идут стамески — круглые, плоские, шероховатые… С их помощью работа приобретает очертания конкретного персонажа или объекта. Жужжание пилы и стук стамесок в мастерской не смолкают ни на минуту. Пару часов спустя наш самовар готов, а на его верхушке красуется сапог!
Скульптор берет в руки раскаленный утюг и начинает «гладить» поверхность, на которой стоит композиция. Оказывается, для выравнивания больших поверхностей утюг — вещь незаменимая. Именно с его помощью выравнивают столешницу ледяной барной стойки, фото которой украшает портфолио мастера. Наблюдаю, как Михаил ловким движением руки превращает шершавую поверхность в идеально ровную гладь. Начинает казаться, что и мне под силу этот этап. Чего там сложного? Бери да гладь. Но не тут-то было. Пару несмелых движений — и я чуть не испортила подставку нашего самовара: она едва не потрескалась под жаром утюга.
Осталось пару финальных штрихов: наносим букву «Р» характерным шрифтом с засечками и снежинку, куда же без нее зимой? Самовар выглядит крайне натурально. Так и хочется открыть кран и налить себе чашку крепкого травяного чая для согрева.
Скучать мастерам не приходится, а в зимний период — особенно. За год скульпторы студии ледяного искусства делают около 50 композиций.
Финальный штрих — наносим букву «Р» характерным шрифтом с засечками.
Вечное временное
Скучать мастерам не приходится, а в зимний период — особенно. За год скульпторы студии ледяного искусства создают около 50 композиций. Это не только украшение улиц и парков города, но и изготовление рекламных конструкций и логотипов компаний, декоративных фигур для торжественных мероприятий и даже барных стоек. Корпоративные заказы выставляются на площадках, где происходят гулянья. Цикл жизни таких композиций — 12 часов. Они стоят на декоративном каплесборном поддоне, где скапливается талая вода.
Подсветка фигуры — не менее важная составляющая композиции. Она монтируется внутри поддонов и отвечает за игру света и цвета. Зачастую именно от цветового освещения зависит то, какой эффект произведет скульптура. Особенно зрелищно произведения смотрятся с небольшого расстояния.
«Хрустальные» творения днем сияют в лучах солнца, а ночью переливаются разноцветными огнями. Любовался бы этими шедеврами круглый год, если бы не одно но — они недолговечны и с приходом тепла растают, как сказочный сон. Оставшееся от уличных композиций обычно ближе к весне разбивают дворники или техника, которая занимается уборкой и вывозом снега. Со скульптурами в помещении сложнее. Нужно распилить их на фрагменты и вынести из здания.
— Уличным композициям страшен только дождь. При плюсовой температуре лед будет истончаться, но понемногу и равномерно, — добавил напоследок Михаил. — Если дождя не будет, то резиденция Деда Мороза в Могилеве, например, сможет простоять до марта.
gorbatenko@sb.by
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО и из архива героя материала.